Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников
консультация

Гузель  Городовая

Еще в дошкольном детстве закладываются интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества. Труд должен органично войти в жизнь ребенка и содействовать его успешному всестороннему развитию. В процессе трудовой деятельности развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля. Поэтому задача педагога заключается в помощи ребенку в активном и самостоятельном пополнении собственного опыта, а так же в развитии его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vosp.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников

Еще в дошкольном детстве закладываются интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества. Труд должен органично войти в жизнь ребенка и содействовать его успешному всестороннему развитию. В процессе трудовой деятельности развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля. Поэтому задача педагога заключается в помощи ребенку в активном и самостоятельном пополнении собственного опыта, а так же в развитии его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

Современный образовательный процесс воспитания и обучения дошкольников регламентируется Федеральным образовательной программой, согласно которому, трудовое воспитание, предполагает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

     Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.

     В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся "Программой воспитания в детском саду", знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста.

При планировании работы с семьей педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников должно занимать особое место. В плане каждой возрастной группы необходимо отразить содержание и формы пропаганды трудового воспитания, изучения и обобщения положительного семейного опыта. При этом следует учитывать типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в трудовом воспитании детей. Это недооценка важности трудового воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах семьи; незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, незнание того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста, правильных методов воздействия взрослых на ребенка; отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и обязанностей; недооценка важности формирования эмоционального отношения к труду, общественно-направленных мотивов трудовой деятельности.

Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.

Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать режимные процессы, самообслуживания в младшей группе, в средней и старшей группах - коллективный труд детей в природе, уборку групповой комнаты, ремонт книг и др.

Трудовому воспитанию старшего дошкольника в семье можно посвятить собрание родителей. Перед собранием показать им коллективный труд детей по уборке групповой комнаты. К собранию хорошо оформить стенд, где поместить статьи о важности трудового воспитания. Тексты желательно иллюстрировать фотографиями, отображающими труд детей в семье и в детском саду.

На собрании можно заслушать одно - два сообщения родителей о положительном опыте трудового воспитания в семье. Педагог помогает родителям подготовить сообщение, проанализировать и обобщить их опыт воспитания ребенка в труде.

Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Обычно эту работу родители выполняют в отсутствии детей и не используют ее в воспитательных целях. Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание : Тема: "Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"

Цель проекта: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей  в семье .Задачи: Закреплять у детей представления о трудовой дея...

Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников

Убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно- волевых качеств личности ребенка помочь их осмыслить активную психологическую практическую роль трудовой деяте...

Родительское собрание на тему «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье....

Консультация для родителей "Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"...

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»...

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»

Задачи трудового воспитания старших дошкольников в детском саду и семье....