Консультация
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей старшей группы к году Педагога-наставника
«Роль наставника в жизни ребенка»
Воспитатели: Андрющенко С.В.
,«…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил;
я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца».
Мишель де Монтель
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей старшей группы к году Педагога-наставника
«Роль наставника в жизни ребенка»
Воспитатели: Андрющенко С.В.
,«…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил;
я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца».
Мишель де Монтель
Кто играет самую важную роль в развитии ребенка? «Родители, конечно», - скажете вы. И будете правы. Но кроме родителей есть еще один важный человек, который очень нужен каждому ребенку, – Наставник. Наставником может быть дядя, тетя, учитель в школе, тренер в спортивной секции, ну и конечно же воспитатель в детском саду. Это человек, который будет помогать ребенку приобретать необходимые в жизни навыки и умения, будет ставить перед ним задачи и требовать их выполнять, преодолевая нежелание и трудности. Родители воспитывают ребенка, опираясь на безусловную любовь и принятие. Особенно современные родители, большинство из которых, воспитывают свое чадо по принципу, мы не в чем ему не отказываем, но при этом у нас нет лишнего времени, чтобы просто поговорить с ребенком, легче дать в руки телефон или планшет, ребенок занят-это удобно для родителей. И на данном этапе родители не могут ему помочь, так как если они начнут оценивать и критиковать своего ребенка, безусловной любви придет конец и нарушится привязанность. Именно поэтому и нужен Наставник – человек, который будет учить ребенка, сочетая доминирование и строгость и заботу.
Ребенку необходим Наставник. Если такого нет, то дети находят его «суррогат» - харизматичного друга-хулигана во дворе, кумира среди известных людей, героев фильмов или компьютерных игр, ведь на современного ребенка обрушивается огромный поток информации, не всегда положительный. Возраст наставника и метод его взаимодействия с подопечным имеет дискуссионный характер. Наставничество имеет обширную историю. В обязанности наставника вносились коррективы времени, но его роль была всегда почтительна и уважаема.
Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию и происходит от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С того времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, пользующийся всеобщим доверием, а наставничество ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, часто являющимся образцом для подражания.
В первобытном обществе наставничество существовало в виде обряда инициации – имя наречения и было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение жизненного уклада.
С появлением христианства наставничество ассоциировалось с духовным воспитанием, наставник – это духовный отец, пастырь, пророк. Соответственно и ценности духовного наставничества отличались от мирских. Для духовного наставничества важнейшими критериями являются заступничество, проявление любви, постоянное наставление своих учеников, одаривание их своей мудростью.
В эпоху средневековья наставничество получило распространение в педагогике.
Педагог и просветитель XVII века Я. А. Коменский утверждал значимость наставника в воспитательном процессе, пример которого является одним из основных методов нравственного воспитания подрастающего поколения. Особую роль наставничество приобрело в российской педагогике. В дореволюционной России существовала должность «наставник», который выполнял важную общественную функцию –воспитание детей.
В работах К. Д. Ушинского получило широкое освещение значимость личностных, общечеловеческих, нравственно - волевых и профессиональных качеств педагога-наставника (справедливость, честность, личный педагогический талант, творческий подход к делу, добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, терпение, выдержка, настойчивость, определяющие высокие требования к его профессионализму и личности.
В 70–80 годы XX века произошла трансформация понятия «наставничество» и оно получило развитие как массовое движение в системе профессионально-технического образования и производственного обучения. В исследованиях этих лет отражающих специфику наставничества в условиях производственной деятельности, подчеркнута его особая функция личности: идейно - политическое, нравственное, трудовое.
Наставничество понимается как помощь в профессиональном совершенствовании молодого специалиста, целенаправленное формирование его личности в соответствии с идеалами социалистического общества.
В конце 80 - х – начале 90 -х годов, в связи вступлением России в новые экономические отношения, наблюдается снижение интереса к наставничеству как массовому движению. Основной причиной утраты интереса к нему, является несоблюдение принципа добровольности, когда обучаемого «прикрепляют» к наставнику и молодой педагог принужден таким образом перенимать опыт старшего коллеги. В это время становится очевидным разница в мировоззрении молодого и старшего поколения. Вольные веяния свободы после рухнувшего железного занавеса социалистических идей, захлестнули молодёжь. Старшее поколение, в целом, потеряло свой авторитет в смутные 90- годы. Страна переживала тяжёлое обнуление.
В 90 - е годы XX века в США возникло новое значение слова «настав ник». Наставнический опыт стал активно использоваться в менеджменте. По- явились исследования, отражающие специфику наставничества в вопросах обучения кадров на производстве. Возведенное директорами в ранг философии фирмы, оно становится инструментом воспитания подрастающих кадров. Наблюдается использование наряду со словом «наставничество» слов английского происхождения: «тьюторство», «коучинг». Тьюторское сопровождение получает широкое распространение в системе высшего и среднего образования вследствие распада института наставничества в конце XX века.
На современном этапе в условиях модернизации российской системы образования наставничество вступает в новый этап своего развития, повышается его социальная роль и значимость в процессе адаптации ребен ка. Главной задачей наставника считается умение увидеть и пробудить все лучшее, что заложено в ребенке природой. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.
Наставник - это призвание, как и настоящий учитель. Он не равнодушен к своему педагогическому наследию. Время демонстрирует необходимость в постоянном обогащении знаний, умений и возможности черпания свежих идей для полноценной, яркой работы на педагогическом поприще.
Закончить свое выступление я хочу словами древнего философа, потому что считаю, что они очень верно обрисовывают роль наставника в современном мире «…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
