Картотека игр по теме "Мы разные-мы вместе"
картотека (старшая группа)

Шведчикова Анна Леонидовна

Картотека игр "Мы разные-мы вместе" подойдет для детей 4-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для детей 4-7 лет по технологии «Мы вместе!».

Для социализации детей и развития у них навыков сотрудничества.

Игра 1.  «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА».

Задачи:

-Заинтересовано выслушивать всех участников игры.

-Быстро включаться в групповую работу.

- Самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей.

- Выражать свое мнение публично.

- Сдерживать свое желание подсказывать.

- Придерживаться правила очередности и высказывании своего мнения.

Материал: заменитель «волшебной палочки» (карандаш, указка, ручка, любой другой предмет удлиненной формы).

Организация игрового пространства: все участники игры (включая водящего) становятся в круг, лицом к центру. Руки свободны.

Правила и ход игры.

- Это «волшебная палочка». Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит, я водящий. Выбираю себе партнера в кругу (педагог подходит к любому из детей). Задаю ему вопрос…(см. примеры заданий).

Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к отвечающему, если нет-останется у водящего. Все остальные участники игры будут внимательно следить за ответами и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам.

Если вы согласны с ответом, нужно сообщить об этом палочке аплодисментами. (все вместе тренируются в выполнении этой инструкции.)

Если нет, вы должны сообщить об этом палочке топаньем. (Все вместе тренируются в выполнении этой инструкции.)

Примеры заданий, связанные с определенной тематикой занятий.

Тема: «Имя».

-Как зовут твоего питомца?

- Назови имена сказочных героев, на которых ты хотел бы стать похожим. Почему?

-Вспомни улицу в твоем городе, которая названа в честь выдающегося человека. Знаешь ли ты, кем он был?

- Назови кого-нибудь из своих родственников с таким же именем, как у тебя. Как называют людей с одинаковыми именами?

Тема: «Внешность» («Как я выгляжу»).

-Назови органы, находящиеся на голове.

-Чего нет у человека, но есть у животных? Назови это.

-Какие настроения бывают у людей?

-Как называется то, во что ты одет?

Тема: «Моя семья и родня»

-Кем ты доводишься маме (бабушке, тете и т.д.)?

-С кем ты любишь играть больше всего?

- Кто в твоей семье гуляет с собакой?

-Кому ты любишь помогать по хозяйству? Чем вы занимаетесь?

Тема: «Мое тело»

-Назови парные части тела.

-Назови необыкновенные части тела сказочных героев: Змея Горыныча, Чебурашки, Русалочки, летающих пони, Конька-Горбунка и т.п.

-Какие органы участвуют в речи? Назови их.

-Какого удовольствия ты бы лишился, если бы у тебя не было ног? А какие страдания тебе могут причинить ноги?

Тема: «Проявление жизни»

-Что может все живое?

-О чем мечтали: Чебурашка, крокодил Гена, Иван-царевич, Емеля? Как они добивались исполнения своей мечты?

-Назови периоды жизни после рождения. (Детство, молодость, зрелость, старость.)

Тема: «Я-человек»

-Что делают в сказках так же, как люди, коза, семеро козлят, волк? Это возможно только в сказках или бывает в реальности?

-Как Машенька, унося братца от Бабы-Яги («Гуси-лебеди»), обращается с яблонькой, печкой, речкой? Почему она это делает? Возможно ли такое в жизни?

-Как ты проводишь время со своим питомцем? Чем вы занимаетесь вместе?

-Почему дикие животные бояться человека?

Тема: «Я уникальный»

-Кто самый сильный в сказке «Курочка Ряба»? Почему?

-Где живет Баба-Яга? Почему?

-Чем может быть полезен обществу старый человек?

-Что в тебе самое хорошее?

Тема: «Как люди двигаются»

-Как перемещаются: Зайчик-побегайчик, Лягушка-квакушка, Мышка-норушка?

