Проект: «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста»»
проект по развитию речи (младшая группа)

Меньщикова Елена Сергеевна

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки)

представляют собой прекрасный речевой материал, который можно

использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nar._tvor.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»  г. Сурска

Проект:

«Роль фольклора в воспитании

детей раннего возраста»»

Подготовила:

воспитатель

Меньщикова Е.С.

 

  1. Концепция проекта

Пояснительная записка

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки)

представляют собой прекрасный речевой материал, который можно

использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются

богатейшим материалом для развития культуры речи».

1.1.Актуальность.                                                                            Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. В то время, как развивается наука, в жизни внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишён окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».    

                                                                                                            1.2.Цель.

Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.

1.3.Задачи.

*Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

*Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

*Обогащать чувства детей воображение и речь.

*Развивать слуховое внимание, понимание речи, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание, активизацию словаря.

*Воспитывать интерес к художественной литературе, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него, чуткое отношение к народному творчеству.

*Воспитывать на основе устного народного творчества положительное отношение к режимным моментам.

1.4.Формы и методы работы.

- занятия;

-чтение художественной литературы;

-театрализованная деятельность и праздники;

-подбор потешек, песенок, стихов, загадок, сказок;

-использование игровых ситуаций в режимных моментах;

-взаимодействие с семьёй;

-тематические выставки;

-рассматривание иллюстраций.

  1. Планирование проекта

Содержание работы над проектом по этапам:

1 этап - подготовительный (сбор информации)

-анализ предметной среды группы;

-изучение методической литературы;

-формулирование целей и задач проекта;

-составление плана по реализации проекта.

2 этап - деятельный

-организация адаптационного периода с использованием различных

форм фольклора;

-организация игрового взаимодействия;

-выставка книг с различными жанрами фольклора;

-рассматривание иллюстраций;

-инсценирование произведений фольклора;

-организация режимных моментов с использованием фольклорных

произведений;

-создание игровой среды в группе на основе фольклорных

произведений;

-индивидуальная и подгрупповая работа с детьми;

-анализ, обобщение и распространение результатов проекта: участие в методических мероприятиях детского сада. Подготовлена консультация для воспитателей: «Использование детского фольклора в развитии речи». Подготовлена презентация для воспитателей: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

сентябрь

Подбор материала необходимого для работы на тему: « Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста».

Использование произведений устного народного творчества с целью облегчения процесса адаптации: «Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, (имя) дорогой.

Я (имя) люблю,

Ему песенку спою»; «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? (имя) хороший, (имя) пригожий».

октябрь

Тема: «Роль потешек в развитии речи ребёнка».

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

Разучивание и проговаривание потешек:

«Ладушки»; «Сорока белобока»; «Петушок»; «Кошкин дом» и т.д.

Консультации для родителей:

-«Роль фольклора в развитии детей»;

-«Справиться с детским непослушанием помогут потешки».

ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применение потешек в режимных моментах.

Помощь в создании библиотеки книг для детей.

декабрь

Тема: «Использование фольклора в работе с детьми». Изготовление и приобретение дидактических игр.

Д/и «Узнай потешку»; «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?». Настольные игры по мотивам потешек- разрезные картинки, лото.

Ознакомить родителей с картотекой: «Потешки в режимных моментах».(Цель: возможность применения в домашних условиях).

январь

Тема: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация для родителей: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам».

февраль

Тема: «Роль сказки в воспитании детей».

Обустройство уголка ряженья.

Использование  настольно-печатных игр по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото).

Проведение игры- драматизации по потешке «Сорока- ворона».

Консультация для родителей: «Роль сказки в воспитании детей. Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».

март

Тема: «Влияние сказки на психику ребёнка». Приобретение раскрасок по русским народным сказкам.

Д/и «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?».

Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

апрель

Тема: «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Приобретение и изготовление различных видов театра.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Проведение игры- драматизации русской народной сказки «Теремок».

Подготовка информации для родителей: «Прибаутки для малышей»; «Русские народные колыбельные песни» (тексты).

май

Анализ, обобщение и распространение результатов проекта.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры- драматизации).

Круглый стол для родителей: «Фольклор в игре ребёнка».

  1. При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты подтвердились.

1. Сформировался первоначальный интерес к устному народному

творчеству, художественной литературе;

2. Сформировано положительное отношение к режимным моментам;

3. У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в воспитании детей;

4. Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и

сверстниками;

5. Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами,

Выражениями.

Литература:

1.Журналы «Дошкольное воспитание» Москва. № 9, 2004 г.

2.Журналы «Ребёнок в детском саду»

3Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. – «Дошкольное воспитание», №12 – 1990.

4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: Просвещение, 1986.

5. Картушина М.Ю. Издательство: ТЦ Сфера Год: 2009 ... Театрализованные представления для детей школьного возраста.

 6. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности.

Фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Он развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным ...

«Русский народный фольклор в группе раннего возраста»

Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети очень плохо стали говорить. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей я решила использоват...

Консультация для родителей Фольклор для детей раннего возраста

Консультация для родителей Фольклор для детей раннего возраста...

Интегрированное занятие по развитию речи и сенсорному воспитанию с элементами фольклора в группе раннего возраста.

материал рекомендуется воспитателям групп раннего возраста. Интегрированное занятие по развитию речи и сенсорному воспитанию с элементами фольклора в группе раннего возраста. Тема: « Петушок...

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и НОД.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую рол...

"Русский фольклор для детей раннего возраста"

Оказание педагогической помощи по  вопросу вляния фольклора на раннее развитие ребенка...

Проект «Роль русского фольклора в экологическом воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Развитие экологических представлений детей раннего дошкольного возраста с помощью различных жанров русского фольклор....