Коррекционные возможности режимных моментов
консультация

Раскрываются коррекционные возможности режимных моментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_vozmozhnosti_rezhimnyh_momentov.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко - слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности. Проблема развития речи является одной из актуальных. И она должна решаться не только в организованной деятельности, но и в режимных моментах.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Так, например, в утренние часы, можно провести беседу, используя игровой момент, предложив детям стать детскими писателями и сочинить сказку, используя слова по любой из лексических тем и одновременно провести работу по закреплению нужного звука. Такого вида коррекционная работа может быть использована и воспитателями, как для детей логопедических групп, так и в общеразвивающих группах детского сада для старшего дошкольного возраста.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводят и педагоги во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.

Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения, они непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовывать разговор с детьми. Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, четко формулируя вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка. Каждый односложный ответ ребенка следует повторить в развернутой форме.

Во время проведения утренней гимнастики можно успешно закреплять пространственные отношения: вверх, вниз, вправо, влево и совместно с движениями формировать речь детей. Можно в такт движениям проговаривать пространственные понятия, игровые фразы, литературные произведения, рифмованные тексты, сопровождающие упражнения.

Во время одевания и раздевания с детьми можно закрепить названия   предметов одежды, головных уборов, обуви, обобщающие слова группы предметов. Возможно повторить слова, обозначающие действия: снять, надеть, завязать, развязать и т.д. В то же время идет и познавательное развитие детей, если говорить с детьми о признаках одежды: из чего сшита или связана одежда, какой она фактуры, толщины, цвета. Воспитатель задает вопрос: «Какая на ощупь одежда? Давайте потрогаем кофту – мягкая, пушистая, теплая, сухая, новая и т. д.»

 Обращается внимание на порядок в шкафчике (что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки).

 Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. Во время прогулки дети наблюдают за окружающим, воспитатель их спрашивает о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Так же на прогулке проводятся подвижные игры со считалочками и т. д., что тоже развивает речь ребенка.

Не менее важный режимный момент и умывание. Педагог может помочь детям запомнить названия частей тела (лицо, уши, руки, пальцы), закрепить понятия холодная, тёплая, горячая вода, названия предметов гигиены. Применение художественного слова, помогает сделать ежедневно повторяющиеся процедуры, весёлыми и занимательными. Дети в непосредственной обстановке слышат потешки, стихи с богатым грамматическим содержанием, образными оборотами и применяют самостоятельно их в речи. Конечно, это возможно лишь при систематической и целенаправленной работе воспитателя.

Приём пищи может стать важным моментом как в речевом, так и в познавательном плане. Дети узнают и запоминают виды блюд, названия продуктов из которых приготовлены блюда. Можно закрепить слова-антонимы (горячий-холодный, сладкий-солёный,) слова, обозначающие вкус блюда (вкусная, сытная, сладкая, аппетитная), виды круп (гречка, рис, пшено и т.д.). Так же, момент приёма пищи нужно использовать для закрепления названий посуды, её качества (тарелка-фарфоровая, ложка- металлическая). 

Во время подготовки ко сну воспитатель привлекает внимание детей к одежде, отрабатывается последовательность выполняемых действий:

– Сначала снимаем…, потом ….

– Обувь поставим под кровать (Где стоят туфли).

– Куда повесим рубашку? (на спинку стула). Воспитатель обращает внимание детей на детали одежды, показывает карман, пуговицы, манжеты, воротник. – У платья рукава – короткие, длинные, узкие, широкие.

Такое комментирование действий позволяет многократно повторить речевой материал, совершенствовать понимание речи.

         Игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя игровые действия, а значит, учит и развивает их речь. Разнообразные виды игр в режиме дня имеют важное значение. Они вынуждают ребёнка применять весь свой речевой опыт для налаживания контактов со сверстниками, для объяснения своих намерений в игре. Игры помогают закрепить знания в различных областях развития ребёнка. 

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:

недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;

слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;

нарушения звукопроизношения;

недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);

бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;

снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Для этого в деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие задачи:

развитие общей и мелкой моторки, координации движений;

развитие мимики, самомассаж лица;

развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;

развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание), воздушной струи;

развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;

развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;

обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;

формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;

развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ)

Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.

Развитие речи в режимных моментах

Таблица 1.

Режимный момент

Работа по развитию речи

утренний прием

создание активной речевой ситуации

до завтрака

автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);

речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи, звукоразличение и др.)