-Как перемещаются: Кенга и Крошка Ру, Сова, ослик Иа, Винни-Пух и Пятачок?

-Назови части тела, которые участвуют в формировании осанки (Спина, шея, ноги, плечи, голова, грудь.)

-Какие части тела помогают человеку перемещаться под водой? По земле?

-Какие транспортные средства ты знаешь?

Тема: «Речь и языки народов  мира»

-Как «говорят»: лягушка. Кошка, мышка и пр. А человек?

-Какие чувства живут в человеческом сердце? Назови их.

-Назови языки народов мира –какие знаешь.

-Представь, что сейчас у нас в группе есть телефон. Что бы ты хотел сообщить маме?

Тема: «Среда обитания человека»

-Где живут: Царевна-лягушка, Колобок, Кощей Бессмертный?

-Как называются жилища, в которых живут: короли, цари, крестьяне, дровосеки, жители городов и пр.?

-Что можно встретить в доме художника, учителя, маленького мальчика, маленькой девочки?

-Чем занимаются на работе жители деревни? А жители города?

Тема: «Мир профессий»

- Чем занимались с утра до вечера родители Машеньки и Ванюши в сказке «Гуси-лебеди»? А сорока-ворона? Для чего они это делали?

-Каким нужным другим людям трудом занимались царь, портной, сапожник, дровосек и др.? Почему ты считаешь этот труд полезным?

-Какие профессии у сотрудников нашего детского сада? Чем они занимаются?

-Чем занимаются твои родители? Как называются их профессии?

Тема: «Искусство и творчество»

-Назови виды искусства.

-Назови жанры изобразительного искусства, литературного творчества и т.п.

-Какие народные промыслы ты знаешь?

-Назови знаменитые произведения изобразительного, музыкального искусства, архитектуры.

Тема: «Люди и время»

-Назови подряд части суток, начиная с…(вечера).

-Назови подряд дни недели, начиная с…(четверга).

-Назови месяцы подряд, начиная с …..(марта).

-Назови праздники, которые отмечаются зимой, весной, людьми всей планеты, в твоей семье.

-Назови самые знаменательные события своей жизни по порядку.

Тема: «Земля и Космос»

-Что можно наблюдать на небе? В воздухе? В воде?

-Вспомни и назови явления природы, которые помогли королевичу Елисей найти свою невесту.

-Назови сказки, в которых Луна и Солнце помогают героям преодолевать трудности.

Тема: «Водная стихия»

-В каких сказках вода помогает героям справиться со сложностями?

-Какие виды водоемов ты знаешь?

-Как называется ближайший к твоему дому водоем?

-Чего нельзя сделать из воды?

-Как вода используется в твоей семье?

Тема: «Воздушная стихия»

-Какие полезные для жизни на Земле дела творит ветер?

-Как люди загрязняют воздушное пространство Земли? Можно ли этого избежать? Как?

-Как человек использует силу ветра?

Тема: «Погода и климат»

-Какие погодные явления тебе известны? Назови их.

-Чем отличается образ жизни людей, живущих в Африке, от образа жизни живущих в России?

-Какие направления ветра ты знаешь?

Тема: «Жизнь на Земле»

-Придумай название существу, которое представляет собой полурыбу-полурастение. Нарисуй его.

-Что общего между всеми живыми организмами  планеты? (растут, стареют, дышат и т.д.)

-Какие живые существа планеты Земля ближе всего к человеку по происхождению? (насекомые, птицы, растения, домашние животные, дикие животные, обезьяны.) Почему?

Тема: «Мои достижения»

-Что у тебя получается лучше, чем у других? (рисовать, петь и т.п.)

-Какое у тебя бывает настроение после того, как ты убрал за собой игрушки? Почему?

-Что ты научился в детском саду? Как тебе это пригодится в жизни?

-Какие неприятности были у тебя в детском саду? Кто тебе помог с ними справиться?

Тема: «Мои любимые занятия»

-Назови свои любимые: игрушки, блюда, одежду, телепередачу, состояние погоды и т.п.

