Презентация на тему "Прогулка - это интересно!"
презентация к уроку (старшая группа)

В развернутом перспективном планировании по программе под редакцией М.В. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой отмечается, что «в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Здесь, как нигде (…) удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками».    3 слайд:  В развернутом перспективном планировании по программе под редакцией М.В. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой отмечается, что «в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Здесь, как нигде (…) удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками».

     Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. Задача педагогов осуществлять планирование прогулки с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

     Прогулка  - это  возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, это возможность продолжать развитие детей по основным направлениям, одним из которых и является познавательно – речевое.

4 слайд: Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

3. Сенсорное развитие.

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.

5. Знакомство с родным языком.

6. Становление речи.

    5 слайд:  Ссылаясь на тех же авторов, выделяют следующие формы работы с детьми на прогулке по познавательно – речевому развитию: сюжетная игра, развивающая игра, создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, рассказы, беседы, интегративную деятельность.

      При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности.

6 слайд: Структура прогулки

  • Наблюдение.
  • Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения.
  • Труд детей на участке.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Самостоятельная игровая деятельность.

 

     Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус. Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование речи и познавательной деятельности дошкольников.

     Рассмотрим подробно все пять структурных компонентов прогулки и их влияние на познавательно – речевое развитие детей.

     7 слайд: Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями. Непременным условием успешного развития речи дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детский словарь. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т.д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются. Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, выражая это в речи, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

    8 слайд:  Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества. Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах -- элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения -(упражнения). Летом - это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема), зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Подвижная игра или хороводная, в ней также мы интегрируем сразу несколько образовательных областей. Это и физическая культура - бег, прыжки и т. п., здоровье - выполняя физические упражнения тем самым укрепляем здоровье, коммуникация - диалог между играющими или проговариваем текст игры, безопасность - повторяем правила безопасной игры, социализация - учимся играть дружно, труд - выполняем трудовые поручения (собрать или раздать инвентарь). Широко используются словесные методы и приемы: название игры, объяснение, указания, пояснения, распоряжения команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции.

     9 слайд: Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена на закрепление каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. Так же осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т.п.

     10 слайд: Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали  5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте,  создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, необходимо разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Во время коллективного труда формируются умения проговаривать и принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, обговаривая это со сверстниками. Происходит  интенсивное формирование личностных качеств и коммуникативных умений ребенка.

     11 слайд: Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Для организации самостоятельной деятельности необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним - двумя на интересную них тему, организовать ситуативные разговоры, индивидуальные игры – развлечения, творческие игры,  строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т. д., понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением и событием, которое заметили они сами. Таким образом, самостоятельная деятельность детей дает возможность для  каждого ребенка заняться любимым делом и организовать игру по выбору, в ходе которых совершенствуется умение общаться со сверстниками, выражать свое отношение, отстаивать свое мнение, т.е. развивать речь детей непосредственно  в игровой форме.

     12 слайд: Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, где происходит овладение детьми родным языком, способствуют развитию речевого диалога, более глубокому пониманию смысла увиденного и активизируют речь дошкольников. Главное - сделать так, чтобы детям  на прогулке не было скучно.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно – речевое развитие детей на прогулке Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 254 Тракторозаводского района г. Волгограда

Слайд 2

« Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя » Альберт Энштейн

Слайд 3

ПРОГУЛКА это возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, это возможность продолжать развитие детей по основным направлениям, одним из которых и является познавательно - речевое

Слайд 4

Задачи познавательно – речевого развития: 1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями). 2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. 3. Сенсорное развитие. 4. Формирования способности к активной умственной деятельности. 5. Знакомство с родным языком. 6. Становление речи.

Слайд 5

Формы работы с детьми на прогулке Сюжетная, развивающая игра Эксперименти - рование Проектная и исследовательская деятельность Наблюдение, беседы, проблемные ситуации

Слайд 6

Структурные компоненты прогулки: • разнообразные наблюдения; • индивидуальная работа с детьми; • трудовые действия самих детей; • подвижные игры и игровые упражнения; • самостоятельная игровая деятельность детей.

Слайд 7

НАБЛЮДЕНИЯ Один из главных компонентов прогулки. Детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. Приемы наблюдений: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово, вопросы, пояснения.

Слайд 8

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Ведущее место на прогулке отводится играм , преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение. Используются словесные методы и приемы: название игры, объяснение, указания, пояснения, распоряжения команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции .

Слайд 9

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ Воспитатель(на основании диагностики) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому развитию детей: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры

Слайд 10

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Трудовые задания должны: - грамотно изложены детям; быть посильны детям; требовать от детей определенных усилий; доводиться до конца. Происходит интенсивное формирование личностных качеств и коммуникативных умений ребенка.

Слайд 11

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Возможность для каждого ребенка заняться любимым делом и организовать игру по выбору, в ходе которых совершенствуется умение общаться со сверстниками, выражать свое отношение, отстаивать свое мнение, т.е. развивать речь детей непосредственно в игровой форме

Слайд 12

Прогулки — идеальный способ эффективно и легко развивать речь ребенка. Девиз педагога: «Гуляем и разговариваем!» Главное – сделать так, чтобы детям на прогулке не было скучно.

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Всё гениальное, очень интересно!"

Парциальная программа О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"...

Презентация: "ЭТО ВСЁ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ- ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ!». НОД в рамках работы клуба "Наш ребёнок"

Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.                  Развитие исследовательских...

Презентация проекта "Звёзды - это интересно"

С помощью опыта показать детям, что звёзды светят постоянно. Их никто не зажигает!!!Донести до детей научную информацию на доступном примере....

Презентация "Жизнь в Росинках интересна!"

Фотоматериалы группы "Росинки"...

Презентация в старшей группе «Интересный мир грибов«

Презентация с помощью программы Microsoft Office PowerPoint с использованием картинок из поисковой системы гугл (https://www.google.ru/) в старшей группе «Интересный мир грибов«, в рамках ...

презентация проекта "Шахматы - это интересно"

Проводимая работа по проекту: обогащение развивающей предметно-пространственной среды работами детей: лепка шахматных фигур, выставка рисунков,создание книжек-малышек, изготовление шахмат из бросового...