Консультация для родителей «как познакомить ребенка с правами»
консультация

Актуальность темы: «Права наших детей» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности. Дошкольное детство – это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Эффективность защиты прав ребенка в значительной степени зависит от того, насколько хорошо взрослые способны, живя и действуя, как законопослушные граждане, передать эти правовые знания детям, защищать их права.

Цель: формировать у родителей представления о системе законодательства в области прав детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 50 «Незабудка» города Смоленска

Консультация для родителей «как познакомить ребенка с правами»

Автор: Степченкова Жанна Валерьевна

Социальный педагог

Актуальность темы: «Права наших детей» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности. Дошкольное детство – это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Эффективность защиты прав ребенка в значительной степени зависит от того, насколько хорошо взрослые способны, живя и действуя, как законопослушные граждане, передать эти правовые знания детям, защищать их права.

Цель: формировать у родителей представления о системе законодательства в области прав детей.

Задачи:

Способствовать педагогическому просвещению родителей.

Раскрыть содержание правового воспитания.

Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье.

Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении задания.

Оборудование: мультимедийная установка, буклеты для родителей, раздаточный материал для игр.

Ход деловой игры:

Вводная часть – 5 минут.

Теоретическая часть – 5 минут

Практическая часть – проведение деловой игры – 20 минут.

Итоговая часть – 5 минут.

Вводная часть

 Уважаемые родители! Мы рады Вас видеть сегодня на нашем заседании клуба.

1 слайд. Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент современного общества. Но, как и когда начать говорить с ребёнком о его правах? Как сообщить грамотно об его обязанностях?

Конечно, чем раньше объяснять малышу правила поведения в обществе, тем будет лучше и ему самому и его родителям, и окружающим его людям. Нужно объяснять ребёнку доступным для него языком, что жить намного проще и приятнее, когда знаешь, как «надо» и как «не надо» поступать в той или иной ситуации.

Систему знаний о правах детей необходимо строить в соответствии с возрастом детей и их познавательными возможностями, а именно знакомить детей с теми правами, содержание которых им понятны и постоянно встречаются в их жизни; правами, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми; и, наконец, с теми, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных знаний.

Начиная знакомить малыша с его правами, каждый родитель должен сам знать и правильно трактовать основные права своего ребёнка (право на защиту от насилия, дискриминации, право на жизнь, образование, медицинскую помощь, право жить в семье, право на собственное мнение и т.д.). Основным документом, где изложена данная информация была и остаётся на сегодняшний день Конвенция ООН о правах ребёнка.

 Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников. На дошкольном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.

Знакомство детей с их правами - сложная и новая работа. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Мы знаем, что главная деятельность дошкольника — это игра, в игре ребенок познает мир, все его ценности

Детям полезно играть в специальные игры, вот одна из них.

Игра «Волшебный сундучок».

Инструкция. Педагог предлагает из сундучка по очереди достать предметы символизирующие знакомые всем права человека:

  • Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
  • Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
  • Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
  • Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
  • Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
  • Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой о праве ребенка на игры и отдых).

2 слайд

Игра-викторина: «Права литературных героев»

1.  Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», Зайка из сказки «Заюшкина избушка»).

2.  Героине, какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» Г.Х. Андерсен»).

3. Герои, какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит» К. Чуковского).

5.   В какой сказке у известной героини нарушено право на отдых? («Золушка», «Морозко», «Ховрошечка», «12 месяцев»)

6.   В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Дюймовочка», «Красная шапочка», Сказка о рыбаке и рыбке»).

7.   Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)

8.   Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность).

9.   Какое преступление совершили гуси – лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей).

Деловая игра - разминка «Вопрос – ответ»

Инструкция: Родителям предлагается небольшая игра, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из вопросов будет предложено три варианта ответа.

  1. ООН считает человека ребенком от рождения до:
  • 16 лет
  • 18 лет
  • 21 лет

2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:

  • педагоги
  • родители (ст. 18)
  • члены правительства

3. Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:

  • на благотворительные организации
  • на иностранных спонсоров
  • на государство (ст. 20)

4.Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права

  • состояние здоровья
  • таких различий нет (ст. 2)
  • национальная принадлежность

Итоговая часть

Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые методы и приемы знакомства с правами детей. Как же можно знакомить детей с их правами. Маленький ребенок не в силах изучить взрослые документы. На помощь могут прийти детские сказки и рассказы.

3 слайд

Например, неплохо изложены права «детёнышей» в книге всеми известного детского писателя Г. Остера. Она так и называется – «Права Детёнышей».

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Прочитать знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. например, "Чиполлино" Д. Родари, "Гадкий утенок" Г.-Х. Андерсена, "Приключения Буратино" А. Толстого. В мире литературы и в мире мультипликации огромное множество произведений для детей, которые могут послужить иллюстрацией к той или иной ситуации из жизни Вашего малыша. Для бесед со средними и старшими дошкольниками на тему их прав и обязанностей лучше использовать в качестве примеров ситуации, например, с любимыми сказочными героями.

В ходе такой работы

• дети стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу об окружающих, оказывать им помощь и поддержку;

•  у детей появляется чувство право сознания, значимости своего "Я".

Наше заседание на этом окончено и в завершении мы хотим вам вручить памятки с основными статьями Конвенции о правах ребенка. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как познакомить ребенка с часами"

Как научить ребенка определять время. Как научить ребенка разбираться с часами и определять время? Поможет разобраться консультация " Как познакомить ребенка с часами". Начинать обучение ребенка ...

Консультация для родителей "Как познакомить ребенка с историей семьи"

Консультация представлена в виде буклета, в котором описаны приемы знакомства ребенка с историей семьи....

Консультация для родителей «Как познакомить ребенка с праздником День Победы»

Дорогие мамы и папы!Рассказываете ли вы вашим детям о смысле праздника День Победы? Думаю, необходимость познакомить ребенка с этой страницей истории нашей страны под сомнение никто не ставит. Только ...

Консультация для родителей «Как познакомить ребенка с праздником День Победы?»

Рассказываете ли вы вашим детям о смысле праздника День Победы? Думаю, необходимость познакомить ребенка с этой страницей истории нашей страны под сомнение никто не ставит. Только зная свои корни &nda...

Консультация для родителей «Как познакомить ребенка с правами»

Актуальность темы: «Права наших детей» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности. Дошкольное детство – это период, когда ребенок находится в полной зависимос...