Эссе «ПОКА ДЕТИ УЧАТЬСЯ, МИР МЕНЯЕТСЯ!»
статья

Сасина Светлана Геннадьевна

«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

                                                                                                                                                                                                              ЭлвинТоффлер

 

Будущее уже наступило. 65% нынешних первоклассников получат профессии, которых на данный момент еще не существует. Современная система образования готовит ребенка к жизни в стабильном мире и не отвечает вызовам, перед которыми оказывается человек XXI века. Чтобы быть успешными и угнаться за переменами, наши дети и мы сами должны постоянно учиться и быть готовыми к новым условиям жизни и технологиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «ПОКА ДЕТИ УЧАТЬСЯ, МИР МЕНЯЕТСЯ!»

«Безграмотными в 21 веке будут не те,

кто не умеет читать и писать, а те,

кто не умеет учиться,

разучиваться и переучиваться».

                                                                                     — Элвин Тоффлер

Будущее уже наступило. 65% нынешних первоклассников получат профессии, которых на данный момент еще не существует. Современная система образования готовит ребенка к жизни в стабильном мире и не отвечает вызовам, перед которыми оказывается человек XXI века. Чтобы быть успешными и угнаться за переменами, наши дети и мы сами должны постоянно учиться и быть готовыми к новым условиям жизни и технологиям.

Образование должно идти вслед за постоянно меняющимся миром.

«Дошкольное образование по праву может занять ключевое место в системе образования, потому что сегодня в экспертном сообществе существует устойчивое мнение, что даже ключевые профессиональные компетенции формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Речь идет, конечно, не о технологических умениях, а о психологических. От умения работать в команде, менять позицию, креативности. Если в этом возрасте эти способности не сформированы то в любом  университете это упущение уже трудно наверстать. Экспертам это ясно, но родители этого пока не понимают. Поэтому они стараются добиться от детского сада так называемой «готовности ребенка к школе».

Мы привыкли, что образование — это передача знаний и навыков от учителя к ученику. Но в мире, где каждый день появляются новые технологии, такая система становится неэффективной. Все чаще мы сталкиваемся с задачами, которые до этого никто не решал. Чтобы успешно с ними взаимодействовать, мы должны обладать готовностью к любым изменениям жизни и новым технологиям. Мы все привыкли к такой системе образования. Она кажется такой же естественной, как наш с вами данный от природы цвет волос или глаз. Но она эффективна только в стабильном мире, который не меняется, в котором человека можно вооружить рецептурным мышлением и стандартными решениями на все случаи жизни. Нам нужно использовать такой подход, который будет противоречить традиционному. Он связан с мотивационной установкой «учить учиться».  В рамках этого подхода становится важным научить ребенка адаптироваться к любым условиям и изменениям жизни. Сегодня каждый человек сталкивается с вызовами неопределенности, сложности и разнообразия. В наше время нет никого, кто точно сказал бы, какие профессии будут нужны через пять, десять или пятнадцать лет, какие виды деятельности помогут развиваться человеку и человечеству. Будущее за технологиями, а будущее технологий – за педагогами нового формата, которые не приемлют формального подхода и могут своими знаниями и умениями «взорвать мозг» детям и расширить их кругозор до бесконечности.

Современный педагог — это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени?

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриальном информационном обществе. И с самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Техническое новшество это бытие современных детей. Безусловно современные технологии облегчают нам жизнь, но как научить пользоваться девайсами с пользой или вовсе найти им альтернативу?

Как не упустить главное, подготовить молодое поколение к инновациям и творчеству, к жизни в современном сообществе, к диалогу культур в рамках толерантности. Современный человек должен обладать активными знаниями и ключевыми компетенциями, уметь принимать ответственное (а не ответное) решение.

СТАБИЛЬНОСТЬ  - это  постоянство, надежность для педагога – это верность идеалам и целям, принятым в обществе,   потребность в самосовершенствовании, самореализации, способность противостоять трудностям и испытаниям в профессии.

Древняя китайская мудрость гласит «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Почему это высказывание звучит так категорично, ведь другая китайская народная мудрость гласит: Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.

