Проект Роль фольклора в развитии детей
проект (младшая группа)
Использование фольклора в развитии детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rol_folklora_v_razvitii_detey_0.odt | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста
Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора , так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ,
Большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
В связи с этим, мы поставили перед собой большую задачу - не просто представить как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного, познавательного и эстетического воспитания детей.
И для решения этой задачи, мы выделили три направления:
1) Использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности.
2) Применение фольклорных произведений в повседневной жизни.
3)Проведение народных праздников в детском саду.
Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимуществофольклорных мероприятий.
С детьми работу строим на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.
Ещё один прием, используемый нами - динамический акцент на фрагментах текста. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», приводим в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.
Используем малые формы фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». Для того, чтобы вызвать положительный настрой, используем загадку, обыгрываем песенкой.
Таким образом, использование в непосредственно образовательной деятельности малых форм фольклора, делает мероприятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
В работе с детьми младшего возраста,большое внимание уделяем ознакомлению детей с устным народным творчеством - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни детей в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подобрали потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка - пригожий
Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:
Это ты, а это я
Ты хороший у меня.
Мой подарок дорогой
И не нужен мне другой!
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки). Укладывая детей спать, стараемся создать для них ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:
Люли, люли, люленьки
Прилетели гуленьки
Стали гули ворковать
Стал Ванюша засыпать
Нами подобраны потешки для подъема детей, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.
На кисоньку потягушечки
На деточку порастушечки.
Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке после сна. Различные виды народных игр широко используются педагогами нашего ДОУ в продуктивной деятельности, во время проведения режимных моментов, закаливающих мероприятий, при проведении оздоровительных мероприятий.
Малые формы фольклора мы также используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться, стараемся сделать процесс одевания и раздевания приятным для них.
Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее:
Вот они сапожки,
Этот - с правой ножки,
Этот- с левой ножки.
Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими потешками как:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Все это помогло детям запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием:
Умница Сашенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, мы стали подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей - “Дочка моя - куколка”. Дети укладывают кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учат их ходить и ритмично приговаривать ходушку.
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда мы появляемся в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают наш костюм, корзиночку, которую мы держим в руках.
Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаем. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольники знакомятся с народной культурой, происходит процесс воспитания любви к родному краю. Яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для детей. Их ценность заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой объединяются действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику осуществляем в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным.
Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме. С детьми старшего дошкольного возраста на фольклорно-игровых мероприятиях педагоги детского сада стараются использовать прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности. Эти мероприятия часто проводятся в «Русской избе», где создана специальная среда, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными народными промыслами, ремеслами, костюмами.
Неизменный интерес на играх-мероприятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. К ним относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В нашем детском саду в соответствии с комплексно-тематическим планированием систематически проводятся мероприятия, посвящённые народным традициям и народному творчеству; такие как Осенние посиделки, «Колядки», «Сороки», «Масленица», «Пасхальные перезвоны», «Праздник русской берёзки» выставки народной игрушки и народного творчества. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы.
Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает устную речь малышей, но также позволяет обучить их нравственным нормам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль фольклора в развитии детей.
В данной статье раскрывается значимость фольклора в развитии детей....
роль фольклора в развитии детей раннего возраста
роль фольклора в развитии детей раннего возраста...
Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии детей"
"Роль фольклора в развитии детей "...
Детско-родительский проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», находит свое место в устраиваемых народн...
Тема проекта: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Задачи проекта:1. Формировать представления о фольклоре;2. Знакомить детей с устным народным творчеством.3. Учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, пр...
Проект: «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста»»
Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки)представляют собой прекрасный речевой материал, который можноиспользовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в со...
Презентация проекта"Роль фольклора в развитии детей раннего возраста"
Роль фольклора в развитии детей раннего возраста...