Информация для педагогов "Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности"
статья

Сарапулова Ирина Рафаэльевна

Педагогическая  технология  формирования  основ  безопасной жизнедеятельности относится к социально-воспитательным технологиям –это группа  социальных  технологий,  ориентированных  на  осуществление

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая  технология  формирования  основ  безопасной жизнедеятельности относится к социально-воспитательным технологиям –это группа  социальных  технологий,  ориентированных  на  осуществление

Важнейшей  функции  общества –подготовкуподрастающего  поколения к включению  в  общественную  жизнь,к  нормальному  функционированию  в обществе.Анализ содержания понятия  «основы  безопасной  жизнедеятельности» (ОБЖ)позволяет говорить о егопотенциальных возможностях в формировании интегративных  качеств  (личностных,  интеллектуальных,  физических)дошкольников.ОБЖ рассматривается как область научных знаний, системно изучающая факторы перманентных опасностей, угрожающих жизни и здоровью граждан во всем многообразии форм их жизнедеятельности, закономерности проявления, способы,  средства  их  предвидения  и  предупреждения,  защиты  жизни  и здоровья  в  условиях  созданных  этими  опасностями  экстремальных  и чрезвычайных ситуаций.Содержание ОБЖ направлено на воспитание и формирование человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Целевыми ориентациямитехнологииявляются:Направление:стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Цель:создание условий для формирования безопасного поведения детей 3-7 лет.

Задачи:

1.Формировать   представления   об   основах   безопасности жизнедеятельности у дошкольников. 2.Способствовать формированию умение вести себя соответствующим образом в различных ситуациях.

3.Создавать  условия  для  накопления  познавательного  опыта,  как  в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.

4.Обеспечивать   формирование   ключевых   компетентностей дошкольников

Содержание  ОБЖ  предусматривает  формирование  гуманистических основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни в условиях опасных  и  чрезвычайных  ситуаций,  по  оказанию  само-и  взаимопомощи  в случае  появления  опасности.  Оно  предназначено  для воспитания  у  детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них.Основы  безопасной  жизнедеятельности –это  не  просто  сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях. Известно, что любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Поэтому наряду с традиционными формами обучения, особое внимание следует направлять на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли бы применять их в реальной жизни, что и является компетентностью.Раскрывая методические   особенности   (процессуальная характеристика) технологии,  следует  отметить,  что  ведущая  роль  в организации  работы  по  формированию у  дошкольников  основ  безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателю.Однако технологию реализуют и  другиеучастники  воспитательно-образовательного  процесса –педагог-психолог,  музыкальный  руководитель,  инструктор  по  ЛФК,  воспитатель  по изобразительной деятельности, воспитатель по компьютерному обучению, а также  родители,  другие  близкие  ребенку  люди,  и,  наконец,  сам  ребенок. Взрослые  стимулируют  познавательную  активность  детей,  поддерживают интерес к темам, раскрытым на занятиях, актуализируют полученный опыт.На  занятиях  по  компьютерной  грамотности,  используя  развивающие компьютерные игры, педагог развиваетинтеллектуальныекачества (умение понимать  и  выполнять  алгоритм  действий,  устанавливать  причинно-следственные  связи  с  помощью  схем  и  рисунков),информационнуюкомпетентность,  дети  учатся  ориентироваться  в  источниках  информации, человекприродаобщество

150задавать вопросы на интересующую тему, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.Основной  целью  занятий  с  педагогом-психологом («Я  и  общество») является  научить  детей  решать  конфликтные  ситуации,  осознанно воспринимать  свои  эмоции,  чувства,  переживания,  а  так  же  понимать эмоциональное состояние другого человека. Для ее реализациииспользуются игры и упражнения, где дети моделируютссору или спор, возникающие в процессе  взаимодействия  друг  с  другом.Подобные  игры  позволяют дошкольникам преодолевать негативные состояния, учитьсяустанавливать и поддерживать  контакты,  сотрудничать  и  разрешать  конфликтные  ситуации, анализировать конфликтную ситуацию и устранять ее через игру и позитивное поведение, что способствует формированию личностных качетсв.На  музыкальных  занятиях при  постановке музыкальныхразвлечений дети,  перевоплощаясь  в  образы  героев, моделируют действияв  опасных  и экстремальных ситуациях.На  занятиях  по  изобразительной  деятельности,создавая  сюжетные картины или  занимаясь  народно-прикладным  творчеством,  у  детей формируются интеллектуальные, личностные качества(организовать рабочее место, довести начатое дело до конца, использовать способы преобразования, планироватьпоследовательностьпроцесса).На занятиях под руководством инструкторапо физической культуре, на занятиях лечебной физкультурой и плаванием дети на практике осваивают роль физической  культуры  в  жизни  человека;осознаютзначимостьхороших физических качеств в безопасной жизнедеятельности;учатся выбирать способы действий  из  усвоенных ранее,  понимаютнеобходимость  той  или  иной информации  для  своей  деятельности  (например,  при  организации  новой подвижной игры),соотносятсвои желания, стремления с интересами других людей (личностные качества)

http://vospitatel-enm.ru/kalendarnye-plany/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. "Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста"...

Педагогическая технология формирования основ безопасности жизнедеятельности (Авдеева Н.Н. , Князева О.Л. Стеркина Р.Б.)

Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-тран...

Технология формирования основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ Р.Б. Стеркина, Т.Ф. Саулина, Н.Л. Князева

Цель использованияобразовательной  технологии: формировать у детей осознанное выполнение правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, трансп...

Технология формирования основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ Р.Б. Стеркина, Т.Ф. Саулина, Н.Л. Князева

Формировать у дошкольников ответственное отношение к личной и общественной безопасности, учить детей адекватно и осознанно действовать в той или иной нестандартной обстановке....

Технология формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ.

Технология формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ...