Программа театрального кружка "В гостях у сказки" средняя группа
рабочая программа (средняя группа)

Сердюк Алина Сергеевна

Программа театрального кружка в ДОО для детей средней группы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Содержание программы

  1. Пояснительная записка………………………………………………...............3
  2. Учебный план…………………………………………………………………..8

  3. Календарный учебный график………………………………………………..10

3. Содержание программы……………………………………………………….15

4.  Условия реализации Программы…………………………………………......18

5.  Формы контроля, оценочные материал………………………………………19

6.  Информационные источники…………………………………………………20

                                1.Пояснительная записка

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

      Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших  - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

      Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

       Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

       Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

      Направленность программы: художественно-эстетическая

     Уровень освоения программы: стартовый (ознакомительный)

     Отличительные особенности программы.

Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.

       Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам»;

Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726 «Об утверждении концепции

развития дополнительного образования детей»;

СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-

3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.

№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования»;

Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Сказка»;

Локальными и распорядительными актами ДОО.

        Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

         Актуальность. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.

В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.

Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства

через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.

     Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

      Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

       Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

       Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

         Цель программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

       Задачи программы:

 Образовательные:

- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).

- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

Развивающие:

- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

- Развивать памятьвнимание, воображение, фантазию;

- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

- Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

- Развивать желание выступать перед родителями, детьми старших и младших групп.

- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений

Воспитательные:

- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

- Воспитание коммуникативных способностей детей

     

        Педагогическая целесообразность

Программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно - исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.

Адресатом программы являются дети средней группы детского сада в возрасте 4-5 лет.

Условия набора: для обучения принимаются все желающие дети средней группы детского сада в возрасте от 4 до 5 лет.

Количество обучающихся: 10-12 человек.

Объем программы составляет 54 часа

Срок освоения программы: 1учебный год (7 месяцев). Программа состоит из 1 модуля.

Режим занятий: 2 занятия в неделю, длительность - 20 мин. Занятия проводятся во второй половине дня.

     Форма обучения — очная, традиционная.

      Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая. Занятия кружка проходят с применением дистанционных образовательных технологий - в период временных ограничений, связанных с климатической или эпидемиологической ситуацией.  На занятиях присутствует максимум 10-12 детей.

Адрес реализации программы: 628484, город Когалым, ул. Дружбы народов, 20.

Планируемые (ожидаемые) результаты программы:

  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
  • Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

       Приемы и методы организации:

  • Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
  • Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
  • Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)

   Деятельность проводится в форме игры:

  • Игровые упражнения;
  • Этюды;
  • Игра-драматизация;
  • Сюжетно-ролевая игра.

         Форма отчетности: Спектакль в конце года.  Мониторинг.

                                                2. Учебный план

№п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации\контроля

всего

теория

практика

1

Осень

5ч 20м

1ч 20м

Октябрь

1.Знакомство с театром.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

2.Кто работает в театре?

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

3.Устройство театра

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

4. Как вести себя в театре.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

5. Сюжетно-ролевая игра «Театр».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

6.Знакомство с  театром «Би-ба-бо»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

7. Мимика.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

8. Сила голоса.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

Ноябрь

9. Знакомство с пальчиковым театром

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

10. Знакомство с плоскостным шагающим театром

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

11.  Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

12. Пойми меня.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

13. Язык жестов.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

14. Сила голоса и речевое дыхание.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

15. Знакомство с пальчиковым театром.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

16. Знакомство с теневым театром.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

2

             Зима.

7ч 20м

1ч 50м

  5ч 30м

Декабрь

1. Чувства. Эмоции.

20мин

5мин

15мин

Экскурсия в театр «Мираж самоконтроль

2.Сценическая пластика.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

3. Расслабление мышц.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

4.Воображаемое путешествие

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

5.Животные во дворе.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

6.Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

7.Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

8. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том как это делалось)

20мин

5мин

15мин

выставка

Январь

9. Знакомство с театром масок.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

10. Демонстрация театра на фланели.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

11.Театрализованная игра «Корабль».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

12.Инсценировка шуток-малюток

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

13.Культура и техника речи

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

14. Театрализованная игра «Насос и надувная подушка».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

Февраль

15.Знакомство с театром Бибабо

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

16.Театрализованная игра «Теремок», театр би-ба-бо.

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

17. Театрализованная игра «Ярмарка».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

18. Театрализованная игра «Корабль».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

19. Театрализованная игра «Заяц и охотник».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

20. Театрализованная игра «Дрессированные обезьяны».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

21. Театрализованная игра «Дрессированные медведи и зайцы».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

22. Театрализованная игра «Кошки и попугаи».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

3.

