Эссе на тему: "Мир быстро меняется, нужно ли меняться воспитателю?"
материал

Волкова Татьяна Владимировна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе  «Мир быстро меняется, нужно ли меняться воспитателю?»

Современный малыш отличается от своего сверстника прошлых десятилетий. Это "новый" ребенок со своими особенностями, которые важно учитывать взрослым. Он живет в мире, быстро меняется. Ранее маленький ребенок развивался преимущественно в условиях малого социума с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня он находится в ситуации хаотического потока информации, текучих условий жизни, к которым нелегко приспособиться. Малыш чуть ли не от рождения сталкивается с современными высокими технологиями. Они входят в его жизни благодаря компьютеру, планшету, мобильному телефону, кухонные принадлежности, интерактивным игрушкам, рекламным роликам, персонажам мультфильмов и тому подобное. Игнорировать это ни в коем случае нельзя.

Я часто задумываюсь над тем, каким же должен быть педагог. Умным и способным понять, современным, харизматичным, справедливым. Должен любить детей, быть эрудированным, требовательным – дополнят этот перечень родители.

Я бы дополнила этот список качеств следующим: педагог должен быть профессионалом, патриотом, гуманистом и альтруистом.

Сегодня важно понимать, что учиться надо всю жизнь. Не согласиться с этим может разве что бабушка у подъезда. Без умений XXI века мы просто не представляем полноценной жизни, доступа к совершенно новому инструменту для саморазвития. Воспитатель должен много знать и уметь, постоянно идти вперед, совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Перед ним стоит непростая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. Также ему нужно очень много читать. Он должен разбираться в детской художественной литературе.

Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель привлекательный, аккуратно одетый и причесанный, жизнерадостный и веселый, обладает чувством юмора.

Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

Перед воспитателем стоит нелегкая задача – будучи взрослым человеком, который развивает и обучает детей, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.

Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей – это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Заметив в ребенке способности, воспитатель должен не только поддержать ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребенка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

Ключевыми компетенциями успешного человека являются: умение учиться всю жизнь, умение критически мыслить, быстро адаптироваться к новым условиям, реагировать на вызовы, умение работать в команде и эффективно общаться, умение принимать мнение другого. И этому нужно учить, начиная с раннего детства. Именно от взаимной работы родителей и воспитателей зависит будущее детей.

Современные дети, считают специалисты, за развитием мышления, умственными способностям не опережают свой возраст. Вместе с тем прослеживается тенденция к снижению произвольного внимания: неспособность малышей сконцентрироваться на каком-то занятии в течение определенного времени, резкие переходы от одного дела к другому, частые отвлечения. У многих детей нет желания занять себя чем-то, они быстро теряют интерес, начинают скучать.

Сюжетно-ролевую игру постепенно заменяют занятия со смартфонами, планшетами, электронными игрушками.

Участились случаи задержки речевого развития, все больше детей нуждаются в помощи логопеда. Дети говорят много, но плохо, нечетко произнося слова. Осведомленность не способствует существенному расширению словаря малыша. Казалось бы, он рассуждает, как взрослый, и одновременно ему бывает сложно выполнить элементарную речевую инструкцию. Он – представитель первого поколения "экранных детей". Услышанное с экрана речи остается для него мало осмысленным набором чужих звуков. В сочетании с нехваткой эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с родителями это приводит к тому, что ребенок оказывается в своеобразной "зоне отчуждения".

Педагог не загружает детский мозг «мертвыми» знаниями, которые находятся в открытом доступе, а прививает навыки 21-го века: критическое мышление, креативность, инициативность, исследовательские навыки, ответственность, медиаграмотность, умение общаться. Воспитатель понимает, что обучение чему-то новому – это непрерывное обучение и самосовершенствование. Современный воспитатель – это Алиса в Стране чудес: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

Педагог осознает, что его успех измеряется в первую очередь тем, как дети растут и развиваются, а также результатами, которые находят в отражение в успехах своих воспитанников. Это должно быть главным принципом оценки: что дети умели вчера, и умеют сегодня. А в долгосрочной перспективе: кем они станут, когда вырастут, с какими принципами и ценностями, и что будут вокруг себя формировать.

Воспитатель принимает индивидуальность детей. Он понимает, что они все разные, и ищет к каждому подход. Для воспитателя главное – любовь к детям. Без этого лишено смысла все остальное в работе педагога. Это важнейшее условие всего того, что все, о чем мы говорили, - и непрерывное обучение, и креативность, и коммуникационные таланты – он сможет воплотить в своей работе.

