Компетентность и компетенции педагогов ДОУ
занимательные факты

Уварова Лариса Сергеевна

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnost_i_kompetentsii.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета)

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей»

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов. Единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны.

В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.

Понятие «компетенция» рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

Основные позиции в определении сущности профессиональных компетенций воспитателей:

  • профессиональные компетенции представляют собой обобщенные способы
  • действий воспитателя, обеспечивающие продуктивное выполнение педагогической деятельности в условиях видового разнообразия ДОУ;
  • структура компетенции включает в себя:
  • умения как основу компетенции;
  • знания, обеспечивающие усвоение умения;
  • ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях;
  • содержание профессиональных компетенций выстраивается на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателя в условиях видового разнообразия ДОУ.

Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в ПРФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:

  1. Компетенция в ведении образовательного процесса

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  • Уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.
  • Знать образовательные и парциальные программы.
  • Владеть современными образовательными технологиями.
  • Уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
  • Уметь проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.
  • Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
  • Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
  • Знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников. Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
  • Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
  1. Методологическая (методическая) компетентность.

  • Понимать различных подходы к образованию и выбора методов.
  • Иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории.
  • Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  1. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ.

  • Уметь расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
  1. Компетентность в организации воспитательной работы.

  • Уметь        организовывать        взаимодействие        детей        в        процессе        разных        видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).
  • Уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.
  • Проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.
  1. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

  • Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
  1. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

  • Владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого- педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
  • Владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.
  • Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
  1. Компетентность в установлении контактов с родителями

Знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к      детям.      Уметь       создавать       условия       для       социализации       детей. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

  1. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.

  • Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  1. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.

  • Быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию.
  • Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности. Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.
  • Владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
  • Уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
  • Владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
  1. Креативная компетентность педагога (исследовательская).

  • Иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
  • Владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.
  • Уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
  1. Коммуникативная компетентность.

  • Быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.
  • Практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».
  • Уметь сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.
  • Владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством.
  • Уметь публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.
  • Уметь выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей.
  • Уметь объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
  • Уметь проявлять экстраверсию и эмпатию.
  1. Регулятивная компетентность.

  • Уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.
  • Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.
  • Быть способным к саморегуляции.
  • Владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью.
  1. Социальная компетентность.

  • Уметь        выстраивать и        управлять        взаимоотношениями        с        детьми        дошкольного возраста, их родителями, коллегами.
  • Уметь работать в команде педагогов
  • Уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
  • Владеть различными социальными ролями.
  1. Специальная компетентность.

  • Владеть профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне.
  • Быть способным проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии:

  1. Первая стадия – бессознательная некомпетентность.
  • нет необходимых знаний, умений и навыков
  • не знает, об их отсутствии

Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).

  1. Вторая стадия – сознательная некомпетентность.
  • осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает

Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).

  1. Третья стадия – сознательная компетентность.
  • знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять

Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).

  1. Четвёртая стадия – бессознательная компетентность.
  • профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
  • профессионализм является частью личности.

Высокий        уровень        мастерства        (уровень        профессионализма        –        оптимальный перспективный).

Работа с воспитателями по разным направлениям их деятельности ведется в каждой ДОО постоянно. Сейчас же главной целью является формирование готовности педагогов к обновлению своих профессиональных компетенций. Необходимо развить у них

способность успешно действовать на основе своего практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях и творческих группах
  • исследовательская, экспериментальная деятельность
  • инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
  • различные формы педагогической поддержки
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах
  • обобщение собственного педагогического опыта

Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия. Педагог должен иметь возможность:

  • систематически проходить курсов повышения квалификации
  • изучать современную методическую, педагогическую литературу
  • посещение обучающие семинары, практикумы и т.д.
  • участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
  • участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности
  • изучать информационно-компьютерные технологии
  • участвовать в конкурсах профессионального мастерства
  • иметь        доступ        в        Интернет        для        общения        с        коллегами        и        размещения        своих педагогических разработок
  • осуществлять работу по самообразованию

Система методической работы старшего воспитателя с педагогами включает:

  1. Ознакомление с современными тенденциями дошкольного образования, изучение и анализ законодательных и нормативно-правовых документов.

Цель:

  • определение стратегии развития детского сада
  • создание модели воспитательно-образовательного процесса на основе современных подходов

Формы работы с педагогами:

  • работа с документами,
  • использование Интернет-ресурсов
  • консультации
  • семинары
  1. Использование интерактивных методов в разных формах методической работы с педагогами с целью их активизации.

Цель:

  • осознанием педагогами своей значимости в принятии основополагающих решений для реализации педагогического процесса дошкольного учреждения.

Формы и методы:

  • презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение.
  • методы обучения активному мышлению
  • мозговой штурм
  • психологические тренинговые упражнения

Организация педагогов:

  • групповая

Объединение:

  • по уровню педагогического мастерства
  • по интересующей их проблеме
  • индивидуальная
  1. Организации постоянного самообразования воспитателей и специалистов.

Формы работы:

  • самостоятельное изучение информации,
  • систематизация и выделение главного в виде консультаций и памяток
  • мастер-класс
  • открытый просмотр для развития не только самостоятельности и инициативы педагогов, но и для просмотра практической реализации теоретических положений
  1. Мониторинг профессиональной компетентности педагогов

Цель:

  • выявление педагогического опыта воспитателей и специалистов по определенным вопросам, затруднений и пожеланий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одно из направлений профессиональных компетенций педагогов в ДОО с использованием современных образовательных технологий развития.

Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. Ч...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

"Исследовательская компетенция педагога - важнейшая составляющая профессиональной компетентности"

ИССЛЕДОВАНИЕ  СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕВЧЕСКИХ  НАВЫКОВ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  ВКЛЮЧЕНИЕМ  ФОНОПЕДИЧЕСКОГО  МЕТОДАРАЗВИТИЯ  ГОЛОСА    ...

Чем отличается компетентность от компетенции.

Достаточно часто педагоги затрудняются в точном определении этих терминов, а также в понимании того, что из них мы формируем а что , – . развиваем...