Сообщение по теме «Формирование сенсорно-математических представлений у детей 2-3 лет посредством дидактических игр»
статья (младшая группа)

Михайлова Ирина Андреевна

Математика - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylova.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование сенсорно-математических представлений у детей 2-3 лет посредством дидактических игр»

Математика - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений. Сегодня, а тем более  завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период нужно научить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п., значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики справедливо считали, что сенсорное воспитание, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.

Перед педагогами ставятся такие задачи:

  • Развитие умения формировать группы однородных предметов; различать количество предметов: много – один ( один– много)
  • Привлечь внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик, большая матрёшка – маленькая матрёшка, большие мячи – маленькие мячи и т.д.)
  • Формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар)
  • Накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Формировать умения находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты. Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Развитие у детей умения двигаться за педагогом в определённом направлении.

Так как в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, то дидактическая игра играет важную роль при обучении первоначальным математическим представлениям. Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок, играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Так, развивая представления о величине и форме предметов с детьми можно проводить такие действия, как собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей – матрешек, грибочков, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных картинок из двух частей, собирание геометрической и магнитной мозаики. Такие дидактические игры способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости. Малыш в игре подражает взрослому, действует по его речевой инструкции, эмоционально откликается на предложение взрослого поиграть, участвует в совместных играх, учится подчиняться и соблюдать несложные правила игрового взаимодействия, правила игры, что способствует успешной социализации детей в обществе. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Таким образом, использование дидактических игр играет важное значение при формировании у детей 2-3лет математических представлений.

Работая с детьми 2-3 лет, я заметила, что у детей слабо развиты сенсорно-математические представления. Перед собой поставила следующие задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать литературу по формированию математических представлений у детей раннего возраста.
  • 2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр способствующих формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
  • 3.Создать условия и обогатить предметно-развивающую среду группы.
  • 4. Выявить эффективность влияния дидактических игр на формирование элементарных математических представлений.
  • 5.Привлечь родителей к работе с детьми 2-3 лет по закреплению сенсорно-математических представлений при помощи дидактических игр.

Для реализации поставленных задач большое внимание уделила организации предметно-развивающей среды. В группе был оформлен развивающий уголок сенсорики, где в свободном доступе для детей находятся различные виды мозаики, формочки-вкладыши, матрешки, шнуровки, «бусы», цветные шарики. Большую помощь в обогащении уголков оказали родители. Были приобретены пазлы для малышей, настольно-печатные игры «Цвета», «Найди форму», «Собери картинку» .При организации дидактических игр учитывала доступность и привлекательность, строгую дозировку содержания, их игровой характер, использовала различные сюрпризные моменты. Для того, чтобы обучение детей раннего возраста было успешным использовала резкие контрасты предметов ( шар - куб, цвета: красный - желтый, величины: большой – маленький). Для игр подбирала знакомые игрушки, чтобы детям было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх. Использовала принципы личностно-ориентированного подхода, подбирая содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития ребёнка. В начале обучения старалась каждому ребенку предоставить возможность работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Положительно оценивала каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействуя развитию самостоятельности и активности детей.

В процессе закрепления и уточнения математических представлений у детей использовала следующие дидактические игры:

  • Игры на определение количества: «Сколько матрешек пришло в гости», «Разноцветные мячи», «Сколько больших, сколько маленьких», «Покажи один, покажи много», «Покажи много, покажи мало», «Построим ёлочки, грибочки в ряд», «Аквариум»,
  • Игры на определение величины: «Три медведя», «Овощи в банке», «Сварим компот», «Найди такой же», «Спрячь большой, спрячь маленький», «Ёжики и грибы» «Покажи и назови», Собираем матрешек (пирамидки, ведерки, формочки), «Строим домики (башенки)», «Большой-маленький», «Угостим зайчиков капустой», «Помоги Маше», «Уточки и мячики», «Игры с пуговицами» .
  • Игры на определение формы: «Разложи мыло в мыльницы», , «Кто найдет такой же», «Подбери заплатку», «Что в мешочке», «Назови предмет», «Найди пару», «Подбери к цветку лепесток» «Сделаем куклам бусы», «Посади цветы на клумбе», «Что катится», «Построй мебель для куклы», игры с вкладышами разной формы.
  • Игры на ориентирование в пространстве: «Домик на горе», «Расставим игрушки», «Куда покатился мяч?», «Где бабочка?», «Наведи в шкафу порядок»
  • При знакомстве с цветом, использовала игры: «Составь узор», «Подбери платье для куклы», «Спрячь зайку», «Прокати машину по дорожке», «Найди тарелки и ложки», «Поезд», «Разноцветные бусы», «Собери пирамиду» ,«Гусеницы и бабочки», «Воздушные шары», «Волшебный парашют» и т. д.

Сделала картотеку дидактических игр, подобрала потешки для упражнения детей в ориентировке частей собственного тела.

В работе с родителями были подготовлены консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования элементарных математических представлений.  Провожу индивидуальные беседы с родителями о необходимости закреплять знания о величине, форме, количестве в повседневной жизни детей. Например, собираясь на прогулку можно сравнить обувь и одежду малыша и мамы, купив ребенку яблоко, показать как оно катится по столу и тому подобное. сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Всё это позволяет дошкольнику развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3....

Работа по самообразованию: "Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр".

Для развития детей большое значение имеет приобритения ими математических представлений, которые влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Удовлетвор...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Данная консультация разработана с целью повышения педагогической компетенции в развитии математических способностей детей....

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

                «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»...