Весна.

5ч 20м

1ч 20м

Март

1.Театрализованная игра «Цирк зверей»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

2.Концерт «Цирк зверей».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

3.Игровая программа «Сам себе режиссёр»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

4. Игровая программа «Сам себе режиссёр»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

5.Чтение пьесы л. Поляк «Колобок»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

6.Драматизация сказки «Колобок».

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

7.Знакомство с пьесой «Колобок»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

8.Знакомство с пьесой «Колобок»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

Апрель

9.Знакомство с пьесой «Колобок»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

10.Знакомство с пьесой «Колобок»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

11.Знакомство с пьесой «Колобок»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

12.Игровая программа «Сам себе режиссёр»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

13.Репетиция спектакля «Колобок»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

14.Репетиция спектакля «Колобок»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

15.Показ спектакля «Колобок»

20мин

5мин

15мин

Спектакль

16.Игровая программа «Это вы можете!»

20мин

5мин

15мин

самоконтроль

  1. Календарный учебный график

Месяц

Время проведе

ния

Коли

чество мин.

Форма занятия

Тема занятия

Цель

Место проведения

октябрь

16.00

20

групповая

«Знакомство с театром».

Познакомить с понятием театр, видами театров, воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру. Пополнить словарный запаса.

Групповая комната

16.00

20

«Кто работает в театре?»

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру и людям, которые там работают. Пополнить словарный запас.

Групповая комната

16.00

20

«Устройство театра».

Систематизировать знания детей о внешнем виде театра, о его помещениях: фойе, зрительный зал, сцена.

Групповая комната

16.00

20

«Как вести себя в театре».

Знакомить с правилами поведения в театре.

Групповая комната

16.00

20

«Сюжетно-ролевая игра «Театр»».

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Групповая комната

16.00

20

«Знакомство с театром «Би-ба-бо»».

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Групповая комната

16.00

20

«Мимика».

Развивать мимику,

раскрепощать через игровую деятельность.

Групповая комната

16.00

20

«Сила голоса».

Развивать силу голоса,

работать над активизацией мышц губ.

Групповая комната

ноябрь

16.00

20

групповая

«Знакомство с пальчиковым театром».

Освоить навыки владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.

Групповая комната

16.00

20

«Знакомство с плоскостным шагающим театром».

Освоить навыки владения этим видом театральной деятельности.

Групповая комната

16.00

20

«Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?»

Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Групповая комната

16.00

20

«Пойми меня».

Развивать внимание, память, образное мышление.

Групповая комната

16.00

20

«Язык жестов».

Развивать внимание, память, образное мышление.

Групповая комната

16.00

20

«Сила голоса и речевое дыхание».

Развивать силу голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Групповая комната

16.00

20

«Знакомство с пальчиковым театром».

Освоить навыки владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.

Групповая комната

16.00

20

«Знакомство с теневым театром».

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Групповая комната

декабрь

16.00

20

групповая

«Чувства. Эмоции».

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими.

Групповая комната

16.00

20

«Сценическая пластика».

Развивать умение передавать через движения тела характер животных

Групповая комната

16.00

20

«Расслабление мышц».

Развивать умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Групповая комната

16.00

20

«Воображаемое путешествие»

Развивать воображение, память детей.

Групповая комната

16.00

20

«Животные во дворе».

Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новой скороговоркой; учить изображать животных, передавать их характерные движения.

Групповая комната

16.00

20

«Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр».

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Групповая комната

16.00

20

Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Групповая комната

16.00

20

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том, как это делалось)

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

Групповая комната

январь

16.00

20

групповая

«Знакомство с театром масок».

Освоение навыком владения данным видом театральной деятельности.

Групповая комната

16.00

20

«Демонстрация театра на фланели».

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Групповая комната

16.00

20

«Театрализованная игра «Корабль»».

Развивать кругозор, память, внимание.

Групповая комната

16.00

20

«Инсценировка шуток-малюток».

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.

Групповая комната

16.00

20

«Культура и техника речи».

Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас.

Групповая комната

16.00

20

«Театрализованная игра «Насос и надувная подушка». Совершенствовать умение напрягать и расслаблять мышцы, правильно артикулировать звуки ш и с, развивать речевое дыхание.

Групповая комната

февраль

16.00

20

«Знакомство с театром Бибабо»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Групповая комната

16.00

20

групповая

«Театрализованная игра «Теремок», театр         би-ба-бо» Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Групповая комната

16.00

20

«Театрализованная игра «Ярмарка»».

Развивать дикцию; расширить диапазон голоса; совершенствовать элементы актерского мастерства; развивать внимание, память.

Групповая комната

16.00

20

«Театрализованная игра «Корабль»».

Развивать кругозор, память, внимание.

Групповая комната

16.00

20

«Театрализованная игра «Заяц и охотник»».

Учить детей ориентироваться в пространстве; равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Групповая комната

16.00

20

«Театрализованная игра «Дрессированные обезьяны».

Продолжать работу над речевым дыханием, артикуляцией и голосом.

Групповая комната

16.00

20

«Театрализованная игра «Дрессированные медведи и зайцы»».

Совершенствовать пластическую выразительность.

Групповая комната

16.00

20

«Театрализованная игра «Кошки и попугаи»».

Работать над техникой речи, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.

Групповая комната

март

16.00

20

групповая

«Театрализованная игра «Цирк зверей»».

Знакомить детей с основами театральной культуры; прививать любовь к животным.

Групповая комната

16.00

20

«Концерт «Цирк зверей»».

Продолжать учить детей изображать животных, передавать их характерные движения; прививать любовь к животным.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Групповая комната

16.00

20

«Игровая программа «Сам себе режиссёр»».

Развивать воображение, умение придумывать небольшие сценки.

Групповая комната

16.00

20

«Игровая программа «Сам себе режиссёр»».

Продолжать учить детей импровизировать.

Групповая комната

16.00

20

«Чтение пьесы Л. Поляк «Колобок»».

Развивать речь детей; познакомить с пьесой Л. Поляк «Колобок».

Групповая комната

16.00

20

«Драматизация сказки «Колобок»».

Развивать речевое дыхание; заучивание текста пьесы Л. Поляк «Колобок».

Групповая комната

16.00

20

«Знакомство с пьесой «Колобок»».

Продолжать учить текст пьесы Л. Поляк «Колобок»; развивать речевое дыхание, артикуляцию.

Групповая комната

16.00

20

«Знакомство с пьесой «Колобок»».

Расширять диапазон и силу звучания голоса; развивать внимание, память, наблюдательность; продолжать заучивать текст пьесы Л. Поляк «Колобок»

Групповая комната

апрель

16.00

20

групповая

«Знакомство с пьесой «Колобок»».

Расширять диапазон и силу звучания голоса; развивать внимание, память наблюдательность; продолжать заучивать текст пьесы Л. Поляк «Колобок»

Групповая комната

16.00

20

«Знакомство с пьесой «Колобок»».

Продолжать учить текст пьесы Л. Поляк «Колобок»; развивать речевое дыхание; артикуляцию.

Групповая комната

16.00

20

«Знакомство с пьесой «Колобок»».

Расширять диапазон голоса, работать над артикуляцией; продолжать заучивать текст пьесы Л. Поляк «Колобок»

Групповая комната

16.00

20

«Игровая программа «Сам себе режиссёр»».

Развивать воображение, умение придумывать небольшие сценки.

Групповая комната

16.00

20

«Репетиция спектакля «Колобок»».

Развивать память, наблюдательность, внимание; продолжать работу над спектаклем «Колобок».

Групповая комната

16.00

20

«Репетиция спектакля «Колобок»».

Развивать память, наблюдательность, внимание; продолжать работу над спектаклем «Колобок».

Групповая комната

16.00

20

«Показ спектакля «Колобок»».

Совершенствовать пластику; развивать память; учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми.

Групповая комната

16.00

20

«Игровая программа «Это вы можете!»»

Закреплять пройденный материал.                                                

Групповая комната

 

                                         4. Содержание программы

      Основные направления программы:

       Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

      Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

      Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения.

     Этапы работы театрального кружка «В гостях у сказки»

1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.

2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.

3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.

       Интеграция образовательного процесса.                                

Основополагающий принцип ФГОС – принцип интеграции. Данная программа также построена на принципе интеграции образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.

Художественно - эстетическое развитие

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.

«Художественно-изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

«Речевое развитие»

 У детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

«Познавательное развитие»

 Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

«Социально – коммуникативное

развитие»

 Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

        Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Формы взаимодействия взрослых и детей разнообразны, индивидуальны, подвижны, комфортны и интересны.

