Сценарий педагогического совета «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
методическая разработка

Семенова Галина Александровна

«Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

 

Цель: реализация нравственно-патриотического воспитания дошкольников через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no_4_proekty.docx57.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Саратовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Педсовет                                                                «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом                      воспитании дошкольников»

 

 

 

 

Подготовила и провела: 

старший воспитатель 

Семенова Г.А.

 

 

 

 

 

р.п. Дергачи

 

24.05.2023 г.

«Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Цель: реализация нравственно-патриотического воспитания дошкольников через проектную деятельность.

План:

I.Вводная часть.

1 Анализ выполнения решения предыдущего педсовета-
заведующая Гонцова Ю.А.

II.Основная часть.

1. Сообщение об  итогах тематического контроля «Организация воспитательно- образовательной  работы  по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» - старший воспитатель Семенова Г.А.

2. Отчет педагогов всех групп по проектной деятельности (Шувалова М.В., Ковалева Н.А., Захаренкова С.В., Воротникова С.В., Смирнова Л.П.)

3. Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода?»

III.Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

2. Принятие решения Педсовета.

Ход педсовета:

I.Вводная часть.

1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета- заведующая Гонцова Ю.А.

          На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий. При анализе планов воспитательно-образовательной работы вы в течении  этого периода педагоги продолжают работу по сохранению и укреплению здоровья детей во всех группах; включили в планы НОД по ознакомлению со способами оказания доврачебной помощи; продолжаю совершенствовать и пополнять предметно-развивающую среду по обеспечению безопасности дошкольников ( спецтранспорт, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные дидактические игры).

II.Основная часть.

1.Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

        Цель: определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

        Содержание контроля:

тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:

- наблюдение педагогического процесса;

- оценка профессиональных умений воспитателя;

- анализ РППС в группе;

- наличие в планировании работы мероприятий по нравственно- патриотическому воспитанию;

- оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

        На основании годового плана работы на 2022-2023 учебный год, с 10 мая по 14 мая  проходил тематический контроль с целью определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по данному направлению.

       Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа планов, беседы с воспитателями, обследования развивающей среды в группе по данной теме.

       В результате проведённого контроля было установлено, что воспитатели организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ.        Работа        по        нравственно-патриотическому воспитанию        детей        в        ДОУ        проводится систематически через организованную образовательную деятельность.

        Педагоги средней и старших возрастных групп знают программные задачи своей возрастной группы, ориентируются в формах организации детской деятельности по привитию у детей нравственно-патриотических чувств, методике проведения различных видов деятельности с детьми.                              

Проводимая педагогами работа с дошкольниками отражается в планах воспитательно-образовательной работы. В информационных уголках группы также  отражается работа с родителями воспитанников, в виде консультаций.                                                                                  1. Наблюдение педагогического процесса.

        В ходе тематической проверки были  просмотрены занятия. Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем. Педагоги использовали разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, дети в конце занятия дети подводили итоги. Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по ознакомлению, обобщению и закреплению пройденных тем. Дети подготовительной группы  в большинстве знают название улиц нашего города, его достопримечательностей, имеют представление о символике Российской Федерации, знают президента Российской Федерации. Педагоги подготовительной группы  знакомят детей с семьей, малой Родиной, Родиной РФ , государственной символикой и т.д.

     В рамках тематического контроля были проведены открытые просмотры. Анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели достаточно системно организуют образовательную деятельность, т.е. достаточно логично выстроена структура занятия и подобраны правильно вопросы и задания по тематикам.

Рекомендации:  не забывать, что даже на итоговом (обобщающем занятии), необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).

       2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.                                             Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы        по нравственно-патриотическому        воспитанию.   В организованной образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал, но не всегда точно и доступно формулируют вопросы к детям. Воспитатели довольно грамотно подбирают демонстрационный материал и рационально его размещают во время проведения занятия.

      3. Анализ РППС.

        В ДОУ, группах созданы условия по нравственно - патриотическому воспитанию. Во всех группах имеются уголки по духовно-нравственному воспитанию . В которых расположены дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители» и др. В патриотических  уголках всех групп имеется вся необходимая атрибутика.  Хочется выделить  подготовительную группу  . Здесь имеются тематические папки.  В методическом кабинете и группах  имеются учебно- наглядные и дидактические пособия: «Семья» «Государственные символы России», «Государственные праздники», «Детям о космосе», «Народы мира», «Народы России и ближнего зарубежья», «Права ребенка», «Российская армия», «Эволюция транспорта», «Чудо узоры, народные промыслы», «Народные костюмы».

Не перегружайте патриотический уголок информацией, каждый экспонат (игра, альбом, дидактический материал) должен быть целесообразным и актуальным. Поэтому заранее позаботьтесь о наличии материала, чтобы постоянно обновлять уголок. Помните, что смысл уголка не в его наличии, а в активной работе. Каждую новую игру нужно разучить с детьми, и только потом отдать для самостоятельной деятельности, а некоторые игры лучше проводить под руководством взрослых.

4. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы.

        В результате проведённого контроля было установлено:  группы среднего и старшего дошкольного возраста  детского сада организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ. Планирование данной работы проводится по темам: «Моя семья» через игры, беседы и рассматривание иллюстраций знакомят детей с понятием семье, членами семьи, профессиями и т.д, «Мой город Отрадный», где закрепляют улицы, здания, достопримечательности города, учат с детьми домашний адрес, моя родина Россия ,Космос, ,День народного единства , День защитника Отечества , Международный женский день , Народная культура и традиции и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы берутся из комплексно-тематического планирования предложенного в ООП, изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность в зависимости от возраста детей. Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает беседы: «Знакомство с детским садом» «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» , «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом». Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Заучивание наизусть, продуктивная деятельность.

       Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края; создание мини-музеев; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).

Рекомендации:

1. Всем педагогам отражать в планах воспитательно-образовательной работы с детьми всю проводимую в данном направлении работу.                                                                           2. Воспитателям средней, старшей и подготовительной к школе групп продолжать знакомить детей с достопримечательностями и природой нашего города, историей и почетными гражданами.

3. Продолжать работу по формированию представлений об Отчизне, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.                5. Работа с родителями.

        Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой город», «Родина Россия», «Русский быт», «Космос», «Русская кухня»,«Все о хлебе», «Народные промыслы» и др. Родители принимают активное участие  по данному направлению.

      Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; рекомендации для родителей по данной проблеме, проводятся  индивидуальные консультации, беседы.

        Выводы по тематическому контролю.

       Проведённый тематический контроль «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы по данному направлению . В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети среднего и старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО, обновляется и пополняется в соответствии с возрастом детей. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.

        Работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено.  Считать работу по реализации годовой задачи удовлетворительной.

Рекомендации:

1. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению.

2. Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; планирование, конспекты ООД .

3. Планировать проведение совместных мероприятий с родителями, совершенствуя формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

4. Пополнять уголки по нравственно-патриотическому воспитанию.

Ответственные:  ст воспитатель, воспитатели всех возрастных  групп.

Срок - постоянно.

Доклад «использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании детей”

     На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

       Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы,  лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность воспитанника;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

        Преимущества проектного метода:

- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию критического и творческого мышления.

- способствует повышению компетентности педагогов.

       Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессинального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.

        В нашем ДОУ эта работа осуществлялась по следующей схеме:

-  выбор темы будущего проекта( каждая группа выбрала свою тему);

-  подбор дидактического материала для реализации проекта;

-  подбор материала для привлечения, повышения компетенции родителей по данной теме;

-  обогащение развивающей среды по теме проекта( в течении проекта);

- постановка проблемы перед детьми;

-  реализация проекта;

- итоговое мероприятие по проекту с привлечением родителей.

        Все группы выполнили эту годовую задачу. Педагоги включили в свои планы работу по теме проекта виде литературного материала для групповой и индивидуальной работы, использования видеофильмов, презентаций.

      А сейчас  вы поделитесь  своим опытом работы.

2. Отчет педагогов всех групп по проектной деятельности (Лутова С.И., Ковалева Н.А., Захаренкова С.В., Воротникова С.В., Смирнова Л.П.)

Презентации проектов. Отчет педагогов групп по проектной деятельности

3. Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода?»

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.

Оборудование: полифункциональная пирамида, карточки, на которых обозначены этапы проекта, приз для победителя.

Алгоритм игры:

- вводная информация ведущего игры;

- оборудование «игровой площадки»;

- ознакомление участников с правилами игры;

- проведение игры;

- рефлексия.

Ведущий: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры "Кто хочет стать знатоком проектного метода?". В отборочном туре примут участие три педагога. Им необходимо будет расположить этапы проекта в правильной последовательности. Кто это выполнит первым, тот и займет место в кресле игрока. Игроку будут предложены девять вопросов. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Игрок может воспользоваться только двумя подсказками: помощь зала и звонок другу. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание «Знаток проектного метода».

Вопросы игрокам:

1. Что такое педагогическое проектирование?

дань моде;

догма профессиональной деятельности педагога;

вид педагогической деятельности.

2. Место эпиграфа в структуре проекта:

в начале;

середине;

им можно закончить проект.

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?

коллективный;

исследовательский;

долгосрочный.

4. Что такое гипотеза?

короткая аннотация проекта;

опасение педагога о неудачной реализации проекта;

предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Кто является основоположником проектного метода?

американский педагог демократ Джон Дьюи;

великий русский педагог К.Д. Ушинский;

французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?

реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;

выдвижение гипотезы;

открытый показ деятельности по теме проекта.

7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?

сопоставление цели и результата проекта;

рефлексивная оценка проекта;

выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

8.  Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

репродуктивный;

поисковый;

творческий.

9. Презентуя проект, педагог должен:

показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;

проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;

привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

Рефлексия : педагогам предлагается на весенних листочках написать:

-  за этот час я поняла, что…

- я узнала….

- я смогу……

III.Заключительная часть.

  1. Подведение итогов.

Патриотическое воспитание в детском саду - сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. 

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

2. Принятие решения Педсовета.

1.Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса активнее внедрять в педагогический процесс метод проектов.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели.

2. Совершенствовать профессиональных умений педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы.

3. В летний период, с целью  анализа работы педагогов по методу проектов,  организовать  проектную деятельность по теме: «Лето, ах лето!».

Срок: до окончания летнего периода.
Ответственные: воспитатели групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды проектов. Вариативность использования проектного метода по нравственно – патриотическому воспитанию»

Представление опыта работы. Предлагается статья о видах проектов (педагогические и детские), также дается консультация в подборке материала по теме нравственно-патриотическое воспитание....

Организация работы по использованию проектного метода обучения, развития и воспитания дошкольников

Справка по итогам тематической  проверки по организации работы с использованием проектного метода обучения, развития и воспитания дошкольников в средней группе...

Консультация для педагогов Тема: «Использование проектного метода в нравственно- патриотическом воспитании младших дошкольников»

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается  добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовь...

«Использование проектного метода в духовно нравственном воспитании дошкольников»

Использование метода проектной деятельности в духовно нравственном воспитании дошкольников дает очень положительные результаты....

Доклад на тему: «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Доклад  на педагогический час на тему:  «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»...

Педагогический опыт. Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Педагогический опыт. Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...