-Расскажи, чем ты любишь заниматься.

-Назови, чем тебе интереснее всего заниматься.

-Перечисли занятия, которыми ты не любишь заниматься, но делаешь, потому что это входит в твои обязанности (потому что тебе поручили, тебя попросили родители, друг и т.п.).

Тема: «Взгляд в будущее» (или «Каким я хочу стать»)

-Чем стал заниматься Чиполлино после победы над зловредными Лимоном и Помидором? А Дядя Федор, когда вырос?

-Будет ли у тебя семья, когда ты вырастешь? Какая?

-Как бы ты хотел назвать своих детей? Почему?

-Где ты будешь жить со своей семьей, когда вырастешь: в городе или в деревне? Почему?

-Какую профессию ты хотел бы себе выбрать?

Тема: «Я не боюсь трудностей»

-Кому из плохих сказочных героев ты хотел бы помочь стать хорошим? Как намерен этого добиваться? Какая помощь тебе понадобиться?

-Что тебе не нравится в себе? Почему? Нужна ли тебе помощь, чтобы с этим справиться?

-Какие трудности тебе удалось преодолеть без помощи взрослых? Как это было?

-Трудно ли тебе сдерживать слезы?

-Есть ли у тебя друзья? Как вы помогаете друг другу?

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Ситуация 1. Ребенок, к которому обратились с вопросом, не знает ответа.

Сначала помогите ведущему выдержать паузу, сдерживая желание остальных игроков подсказать свою версию ответа.

Потом попросите у водящего, что будем делать дальше, побуждая участников игры самостоятельно расширить ее правила.

Если это оказалось не по силам ребятам, предложите водящему задать то же вопрос другому игроку.

Допустим, ни у кого из играющих не нашлось правильного ответа. Закончите игру, дав задание подумать над вопросом дома, посоветоваться с близкими.

Ситуация 2. Ребенок, к которому палочка перешла в руки в процессе игры, изменил тематику вопросов и тем самым увел играющих от решения образовательных задач.

Поддержите инициативу,

Но сократите предполагаемую продолжительность игры, чтобы осталось время для решения поставленной учебной задачи другим способом.

Ситуация 3. Ребенок не понял правила игры и стоит в нерешительности с палочкой в руках.

Возьмите палочку в свои руки. Повторите правила игры в точности по инструкции еще раз и предложите начать игру другому участнику.

Ситуация 4. Водящий передал волшебную палочку до того, А получил ответ.

Обратите внимание игроков: не нарушил ли правило водящий. Свое мнение дети должны выражать только оговоренным заранее способом.

Ситуация 5. Водящий согласился с вариантом ответа, полученного на свой вопрос, и передал палочку. В группе игроков не все считают ответ правильным и топают ногами.

Верните игру на шаг назад: «Волшебная палочка не может допускать ошибок, поэтому давайте еще раз выслушаем мнение всех игроков».

После этого присоедините свое мнение к мнению одной из групп. Объясните свое решение.

Игра 2. «Найди свою группу».

Задачи:

- Создавать условия для социального творчества детей и их экспериментирования в учебной и игровой деятельности.

- Воспитывать культуру диалога.

-Воспитывать ответственность за принятое решение.

- У меть включаться в работу сверстников и действовать в рамках границ, обозначенных правилами игры.

Материалы, оборудование, принадлежности:

-Несколько наборов картинок. Например:  картинки с изображением мужской, женской и детской одежды. (Вариант 1)

- Несколько разрезных картинок с разными оборотными сторонами. Например: слон, обезьянка, попугай, удав. Каждая картинка разрезана на 3-4 части. (Вариант2)

-Несколько разрезных картинок с одинаковыми оборотными сторонами (Вариант 3)

-Несколько наборов пазлов, значительно отличающихся по цветовой гамме. (Вариант 4).