Относительно воспитателя будущего можно выделить следующие перспективные приоритеты:

•        обучение должно быть не для знаний, а для жизни;

•        знания детям даются разнообразными по форме, с выходом за пределы дошкольного учреждения (а может и планеты)

•        большое внимание должно уделяться организации исследовательской деятельности, детского творчества, экспериментированию с использованием высокотехнологичного оборудования;

•        новые знания должны интегрироваться, а воспитатель должен быть универсалом.

Конечно, главное в работе воспитателя – это любить. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.

Терпение, выдержка и стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система.

Логическое и творческое мышление. Не лишним будет умение играть на музыкальном инструменте, рисовать, мастерить, делать простые игрушки из бумаги, картона, пластилина, бросового материала, изготавливать несложные пособия для занятий.

Общительность и умение найти подход к разным детей.

Знание педагогических и психологических методик, обучения и развития детей, основ безопасности жизнедеятельности, оказания первой помощи.

Владение навыками организации воспитательного процесса и познавательной деятельности.

Самоорганизация профессиональной деятельности успешно осуществляется при условии осмысления собственных переживаний и мыслей, суждений, убеждений и позиций, то есть рефлексивного самопознания, самоанализа и самооценки, что открывают перед личностью педагога возможности для создания программы последовательных действий. Такая программа имеет цель и предусматривает последовательное выполнение определенных задач, направленных на решение кардинально важных вопросов: духовно-творческой самореализации, что проявляется, прежде всего, в отходе от шаблонов и стереотипов, выработке программы требований к самому себе и воспитанникам, к процессу и результатам творческого взаимодействия в области изобразительного искусства; осознание воспитателем вместе с ребенком смысла их совместной творческой художественно-эстетической деятельности; формирование заинтересованного, критического отношения к различным аспектам создания художественно-эстетического продукта (наброска, рисунка, художественного проекта и т.п.); последовательное обогащение художественного опыта ученика и одновременно педагогического мастерства педагога, доведение их до уровня актуальных социокультурных требований.

Процессы создания и выполнения программы совместных действий, направленных на самопознание, самосовершенствование, профессиональное становление и развитие педагога и его учеников. Следует отметить, что вопрос о педагогических технологиях тесно связан с понятием педагогического мастерства.

Ведь можно быть профессионально компетентным педагогом, свободно ориентироваться в предметной области, системно действовать в педагогической реальности, иметь личностно-гуманитарную ориентацию, уметь обобщать и передавать собственный практический опыт, быть способным к рефлексии, владеть современными педагогическими технологиями, однако при этом не быть мастером.

Чтобы стать мастером, необходимо обладать личностной профессиональной неповторимостью и уникальностью, собственным стилем творческой деятельности, концептуальностью профессионального мышления. «Педагогическое мастерство является индивидуальным вкладом в педагогическую культуру общества, и только полное осознание механизмов собственной деятельности делает передачу мастерства другим. Поэтому у настоящего мастера-педагога появляется своя авторская система, своя школа, свои последователи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Дети учат меня творить"

Отражение моего видения профессиональной деятельности....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме: «Я бы журналистом стал, пусть меня научат!»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме: «Я бы журналистом стал, пусть меня научат!»...

Сценарий логопедического занятия на тему «Этот город в сердце у меня» для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Пояснительная записка к занятию «Этот город в сердце у меня».Патриотическое воспитание детей актуально всегда. Проблема современного человека в том, что даже взрослым не всегда удается обр...

Викторина для родителей по духовно – нравственному воспитанию на тему: «Самое дорогое, что есть у меня –это моя семья».

МУ Вейделевского района"Многофункциональный центр социальной помощи семье и детям "Семья"Привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека.февраль2020 года...

Эссе на тему: «Что меня привлекает в «идеалах» цели воспитания педагогических систем прошлого»

Идеал физической и душевной красоты с древних времен занимал сердца многих педагогов. Однако гармоничное сочетание человеческого тела и духа полностью устранило труд. Дети рабовладельца воспитыв...

Дидактическое пособие лэпбук на тему: " Я бы доктором пошел, пусть меня научат"

Пособие может быть использовано для игровой и позновательной деятельности с детьми среднего, старшего и подготовительного возраста. Используя содержимое, дети в игровой форме знакомятся с узкими специ...