Сенсорная среда
материал (младшая группа)

Чтобы ребёнок активно развивался и познавал мир, необходимо позаботиться о создании для него богатой и разнообразной сенсорной среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_sreda.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная среда

Сенсорные впечатления ребёнок может получать в разных местах и в различных ситуациях.

В живой  природе- это форма, цвет и запах цветов, вкус плодов, внешний вид и окраска животных и птиц, звуки, которые они издают. Сезонные изменения в живой природе- осенняя окраска листвы деревьев, изменения в окраске шкур животных и оперении птиц и т.д.

В неживой природе- цвет неба и облаков, шум дождя, журчание ручья, величина гор и ширина рек, глубина морей и океанов, смена дня и ночи. Сезонные изменения в природе, погода- снег, дождь, гроза, сияние солнца, луны и звёзд. Свойства объектов неживой природы- вес и фактура камня или песка, и т.д.

В городе- это расположение улиц,  форма и величина зданий, их взаимное расположение в пространстве, сигналы автомобилей на дорогах и т.д.

В квартире (доме)- различные помещения и их назначение, план расположения помещений в квартире, доме.

Вещи- мебель, посуда, одежда и обувь, аксессуары, игрушки, продукты питания, бытовая техника, транспорт и т.д.

Искусство – живопись, скульптура, музыка, театр и кино.

Все эти составляющие сенсорные компоненты мира указывают на то, что сенсорное развитие неразрывно связано с развитием представлений об окружающем мире, является его начальным звеном. Чтобы ребёнок активно развивался и познавал мир, необходимо позаботиться о создании для него богатой и разнообразной сенсорной среды. Однако, для изучения малышу доступны далеко не все объекты окружающего мира. В первую очередь, это самые разные предметы человеческого быта и объекты природы, с которыми малыш сталкивается ежедневно.

Основные условия создания для малыша полноценной сенсорной среды, которая будет стимулировать его развитие:

Вещи: предметы в доме должны быть из качественных, разнообразных по цвету и фактуре, материалов. Особенное внимание уделяется детским вещам- игрушкам, оборудованию и украшению детской комнаты.

Свобода: надо разрешить ребёнку исследовать мир вокруг- лазить по шкафам, играть с водой, песком и т.д.- стараясь ограничивать лишь в том, что небезопасно.

Наблюдение: надо специально обращать внимание ребёнка на объекты и явления окружающего мира, их изменения, учить быть внимательным к окружающему, наблюдать.

Специальные занятия: необходимо приобретать специальные игрушки- матрёшки, пирамидки, вкладыши и др.- и организовывать специальные занятия, которые помогут сделать сенсорное развитие ребёнка более осознанным.

Новые впечатления: надо предоставлять ребёнку новые впечатления о мире - водить в кино, цирк, театр, зоопарк, кафе, музей, брать с собой в магазин, в аптеку, банк, на почту, устраивать прогулки в парке, пикники в лесу, поездки на море и т.д.

Нормально развивающийся ребёнок стремится к определённому оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребёнка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Но что будет, если полноценная сенсорная среда для ребёнка не создана и он не получает достаточное количества разнообразных стимулов для восприятия? В этом случае имеет место сенсорная депривация, или другими словами, сенсорный голод.

Сенсорная депривация возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и др. стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. В такую среду, например, попадает ребёнок, оказавшийся в детском доме или в других учреждениях закрытого типа. Обедненная среда, вызывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте, однако для ребёнка она оказывается наиболее губительной.

Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений. Это объясняется тем, что именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной дальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребёнка, которые не получают достаточного количества стимулов извне, перестают нормально развиваться и, как следствие, атрофируются. Если не реализуется потребность ребёнка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для младшей группы по сенсорной среде

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста...

"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"

Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

Сенсорная среда «Осень в деревне»

Вот такая тематическая сенсорная среда у нас получилась!Сенсорная среда  – это не только шикарный тренажер для пальчиков, это еще и замечательная площадка для сюжетно-ролевых игр и проведен...

Сенсорная среда и игровое оборудование как средство познавательного развития детей раннего возраста

Данная статья посвящена опыту работы в рамках инновационного проекта «Вариативность форм сотрудничества  дошкольной образовательной организации и семьи  как фактор успешной адаптации и...