гигиенические процедуры

развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;

упражнения на отработку воздушной струи;

ознакомление с малыми формами художественного слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки)

перед приемом пищи

артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики

нод

развитие связной речи

прогулка

развитие общей моторики и координации движений;

элементы логоритмики;

подвижные игры с речевым сопровождением:

речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов;

игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звукобуквенный анализ);

создание активных речевых ситуаций.

сон

развитие речевого внимания;

ознакомление с художественным словом.

подъем

развитие общей и мелкой моторики;

самомассаж лица и кистей рук;

элементы логоритмики;

ознакомление с малыми формами художественного слова

вечернее время

автоматизация звуков;

игры на звукоподражание и звукоразличение;

игра «Магазин» (звукослоговой анализ);

речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;

игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);

разгадывание и придумывание загадок и др.

Автор: Иванова Галина Владимировна

Воспитатель МДОУ “Детский сад №1 “Сказка” п. Советский Республики Марий Эл

Использование режимных моментов для развития речи детей дошкольного возраста.

Иванова Галина Владимировна

МДОУ «Детский сад №1 «Сказка», п. Советский     Республики Марий Эл

galochka_ivanova_71@inbox.ru

   Использование режимных моментов для речевого развития детей дошкольного возраста

  «Есть все фактические и теоретические основания 

                                                утверждать, что не только интеллектуальное 

                                                                            развитие ребенка, но и формирование 

                             его характера    эмоций и личности  в целом 

                                   находится в непосредственной зависимости от речи».

Л.С. Выготский.

Развитие связной речи у дошкольников – один из наиболее значимых аспектов дошкольного образования и воспитания. По тому, как хорошо ребёнок владеет речевыми инструментами (строит фразы и предложения, правильно подбирает и употребляет словоформы), педагоги составляют мнение об общем уровне его речевого развития.

Ключевые слова: развитие речи, режимные моменты, игра, познавательная деятельность.

    Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Если учесть, что сегодняшние дошкольники обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной. Е.И. Тихеева говорила: «… В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи». 

  Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Парадокс, но в наш век  развивающихся технологий и  разного рода  коммуникаций, речь детей с каждым годом становится скуднее, часто заменяется сленговыми оборотами(результат просмотра сомнительных передач), дети затрудняются правильно формулировать вопросы, речь бедна образными  оборотами, плохая дикция. В целом, уровень речевого развития у современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. 

   Проблема развития речи является одной из актуальных. И она должна решаться не только  в организованной деятельности, но и в режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

  Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения, они непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовывать разговор с детьми. Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, четко формулируя вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка. Каждый односложный ответ ребенка следует повторить в развернутой форме.

Как практически осуществить развитие речи детей в режимные моменты?

Утренний приём.

  Психологи утверждают, что именно утром, при встрече ребёнка, можно успешно использовать «правило 3 минут». На эмоциональном подъёме нужно приобнять ребёнка, поговорить о его настроении, о работе родителей, о том, что привлекло его внимание по дороге в детский сад. Тем самым, педагог демонстрирует как можно выстроить диалогическую речь, потренировать в произнесении ласкательных форм, настроить малыша  поддерживать диалог со сверстниками.

Утренняя гимнастика.

Во время проведения утренней гимнастики можно успешно закреплять пространственные отношения: вверх, вниз, вправо, влево и совместно с движениями формировать речь детей. Можно в такт движениям проговаривать пространственные понятия, игровые фразы, литературные произведения, рифмованные тексты, сопровождающие упражнения.

 Одевание и раздевание.

  Во время одевания и раздевания с детьми можно закрепить названия   предметов одежды, головных уборов, обуви, обобщающие слова группы предметов. Возможно повторить слова, обозначающие действия: снять, надеть, завязать, развязать и т.д. В то же время идет и познавательное развитие детей, если  говорить с детьми о признаках одежды: из чего сшита или связана одежда, какой она фактуры, толщины, цвета. Воспитатель задает вопрос: «Какая на ощупь одежда? Давайте потрогаем кофту – мягкая, пушистая, теплая, сухая, новая и т. д.»

 Обращается внимание на порядок в шкафчике (что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки).

 Прогулка.

   Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. Во время прогулки  дети наблюдают за окружающим, воспитатель их спрашивает о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Так же на прогулке проводятся подвижные игры с различными речевками, считалочками и т. д., что тоже развивает речь ребенка.

Умывание.

