Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста.
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цыпляева Елена Ивановна

Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста.

Слайд 2

« Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». К.Д. Ушинский Семантика — (фр. Semantique, от греч. semantikos — обозначающий, sema — знак) (В. И. Селиверстов.)

Слайд 3

«В обучении родному языку центральное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребенку вступать в общение со взрослыми и сверстниками», — пишут О.С. Ушакова и Е.М. Струнина.

Слайд 4

Слово – основной элемент и одновременно знак языка. Оно обозначает предметы, выделяет их признаки, обозначает действия, отношения между предметами, т. е. кодирует наш опыт. Эту основную роль позволяет выполнять его семантическая (смысловая) структура, включающая значение и смысл слова.

Слайд 5

Три основные семантические функции слова. 1. Слово-наименование не только называет предмет, указывает на него, но и одновременно указывает на его свойства, функции, выделяя и обобщая их. Так, слово «хлебница» содержит не только прямое указание на соответствующий предмет, но и одновременно указание на то, что данный предмет имеет отношение к определенному продукту питания, что он является вместилищем. Наконец, это слово обозначает, что в речи отображается только один, а не несколько одинаковых предметов

Слайд 6

2. Слово на основе обобщения основных признаков, свойств предмета относит его к той или иной предметной категории. Каждое слово как бы обобщает вещи, их признаки (или действия), относит их к определенной категории. Например, «книга» – это любая книга (художественная, научная, детская); «часы» – любые часы (наручные, будильник, часы с боем и т. д.).

Слайд 7

3. слово «вводит» обозначаемый предмет (действие, качество) в определенную систему смысловых связей и отношений . Например, слово «ученик» неизбежно вызывает в сознании человека такие смысловые связи (понятия), как «школа», «учителя», «уроки», «школьные принадлежности», а иногда соотносится и с более отвлеченной системой категорий, таких как «процесс обучения», «методы обучения и воспитания» и др.

Слайд 8

Задачи: Вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию. Накопление, обогащение словаря, эта задача тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

Слайд 9

Три уровня семантического развития дошкольников. Первый уровень (высокий) - дети владеют названиями предметов, их действий и признаков, используют различные стратегии толкования значений слов, пользуются словообразовательными операциями и средствами. Их связные рассказы характеризуются определенной структурой, разнообразием лексического наполнения.

Слайд 10

Второй уровень (средний) - дети называют предметы, действия и некоторые качества (цвет, размер). Связные (описательные) рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия, либо качества. Третий уровень (низкий) - дети испытывают затруднения при назывании предметов, их действий и особенно качеств. Рассказы состоят из названий предметов и перечисления их отдельных частей.

Слайд 11

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. В процессе формирования речи ребенка слово становится «основой обобщения (а тем самым и орудием мышления) и средством общения — орудием речевой коммуникации»

Слайд 12

Значение слова как основной компонент внутренней содержательной стороны этого универсального знака языка нельзя рассматривать в отрыве от его внешнего «материального носителя». Внешним аппаратом или материальным носителем значения является звуко-слоговая структура слов, т. е. слово как устойчивый звукокомплекс . Как указывал А.А. Потебня, «всякое слово как звуковой знак значения основано на сочетании звука и значения».

Слайд 13

То есть за каждым словом обязательно стоит система звуковых, смысловых, механических связей, которые составляют семантическое поле. Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем» Например, слово «КОШКА» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка — крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка — молоко — мышка), и понятийные связи (кошка — домашнее животное).

Слайд 14

Наличие «семантического поля» и позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. «Семантическое поле» состоит из ядра, которое окружает периферия — концерны. В ответ на слово — стимул дети выдают ассоциаты по типу- ситуации; словотворчества; - антонимии; синонимии; - понятийных связей; видовых связей; родовых отношений, - звуковых связей; - случайных связей; - переносного значения; омонимов и т. д.

Слайд 16

Содержание и методы обучения развитие неречевых функций: внимания, памяти, зрительно-моторной координации отработка умений сравнивать, выделять характерные свойства предметов учить обобщать слова по определенному признаку Производить фонематический анализ каждого звукокомплекса, т. е. различение сходных звукосочетаний (фонем) и слов, например: «мальчик-мячик»;

Слайд 17

отнесение выделенного слова к определенному объекту (признаку, действию, связи), т. е. понимание слова; освоение механизма речепроизношення (артикуляции);

Слайд 18

Практический материал по работе над формированием семантической стороной речи.

Слайд 19

Упражнение « Скажи какой ». Цель: Учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная»; «Это помидор».«Он красный, круглый, спелый, сочный»). « Это огурец» («Он продолговатый, зеленый, хрустящий»). От называния видимых и ярких признаков ( цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойство, внутренних качества предмета, к его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно? А какой апельсин?»; «Сравни апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»)

Слайд 20

Упражнение «Сравни кукол» Цель: Учить соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклами имена, описывают внешний вид кукол , используя в речи прилагательные. Куклы захотели поиграть в мячики. Дети называют признаки предмета и его действие.

Слайд 21

Упражнение « Сравни медвежат» Цель: Учить различать предметы по характерным признакам. Воспитатель предлагает внимательно рассматреть 2 медвежат: один- черней и большой, другой- коричневый и маленький. Назови, кто это и чем они отличаются. Как его можно назвать, чтобы было понятно , что он черней? ( Черныш). Что он умеет делать? Как назвать другого другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький?(Малыш).

Слайд 22

Упражнение « Сравни разных зверят» Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку Мишка большой, а мышка (маленькая.). Еще какой мишка? А какая мышка? Что любит мишка? А что любит мышка? Далее в форме добавления сравниваются : лапы, голос, хвост.

Слайд 23

Упражнение « Назови одним словом». Цель: Закрепить представления об обобщающих словах. Воспитатель проводит беседу на тему: давайте вспомним, на чем спали куклы? Куда складывают вещи? Какие? Давай перечислим. Каким одним словом можно назвать эти предметы?

Слайд 24

Взаимодействия всех участников образовательного процесса: логопеда, воспитателя и родителей позволят добиться более высоких результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не то...

Формирование семантической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

Теоретическое обоснование проблемы . Практический материал по работе над словарем....

Презентация "Реализация комплексного подхода к формированию фонетической стороны речи детей раннего возраста"

Организация комплексного подхода формирования фонетической стороны речи....

Формирование семантической стороны речи детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.

данные представленны после проведенного исследования на базе компенсирующего детского сада....

Консультация для родителей "Последовательность формирования фонетической стороны речи в дошкольном возрасте"

В последнее время количество детей с нарушениями речи растёт. Кроме того, общему недоразвитию речи сопутствуют ранний детский аутизм или аутистические черты, задержка психического развития, детский це...

Консультация для педагогов "Формирование просодической стороны речиу детей дошкольного возраста с дизартрией"

Формирование просодической стороны речиу детей дошкольного возраста с дизартрией                              ...