Организация игрового пространства (вариант с картинками, у которых разные оборотные стороны). На ковре или на большом столе раскладываются картинки, содержание которых соответствует учебной задаче. Картинки желательно разложить оборотной стороной кверху, чтобы дети не спорили за обладание одной и той же картинкой привлекательного для них содержания.

Количество картинок соответствует количеству детей или чуть больше.

Правила и ход игры:

Вариант 1.

Детям предлагается взять по одной картинке. «Внимательно рассмотрите картинку, доставшуюся вам, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что-то общее».

Основание для решения задачи не дается.

По окончании игры проводится дискуссия, в которой каждый участник должен защитить свою точку зрения относительно принадлежности к группе. Прав ли он, решает не ведущий, а все вместе.

На начальном этапе знакомства с игрой лучше организовать дискуссию в упрощенном виде: один говорит – все остальные хлопают (выражают согласие) или топают (выражают несогласие). Естественно, вы задаете наводящие вопросы несогласным, чтобы они могли грамотно привести свои аргументы и доводы остальным.

Вариант 2.

Столы, за которыми будут сидеть рабочие группы, перед занятием метятся разными цветами в соответствии с цветом оборотной стороны разрезных картинок.

«Возьмите по фрагменту картинки и подойдите к столу, помеченному тем же цветом. После того как вся группа соберется за столом, сложите картинку и определите, что на ней изображено».

Когда задание будет выполнено всеми группами, спросите: «Что объединяет всех зверей, изображенных на картинках?» (Они живут в Африке).

Этот вариант игры был предложен детям на занятии по математике, где они самостоятельно выводили правило независимости величины от мерки. Переход к исследовательской части занятия был следующий: «К нам в детский сад пришло письмо из Африки. В нем сообщается, что у Удава возникла серьезная проблема: он хочет измерить свой рост, а как это сделать, не знает. Поможем Удаву? Тогда-скорее в путь!»

Вариант 3.

То же самое, только более сложный вариант. Детям нужно самим разобраться, в какие группы собираться и за какие столы садиться. В этом варианте игры создаются максимально благоприятные условия для социального творчества, но оно требует довольно высокого уровня социального развития группы.

Вариант 4.

Из каждой собранной картинки вынимаются 3-4 пазла. Картинки раскладываются на разных столах, за которыми предстоит собраться рабочей группе.

«Каждый из вас сейчас вытащит из волшебного мешочка по пазлу и постарается определить свою картинку и место своего пазла в ней. После того как задание будет выполнено, сядьте за стол, на котором оказалась ваша картинка».

Примеры заданий ( основания для разделения на группы)

  1. Игра используется как организационный момент для введения детей в тему занятий. Собрав картинку, дети делают определенные выводы о том, чем им предстоит сегодня заниматься.
  2. Игра прекрасно решает задачу объективного деления детей на подгруппы ( применяется второй вариант игры, когда «рубашка» у фрагментов картинок разных цветов).
  3. Воспитатель может решить свои педагогические задачи при разделении детей на подгруппы. Например, педагог предполагает разделить детей на подгруппы так, чтобы в подгруппе был один сильный лидер, который сможет показать другим детям правильный образец действий. Или воспитатель хочет «слабых» детей, с трудом осваивающих материал, объединить в одну подгруппу, и с этой подгруппой он будет работать сам, в то время как остальные подгруппы будут выполнять задания самостоятельно, ориентируясь на сильного лидера. При этом воспитатель может раздать детям картинки, незаметно ориентируясь на цвет «рубашки». У детей, тем не менее, складывается впечатление, что выбор был объективным и не зависящим от воли воспитателя..
  4. С помощью этой игры у детей эффективно развивается навык выстраивания причинно-следственных связей (варианты 1,3 и 4), а также речевые навыки построения высказываний типа рассуждений. В указанных вариантах игры дети должны в нескольких картинках найти общий признак, выделить его и объяснить принцип объединения в одну группу.

Разделение на группы может проходить и без опоры на наглядность.