Ветер перемен может стать как нашим врагом, так и нашим союзником. От нас зависит, как мы его примем. Если считать  его своим  союзником, то те вечные ценности, которые мы должны привить нашим  «цифровым» детям, нужно  говорить на «языке матриц и пикселей». Информационные технологии   позволяют укрепить интерес детей к рассматриваемой теме, расширяют основные методы представления информации. Они имеют ряд преимуществ перед традиционной системой подачи материала, позволяют решить одну из главных задач дошкольного образования – подачу нового материала в игровой форме. Эта форма является самой запоминающейся для детей; решается проблема наглядности подачи материала (появляется возможность проводить интерактивные экскурсии, наблюдать явления природы с помощью видеоряда со звуковым сопровождением, что воспринимается детьми гораздо лучше, чем рассказ с представленными изображениями).

Если мы считаем его своим врагом: мы не сможем донести ребенку информацию на «его» языке, он останется пассивным слушателем, в результате чего потеряет интерес к получению информации в целом. Опираясь на вышесказанное, считаю, что педагог должен самосовершенствоваться так же быстро, как развивается мир, интернет, а вместе с ними и мышление детей, в то же время оставаясь стабильным к тем ценностям, которые остаются неизменными в нашем обществе. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет.

В 21 веке ребенок развивался в условиях малого социума: семья, двор, социум с привязкой к родителям. Сегодня поток связей из интернета и информация. В современном мире дети более независимые. У них больше информации, и они предъявляют неосознанно куда больше требований старшим.

Если мы хотим быть авторитетом для наших детей, мы сами должны учиться всю жизнь. Наверное,  настаивать на том, что я знаю лучше, потому что прожила дольше… Это голословно и  требует всегда подтверждения. Если мы не знаем, как «тыкать» пальцем в гаджет, свой авторитет сохранить в глазах детей довольно сложно. Или надо признать и сказать: «Слушай, я ничего в этом не понимаю. Вот какой ты молодец! Научи меня, пожалуйста». И дети будут счастливы. А вы можете потом что-то рассказать из опыта человеческого общения. И если для сферы образования сегодня стали понятными такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, это softskills т.е. гибкие навыки.

На XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов с молодыми людьми, прозвучало,  что будущее за теми, кто обладает большим набором навыков и знаний, умеет их комбинировать и продолжает их накапливать в течение жизни.  И это не просто какие-то "важные и интересные" знания и умения, а soflskills, которые, вдобавок ко всему, "сочетаются с разными видами мышления - креативным, плановым и пр"

Сейчас интерес к softskills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные знания очень быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения. Для всех очевидно, что современное образование должно ориентироваться на развитие гибких навыков, многие из которых - врожденные и присущи каждому ребенку, но их нужно развивать и совершенствовать, так как большинство детей волнуются, переживают, чувствуют себя неуверенно, когда попадают в новую социальную ситуацию, когда выполняют новые задачи. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей и, конечно же, учителей.

Главная цель педагога сегодня - обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития гибких навыков особенно актуальна в нашем быстро меняющемся мире.

 Вывод – современное образование станет продуктивным, если в его содержание будет заложено содержание потребностей современных детей, и процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей развития современных детей, их потенциала и возможностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы пока что учимся

Комплексное занятие для детей подготовительной группы....

Эссе «Я творческий воспитатель, у меня талантливые дети».

Эссе «Я творческий воспитатель, у меня талантливые дети», было подготовленно к конкурсу "Воспитатель 2015года"...

Эссе: «Я – творческий воспитатель, у меня талантливые дети…»

В  эссе  я высказываю  своё  отношение  к  роли  театрализованной  деятельности  в  жизни  дошкольников....

Эссе «Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу!»

Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов,а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка...

Эссе воспитателя "Чему учить и как учить?"

Эссе к конкурсу молодых педагогов "Начало"...

Эссе Воспитателя «Что значит для меня моя работа»

Эссе «Что значит для меня моя работа» Только человек с большой буквы может с гордостью сказать: «Я — Воспитатель!» Меня зовут Чамзы Надежда Чумаревна, педагогический стаж 5 лет. Поче...