Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей у безречевых или неговорящих детей.
материал по логопедии

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей  у безречевых или неговорящих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ritmiko-intonatsionnoy_storony_rechi_detey.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в освоении основной образовательной программы и своём развитии, социальной адаптации

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей

 у безречевых или неговорящих детей.

До недавнего времени моя работа, как логопеда, была сконцентрирована на детях с ФФН, ОНР, у которых есть уже какой-то словарный запас, сформировано звукопроизношение, слоговая структура слова и всё это требовало дальнейшего развития, определенной доработки и шлифовки.

На сегодняшний день, в рамках работы ППМС - центра, мы, логопеды, оказываем коррекционно-развивающую помощь и неговорящим детям в младших дошкольных группах. За термином неговорящие дети можно представить совершенно разных детей. Но сегодня будет сделан акцент на ребенке, который готов к сотрудничеству. По моим наблюдениям он интеллектуально сохранен.

В русском языке что ни приставка, что ни суффикс – то новое слово. И все эти новые слова, новые формы выучить невозможно. А значит надо не слова  или слоги учить, а нужно создать ту базу, на которой новые слова будут учиться сами по себе. Мы же не скажем ребенку «Пойдем новые слова учить»

Для неговорящих детей формирование ритмико-интонационной стороны речи приоритетно.

Ритм – широкое понятие. Ритм сердца, дыхания, речи, ходьбы. смены частей суток, времён года…Ритм даёт движение, жизнь. Если на минутку представить, что ритма нет, остановится жизнь, время, развитие…………..

Поэтому именно ритм используем при запуске речи у неговорящих детей. Давайте, коллеги для себя уточним, что такое запуск речи?

Это процесс, который направлен прежде всего на налаживание коммуникации, на раскрытие умения и желания общаться. Иными словами создаем речевую мотивацию и стимулируем речевое высказывание.

Итак, ко мне пришел ребенок, у которого коммуникация выражается через жест и мимику. Тревожный. Реагирует плачем на незнакомого педагога, когда он не может выразить свои эмоции, желания. Наблюдала  я его с первой младшей группы. Ребенок прошел медикаментозное лечение у невролога. Родители работают по полнению пассивного словаря. Много разговаривают, но речь не запустилась. Никита имеет положительную мотивацию к занятиям. Он еще не умеет учиться, но он с удовольствием откликается на любое мое предложение поиграть.

Использование камней, музыкальных инструментов  -  как предпосылки к развитию чувства ритма.

В первую очередь я начала с привития учебного поведения.

  1. Давайте поиграем. Я буду произносить звуки, а вы как услышите звук  А, кладите камешек. Работаем с 1 цветом.

Далее усложняем работу. Включаем

  1. Возьмите камешки 2-х цветов. Я буду произносить звукокомплексы, На звук А кладите красный камешек, на У синий камешек. Начинаем с 2 звуков, затем цепочку увеличиваем. Количество зависит от памяти ребенка. Как усложнение – использовать обе руки. АУ, УА. УУУАУ

Можно использовать игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап ! (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

Необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у ребенка и выполняются по инструкции педагога. Тем самым я развиваю произвольное внимание и моторную ловкость (Работа обеими руками, неведущей рукой, Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач)

Использование камней как предпосылки к развитию слоговой структуры слова

Эти же предметы я использую как предпосылки к развитию слоговой структуры слова.

Беру уже имеющиеся в арсенале звуки. А эти звуки у нас появились в ходе работы над звукоподражаниями. Почему берем только два слога?

Мы знаем основные 6 ритмов в которые укладываются слова различной слоговой структуры. Мы работаем с ритмом, с помощью которого мы выучим слова, обозначающие членов семьи.

Кнопочки – линейки

Хочу сказать прежде чем начать работу с кнопочками – линейками необходимо провести подготовительную работу. Это пальчиковые шаги, игра на барабане, постукиваия разными пальцами и т.д. Здесь же мы закрепляем имеющиеся в словаре все звукокомплексы, звукоподражания, и слова.

Когда работаем один на один с ребенком цвет кнопочек не имеет значения, а если для подгруппы,  обязательно чтобы  1-й круг был одного цвета. В какие игры мы играли. Это длительное произношение звуков. Какие цели я могла преследовать? (ОТВЕТЫ). Это последовательность 2 слогов.

Все коллеги поставьте большой палец боком на красный круг. Луче-запястный сустав на стол. Все пальчики поджать. Работаем большим и указательными пальцами

Игра «Громко-тихо!»

Эти упражнения помогут сформировать ощущение ритма! Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой. Для даной работы я использую большие и маленькие картинки.

ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Именно в деятельности можно добиться вызывания слов

«Кого не стало?»  Где предлагается закрыть глаза. Р. Открывает глаза и с помощью звукоподражания называет кто исчез. А потом просим позвать его.

Хороша игра «Покорми птичку». Для птички лепим зернышки из пластилина. Приклеиваем , сопровождаем КО_КО_КО и т.д.

«Капли дождя» На листе рисунок или аппликация. Из синего пластилина лепим капли и приклеиваем с звукоподражанием КАП_КАП_КАП

Уважаемы, коллеги. Подытоживая хочу Вас призвать к тому, что мы взрослые находимся в одной среде с неговорящими детьми. Можно сделать хорошей традицией приветствие друг -друга хлопками. Называть имена детей, прощаться, просить тишину тоже использовать  хлопки. Ведь коммуникация бывает не только вербальная, но и невербальная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой детей страшего дошкольного возраста с ОНР

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой(старшая группа – ОНР)...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.               2. Уточнять и активизировать слова...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "Лесные приключения"

Цель.  1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С....

"Основные аспекты технологии обследования и формирования произносительной стороны речи у безречевых детей"

В статье дается ответ на вопрос " Кто такой безречевой ребенок?". Далее автор знакомит с  дифференциальной  диагностикой и  логопедическим обследованием. Дано теоретическое обоснование ...

«Формирование ритмико-интонационной структуры речи по методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой»

Одной из тревожных тенденции современного мира является рост детей с проблемами в развитии. Уровень речевого развития современных детей-дошкольников неудовлетворительный и проблема развития речи детей...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...