Важно, чтобы решение  возникающих проблемных ситуаций дети находили самостоятельно.

  1.  Эта игра очень хорошо решает задачи, связанные с осознанием ребенком своих индивидуальных особенностей. Например, можно предложить детям собраться в группы по цвету волос или глаз. Это задание им нравиться особенно, но при его выполнении возникают определенные трудности. Так,если в помещении нет большого зеркала, то многие ребята не в состоянии выполнить задание без посторонней помощи.

Можно попросить детей 5-6 лет определить свою ведущую руку. Это задание требует проведения предварительной работы. Предложите детям нарисовать себя на одном листе два раза – сначала одной рукой, потом другой.

Во время выполнения задания желательно удерживать их от непроизвольного желания перекладывать карандаш в ту руку, которая удобнее. Одновременно с этим подписывайте рисунки и указывайте на них, какой рукой они выполнены.

Чтобы придать игре логическое завершение, предложите детям пожать друг другу руки. Делать это нужно ведущей рукой.

После этого попросите детей собраться в группы : в одну войдут те, у кого удачнее рисунок, сделанный правой рукой, в другую – остальные.

Игра замечательно помогает детям прийти к единому мнению по спорным вопросам. Дискуссию удобнее начинать опять же с разделения на группы: согласные, несогласные, сомневающиеся.

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Ситуация 1.

Ребенок занял место не в своей группе. Остальные члены группы не возражают, так как заняты собой.

Организуйте мини-дискуссию в образовавшейся группе, привлекая внимание детей к несоответствующему на первый взгляд выбору. Если «нарушитель» нашел, чем аргументировать свой выбор, не настаивайте на правильности своего мнения.

Ситуация 2.

Ребенок не имеет своего мнения и стоит в нерешительности вне групп.

Возьмите ребенка за руку, подведите по очереди к каждой из образовавшихся групп и спросите у детей, почему они собрались вместе. Ваш подопечный сам должен решить, какая из групп ему подходит больше.

Ситуация 3.

Ребенок, не раздумывая, спешит влиться в группу, где находится его друг.

Возьмите «нарушителя» за руку и скажите его другу, что вы (взрослый) и его приятель хотите играть вместе с ним. Глагол «хотите» в этом случае используется для того, чтобы не фиксировать внимание детей на нарушении правила или ошибочном выборе игрока. Хотя фактически игрок уже присоединился к группе не по правилу и тем самым нарушил его.

После этого каждому из играющих предлагается высказать свое мнение по поводу правомерности такого выбора не по правилу (мини-дискуссия).

Ситуация 4.

Дети из личных антипатий не хотят образовывать группу, которая, по логике вещей, в данном случае целесообразна.

Возьмите из рук детей картинки и предложите игрокам вместе с вами рассмотреть, что на них нарисовано.

После того, как дети ознакомятся с содержанием картинок, организуйте мини-дискуссию на тему, имеют ли эти картинки что-то общее.

Получив утвердительный ответ, обратите внимание детей на то, что они не очень внимательно слушали правила игры и допустили ошибку – смотрели не на картинки, а на игрока. Поэтому они чуть не проиграли эту игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы разные-мы вместе!"

Буклет по воспитанию толерантности у дошкольников...

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах (II младшая – подготовительная группы)....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: Мы разные, мы вместе.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: Мы разные, мы вместе.Цель. Формирование у детей уважительного отношения к другим народам, их культуре и традициям. Создавать положительную основу д...

Конспект занятия "Все мы разные, но вместе нам хорошо"

Конспект по воспитанию интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....

Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Мы разные мы вместе"

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в старшей группе....

Проект " Мы разные- мы вместе"

Проект "Мы разные-мы вместе" позновательно-творческий, очень актуальный в наши дни для формирования нравственно-патриотических чувств у детей, для воспитания любви и уважения к своей Родине,...

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы разные. Мы вместе».

Тренинг направлен на сплочение детского коллектива...