Не менее важный режимный момент и умывание. Педагог может помочь детям запомнить  названия частей тела(лицо, уши, руки, пальцы), закрепить понятия  – холодная, тёплая, горячая вода, названия предметов гигиены. Применение художественного слова, помогает сделать ежедневно повторяющиеся процедуры, весёлыми и занимательными. Дети в непосредственной обстановке слышат потешки, стихи с богатым грамматическим содержанием, образными оборотами и применяют самостоятельно их в речи. Конечно, это возможно лишь при систематической и целенаправленной работе воспитателя.

Приём пищи.

Приём пищи может стать важным моментом как в речевом, так и в познавательном плане. Дети узнают и запоминают виды блюд, названия продуктов из которых приготовлены блюда. Можно закрепить слова-антонимы (горячий-холодный, сладкий-солёный,) слова, обозначающие вкус блюда (вкусная, сытная, сладкая, аппетитная), виды круп (гречка, рис, пшено и т.д.). Так же, момент приёма пищи нужно использовать для закрепления названий посуды, её качества (тарелка-фарфоровая, ложка- металлическая, салфетница-пластмассовая). 

Подготовка ко сну.

Во время подготовки ко сну воспитатель привлекает внимание детей к одежде, отрабатывается последовательность выполняемых действий:

– Сначала снимаем…, потом ….

– Обувь поставим под кровать (Где стоят туфли).

– Куда повесим рубашку? (на спинку стула). Воспитатель обращает внимание детей на детали одежды, показывает карман, пуговицы, манжеты, воротник. – У платья рукава – короткие, длинные, узкие, широкие.

Такое комментирование действий позволяет многократно повторить речевой материал, совершенствовать понимание речи.

Свободная  игровая деятельность детей.

 Игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя игровые действия, а значит, учит и развивает их речь. Разнообразные виды игр в режиме дня имеют важное значение. Они вынуждают ребёнка применять весь свой речевой опыт для налаживания контактов со сверстниками, для объяснения своих намерений в игре. Игры помогают закрепить знания в различных областях развития ребёнка. 

  Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь,  четко   

произносить   слова, соблюдать   нормы   литературного произведения. Продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче– подготовке к успешному обучению в школе и успех в этой работе

может быть, достигнут только при тесном контакте педагогов и родителей. По федеральному государственному стандарту дошкольного образования взаимодействию педагогов с родителями при работе с детьми по речевому развитию должно уделяться значительное внимание. Родители, в гонке за опережающим развитием ребёнка (ранние занятия английским, робототехникой и т.д.), не считают важным читать ребёнку, выполнять пальчиковые упражнения и игры, применять тренажёры для развития мелкой моторики. Считают все эти приёмы устаревшими и малозначительными. А поговорить с детьми лишний раз, им мешает их каждодневная занятость, их личные приоритеты. Поэтому задача педагога убедить родителей в важности общения и систематичных занятий с ребёнком. А сам педагог в течение дня, должен использовать каждую минуту для речевого и познавательного развития детей.

 

Источники и литература:

1.Тихееава Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -Москва: просвещение, 1972.-245с. 

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства и науки Российской федерации от 17 сентября2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

 

Логопед в режимные моменты продолжает свою коррекционную работу с детьми. Так, например, в утренние часы, можно провести беседу, используя игровой момент, предложив детям стать детскими писателями и сочинить сказку, используя слова по любой из лексических тем и одновременно провести работу по закреплению нужного звука. Такого вида коррекционная работа может быть использована и воспитателями, как для детей логопедических групп, так и в общеразвивающих группах детского сада для старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Коррекционные возможности режимных моментов».

Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми ОВЗ (ТНР). В нем представленны рекомендации педагогам ДОУ по использованию режимных моментов для решения коррекционных задач....

Консультация для педагогов «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ....

Консультация для педагогов «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»

Консультация для педагогов«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»...

Консультация для педагогов: "Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ"

Консультация  для педагогов: "Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ"...

Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ

повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ....

Памятка для воспитателей "Организация речевой среды в детском саду. Коррекционные возможности режимных моментов"

Памятка для воспитателей детских садов "Организация речевой среды в детском саду. Коррекционные возможности режимных моментов". Советы логопеда....

«Коррекционные возможности режимных моментов в ДОУ»

Речь-великий дар природы, который позволяет людям общаться, объединяет их в деятельности, помогает познавать мир и передавать общественный опыт. На появление и становление речи природа отводит очень м...