Доклад из опыта работы «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»
методическая разработка

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Исходя из этого необходимо уделить особое внимание совместной работе с родителями. 

            Семья–уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, школа, семья, общественность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 50 «Незабудка» города Смоленска

Доклад из опыта работы «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»

Автор: Степченкова Жанна Валерьевна

Социальный педагог

Доклад из опыта работы «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»

           Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Исходя из этого необходимо уделить особое внимание совместной работе с родителями.

            Семья–уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, школа, семья, общественность.

        Воздействие  семьи и  дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который  требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.  Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются персонажам всем известного баснописца И.А. Крылова - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, т.к. не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Исходя из этого, острейшей задачей современного периода становится поддержка психолого-педагогической компетентности родителей. Взаимодействие родителей и педагогов позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. Такое сотрудничество помогает в следующих аспектах:

изучение обеими сторонами воспитательных возможностей;

совместное с педагогом выявление достижений и трудностей;

совместная проектная деятельность детей и взрослых  в контексте актуальных проблем воспитания.

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Принимая во внимание треугольник взаимоотношений участников образовательного процесса, я выделила две ведущие задачи деятельности педагога: 1) установление отношений сотрудничества с родителями и поддержка их психолого-педагогической компетентности; 2) установление отношений игрового партнёрства с детьми и содействие их успешному развитию в среде дошкольного учреждения. Для скоординированной работы детского сада и родителей необходимо также решить следующие задачи:              

 -активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

 -работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

        Педагогу также необходимо раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответственные приемы воспитания.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и детского сада. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов  с родителями неоспоримы и многочисленны.

            Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой  программы воспитания и развития ребенка в саду и семье.

Педагогические исследования проводимое мной на начальном этапе показывают избирательное отношение родителей к различным формам просвещения. Так, по некоторым данным, 13% родителей положительно оценивают лекции, 35% - изучение материалов в папках-передвижках и родительских уголках, 63% - родительские собрания и 90% отдают предпочтения индивидуальным консультациям со специалистами.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе. 

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Целью всех данных мероприятий являются координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

            Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

      Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность педагогов.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя  родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

  • информацию о дополнительных занятиях с детьми;
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.

Приведу примеры нескольких форм работы, с родителями проводимых в нашем саду в этом направлении:

  1. Форма проведения – родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики (законы жизни в семье и саду).
  2. Форма проведения: дискуссия (психофизическое развитие детей).
  3. Форма проведения: круглый стол (проблема детской агрессивности).
  4. Форма проведения: устный журнал (итоговое мероприятие по окончанию учебного года).
  5. Форма проведения: родительские ринги.

Данные формы работы с родителями проводились в 2019-2020 учебном году. Итоговое анкетирования с родителями, показало хороший результат.  Родители оценили такую форму сотрудничества, как лучшую.

Итак, детский сад обязан помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования - организуя при дошкольном учреждении родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. От согласованности действий детского сада и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и детского сада важны на всех этапах жизни воспитанника. Эта работа приносит успех, если она систематична и научно обоснована, органично включается в общую педагогическую деятельность всего учительского состава.

У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей. Нам еще предстоит много решать и думать. Для успешного взаимодействия семьи и детского сада нужно помнить и следовать следующим правилам:

  • Желание пойти на контакт
  • Заинтересованность в общении
  • Видение в другом равного партнера
  • Готовность принять иную точку зрения
  • Выбор интересных значимых тем
  • Тактичность

Любите!

Уважайте!

Помогайте!

Объясняйте!

Учите!

Доверяйте!

Спрашивайте!

Благодарите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ...

доклад для семинара "Инновационные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС"

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования придает направлению работы с родителями принципиально новую значимость. Признание приоритета семейного воспита...

Доклад «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитан...

Из опыта работы "Новые формы работы с родителями в рамках нравственно-патриотического воспитания"

Материал имеет следующую направленность: работа с родителями воспитанников в родительской группе "Родничок" по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Содержит перспективное планиро...

"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)

Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливает...

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ (из опыта работы)

Условия возникновения и становления опыта. АктуальностьКто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обяз...