Родители привлекаются не только, как зрители на занятия-показы, но и как субъекты организации жизнедеятельности кружка. Мнение родителей учитывается при выборе форм работы с детьми, тематического содержания занятий, при подборе музыкального или танцевального материала. Оформление зала и сцены, придумывание и исполнение костюмов и реквизита тоже не обходится без участия родителей. Совместная деятельность взрослых и детей носит развивающий характер, общение вне дома обогащает мир взаимоотношений ребенка и мамы, папы, бабушки. Взрослые имеют уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны, увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не раскрываются, или раскрываются крайне редко.

Месяц

    Формы работы

Участники

Задачи взаимодействия

1

Сентябрь

Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?»

родители, воспитатели

Формирование и подкрепление у родителей установки        на сотрудничество

2

Октябрь

Памятка для родителей «Как организовать театр дома?»

воспитатель

Повысить                педагогическую грамотность        родителей        по

вопросам театральной деятельности

3

Ноябрь

 «Организация театрально- игровой деятельности        в домашних условиях»- консультация

родители, воспитатели

Мотивировать заинтересованность родителей        в        обогащении развивающей среды, в создании условий для творческого развития ребенка

4

Декабрь

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том как это делалось)

дети,  родители, воспитатели

Развивать интерес родителей к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству

5

Январь

Папка–раскладушка

«Театрализованная деятельность дошкольников»

воспитатель

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организации детского досуга

6

Февраль

«Роль эмоций в жизни ребенка»

воспитатель

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организации детского досуга

7

Март

Изготовление атрибутов и костюмов для спектакля

воспитатель

Вызвать интерес у родителей к подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов

8

Апрель

Анкетирование, показ спектакля родителям

Подведение итогов работы

Подведение итогов работы

5. Условия реализации программы

     

 Психолого-педагогические условия: 

  • Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
  •  Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  •  Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  •  Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  •  Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  •  Защита детей от всех форм физического и психического насилия;

     Здоровьесберегающие условия: 

  • дыхательная гимнастика
  • артикуляционная гимнастика.
  • пальчиковые игры со словами,
  • гимнастика для глаз,
  • физкультминутка, динамические паузы.     

     Материально-технические:

  • Театральная ширма
  • Разные виды кукольных театров: пальчиковый; настольный; конусный; би-ба-бо (перчаточный); магнитный; масочный; варежковый; ростовой; театр матрёшки; игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы);
  • Ноутбук, колонки, музыкальный центр;
  • Проектор, презентации
  • Костюмерная
  • Декорации
  • Атрибуты к играм и инсценировкам
  • Музыкальные инструменты

6.  Формы контроля, оценочные материалы.

Особенности проведения педагогического мониторинга

В плане индивидуализации образования и оптимизации работы с группой маленьких артистов предусмотрен мониторинг уровня развития театральных способностей детей.

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится - 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в апреле).  В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программы. В ходе проведения педагогического мониторинга достижения и успехи ребенка не сравниваются с показателями других детей, отслеживается и анализируется только личностный рост каждого воспитанника, выявляются проблемные места, производится педагогическая корректировка индивидуального маршрута.

Теоретические знания

Практические умения

Знание театральных жанров

в

Умеют свободно и раскрепощенно держаться при выступлении

В

н

Н

с

С

Знание видов кукольного театра

в

Импровизируют с помощью средств выразительности(мимики, жестов, движений

В

н

Н

с

С

Устройство театра

в

Произносят монолог в соответствии со сценарием.

В

н

Н

с

С

дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков)

В

Н

С

показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой

В

Н

С

произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса

В

Н

С

выразительно читают стихотворный текст

В

Н

С

Где: в-высокий балл, н- низкий бал, с-средний балл.

7.  Информационные источники

  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.
  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  9. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»М.: АРКТИ, 2002.
  14. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
  16. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  17. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
  18. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа театрального кружка "В гостях у сказки"

Авторская программа театрального кружка "В гостях у сказки"...

Программа театрального кружка «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ».

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у ...

Программа театрального кружка «В гостях у сказки» первого года обучения

Учебно–тематический план театрального кружка «В гостя у сказка» №п/пРаздел ТемаДата Практика/Теория1Театраль-ная азбукаВводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интер...

Программа театрального кружка "В гостях у сказки"

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только       познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу....

Рабочая программа театрального кружка "ТЕРЕМОК" (средняя,старшаяя группы)

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через  театрализованную деятельностьСодержание :1.Пояснительная записка2.Цели программы3.Задачи программы4.Основные н...

Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки" для детей подготовительной группы

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у ...

Программа театрального кружка «Маски» в старшей группе.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соотве...