Педдиагностика для детей 2-3 лет
методическая разработка (младшая группа)

КУРАШИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Предлагаемоя диагностика поможет  оптимизации образовательного про­цесса в любом учреждении, работающем с группой детей 2—3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания (основной обра­зовательной или адаптированной) и контингента детей (с нормативными вариантами развития и\или с ограниченными возможностями развития). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-3_goda.docx84.66 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с группой детей 2—3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания (основной образовательной или адаптированной) и контингента детей (с нормативными вариантами развития и\или с ограниченными возможностями развития). Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровне-вым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл/уровень, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система педагогической диагностики (мониторинга) содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе общеобразовательной, компенсирующей, комбинированной направленности и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

низкий уровень (1 балл) — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

низко-средний уровень (2 балла) — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

средний уровень (3 балла) — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

средне-высокий уровень (4 балла) — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

высокий уровень (5 баллов) — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются цифры (баллы, уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все цифры сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной/адаптированной программы, т.к. отражает, насколько качественно ребенок усвоил данную образовательную область.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все цифры сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций (в группах компенсирующей и комбинированной направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагоги-ческому совещанию/консилиуму), а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной/адаптированной программы, т. к. отражает качество образования в группе по данной образовательной области (правый нижний угол).

Этап 3. Получив средние значения по параметрам развития ребенка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол) или качеству образования в группе в целом (средние значения сложить по пяти образовательным областям и разделить на пять), следует соотнести их с интервалами нормативных значений. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов педагогической диагностики (мониторинга) детей данного возраста.)

Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребенка (оценка по строкам) / достаточный уровень реализации содержания образовательной / адаптированной программы ДОО (оценка по столбцам).

Средние значения в интервале от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и / или органического генеза (оценка по строкам), а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе (оценка по столбцам).

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (оценка по строкам), а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области (оценка по столбцам).

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Таким образом, данный диагностический подход позволяет оценить не только индивидуальные особенности развития ребенка, но и определить

Образовательная область «Речевое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Сопровождает речью игровые и бытовые действия

По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы

1

Отвечает на простейшие вопросы

(«Кто?», «Что?», «Что делает?»)

Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Итоговый показатель по группе (среднее значение)%

Выводы(сентябрь)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы(май)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта( первая младшая группа)

№ п/п

ФИО ребенка

Формирование словаря(способность употребления усвоенных слов в самостоятельной речи детей)

Звуковая культура

Грамматический строй речи

             Связная речь

существительные

глаголы

прилагательные

наречия

Произнесение изолированных гласных и согласных(кроме шипящих), воспроизведение  звукоподрожаний

Умение пользоваться ( по подражанию) высотой и силой голоса

Согласовывает существительные и местоимения с глаголами

Употребляет глаголы в будущем и прошедшем времени, изменяет их по лицам

Использование в речи предлогов и не сложных фраз

Слова обозначающие признаки

Слова обозначающие предметы

Употребление обобщающих слов

Слова обозначающий действия

Рассказываниеоб изображенном на картинке ,о новой игрушке, о событии из личного опыта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе (среднее значение)%

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника

и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым

Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику

Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках

Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения

Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия

Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы(сентябрь)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы(май)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Познавательное развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей

Осуществляет перенос действий с объекта на объект,

использует предметы-заместители

Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты

Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи

Узнает шар и куб, называет размер (большой — маленький

Группирует однородные предметы, выделяет один и много

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру

Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

*

20

21

22

23

24

25

26

27

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы(сентябрь)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы(май)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Физическое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой, горшком)

Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы(сентябрь)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы(май)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Различает

основные

формы конструктора. Со взрослым сооружает постройки

Знает назначение ка

рандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина

Создает

простые

предметы из разных материалов, обыгрывает совместно со взрослым

Узнает

знакомые

мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне музыкальные фразы

Проявляет

актив-

ность при подпева-нии, выполнении танцевальных движений

Умеет выполнять

движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук

Умеет извлекать зву

ки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен

Итоговый

показа-

тель по каждому ребенку (среднее значение)

№ п/п

ФИО

ребенка

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итоговый пока

затель по группе (среднее значение)

Выводы(сентябрь)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы(май)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

№ п/п

ФИО

ребенка

Приобщение к искусству

Изобразительная деятельность

Музыкально- художественная деятельность

Итоговый

показа-

тель по каждому ребенку (среднее значение)

рисование

лепка

Конструктивно- модельная деятельность

Рассмативает иллюстрации к произведениям, умеет отвечать на вопросы по содержанию картинок

Знание народных игрушек дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей

Ззнает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.

различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.

Различает основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.

Разворачивает игру вокруг собственной постройки

Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий).

Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.

Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

Называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен.

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в первой младшей группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;        
  • подгрупповая;
  • групповая.

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка.

  1. Проявляет отрицательноеотнрщение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.
  • Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка «Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая Лиса?»

  • Метод: наблюдение.

Материал: ситуация встречи \ прощания со взрослым. Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Посмотри, к нам пришел гость. Что нужно сказать?»

  1. Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Методы: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия детьми.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку „Колобок"».

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.

Методы: беседа.

Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Что/кто это?»

  1. Группирует однородные предметы, выделяет один и много Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?»

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).

Метод: проблемная ситуация.

Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе) Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Нарисуй / приклей / слепи». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: мячи.

Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования \\ Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
  2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
  3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
  4. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.

Урунтаева Г. ААфонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....

Памятка-буклет для воспитателей "Пять методов педдиагностики по ФОП ДО"

Данная памятка будет полезна всем педагогам детского сада, она кратко напоминает какие методы можно применять при педагогической диагностике по ФОП ДО....

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 3.06..24 -7. 06.24 г.) Тема: «День защиты детей». Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей», развивать у детей творческие наклонности

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с  3.06..24 -7. 06.24 г.)Тема: «День защиты детей».Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном п...