Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Гречкова Екатерина Вадимовна

В статье представлен опыт по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гречкова Екатерина Вадимовна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №26»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Аннотация: Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель в формировании основ безопасного поведения дошкольников – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, техногенной и социальной. Представленный цикл занятий будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.

Ключевые слова: формирование основ безопасного поведения, цикл мероприятий, создание условий

В последние годы проблема формирования основ безопасного поведения становится более актуальной, и это не случайно, потому что, наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категорией, являются дети. Ребенок дошкольного возраста, в силу своих физиологических возможностей, не способен оценить и самостоятельно определить всю меру опасности, но при этом именно дошкольники открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасного поведения. Поэтому особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком основ безопасного поведения принадлежит окружающим его взрослым.

В ФГОС в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования определены основные задачи в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасности у дошкольников:

- формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

- формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;

- воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. [4].

Существенный вклад в изучение данной проблеммы внесли Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, и др. В педагогической науке накоплен большой материал по организации и обогащению как социального, так и личного опыта ребенка.

По мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменялись правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложнялись, требовали более повышенного изучения и обучения им детей. Следует отметить, что в настоящее время во многих дошкольных образовательных организациях реализуются различные комплексные программы развития, воспитания и образования детей, которые помогают воспитателю решить проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Так, например, Л.Григорович в своих работах предлагает педагогам и родителям совместное рассматривание вместе с детьми рисунков, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься и сделать вывод о не правильном поведении персонажа. [3].

К.Ю.Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Пособие данного автора: Тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность» , предназначен для работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т.п. [2].

Программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработана по воспитанию у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, умение проявить самостоятельность и ответственность за свое поведение. [1].

Поэтому перед нами встала проблема, создание определенной системы занятий для успешного формирование основ безопасного поведения у дошкольников.

Экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления уровня сформированности основ безопасного поведения детьми нами было проведено обследование, на основе проведенного количественного и качественного анализа результатов были сделаны выводы о достаточно низком уровне развития знаний у детей. На основе полученных данных нами был разработан цикл мероприятий на учебный год для детей по старшему дошкольному возрасту и подготовительной к школе группе.

Таблица 1

Старшая группа

месяц

тема

цель

результат

июнь

Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Сюжетно – ролевая игра «Автобус»

Объяснить, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения; рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице.

Закрепить правила поведения в автобусе и общественном транспорте.

Использование опыта в повседневной жизни.

июль

Занятие «Пожароопасные предметы»

Обыграть игровые ситуации «Пожар»

Беседа «В городском транспорте»

Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.

Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.

Закрепить ранее полученный материал – правила этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

Сочинение историй по сюжету или из личного опыта.

Использование опыта в творческих играх.

август

Беседа «Алло, полиция!»

Беседа «Скорая помощь»

Дидактическая игра «Дорога»

Научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции «02».

Познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать скорую медицинскую помощь.

Продолжать учить и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

Лепка: «Полицейская машина»

Сочинение историй по сюжету или из своего опыта.

сентябрь

Практическое занятие «В городском транспорте»

Беседа «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

Дидактическая игра «Дорожные знаки»

Расширять знания детей о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

Расширить представления, которые могут служить источниками опасности в доме.

Продолжать работу по знакомству и пониманию дорожных знаков.

Использование опыта в повседневной жизни.

октябрь

Занятие «Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

Игра – тренинг «Правила для пешеходов»

Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.

Расширять знания детей о правилах поведения на улице.

Рисование: «Земля – наш дом»

ноябрь

Беседа «Контакты с животными»

Дидактическая игра «Дорожные знаки»

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

Продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки.

Сочинение историй по сюжету или из своего личного опыта.

декабрь

Практическое занятие «Наше тело»

Беседа «Игры во дворе»

Игра – тренинг «Мы на улице играем»

Закрепить знания детей о строение человеческого тела.

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

С помощью настольного или кукольного театра обыграть различные сюжеты игр («Классики», «футбол» и д.р.).

Использование опыта в повседневной жизни.

январь

Беседа «Дорожные знаки»

Дидактическая игра «В гостях у бабушки и дедушки»

Беседа «А где играть?»

Продолжать учить и закреплять различные дорожные знаки.

Способствовать восприятию детей заботы о своих ближних.

Дать  детям понять, что игры на проезжей части опасны.

Изготовление дорожных знаков для творческих игр.

февраль

Сюжетно – ролевая игра «Помощники ГИБДД»

Занятие «Что ты знаешь о себе?»

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения.

Закрепить свой домашний адрес; учить обозначать ориентиры до дома на плане (место жительства – где находится, что расположено поблизости).

Сочинение историй по сюжету или из личного опыта.

Придумывание, рассказывание  историй по сюжету или из своего личного опыта.

март

Практическое занятие «Безопасное поведение на улице»

Беседа «Контакты с незнакомыми людьми на улице»

Чтение художественного произведения А.Толстого «Буратино»

Расширять знания детей о подстерегающих их опасности на улицах. Научить детей быть внимательными на улице и дорогах.

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

Для закрепления пройденного материала на примерах.

Использование своего опыта в творческих играх.

Сочинение и рассказывания историй по сюжету или из личного опыта.

Рисование: «Приключения Буратина»

апрель

Развлечение «Лучший велосипед»

Тренинг «Контакты с незнакомыми людьми дома»

Беседа «Алло, полиция!»

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликах).

Обсудить с детьми опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, учить их правильно себя вести в таких случаях.

Объяснить, что в случае опасной ситуации следует звонить в полицию. Закрепить умение пользоваться телефоном для вызова полиции «02», «112».

Игра – соревнование между двумя группами.

Использование  опыта в творческих играх.

май

Беседа «Взаимосвязь и взаимодействия в природе»

Викторина «Съедобные ягоды и ядовитые растения»

Рассматривание иллюстраций «Пожароопасные предметы»

Продолжать развивать у детей понимание того, что Земля – наш общий дом. На жизнь планеты оказывает влияние здоровье живых существ, чистота водоемов, почвы, воздушной среды.

Закрепить знания  о съедобных ягодах и ядовитых растениях.

Помочь запомнить основную группу пожароопасных предметов и как ими пользоваться.

Сочинение и рассказывания историй по сюжету или из личного опыта.

Рисование ягод и растений.

Сочинение и рассказывание историй по сюжету или из личного опыта.

Подготовительная к школе группа

июнь

Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы»

Занятие «Ребенок и его старшие приятели»

Работа с родителями

Выяснить с детьми места, где разрешается переходить улицу дороги. Переход улицы и дороги по сигналу светофора.

Научить ребёнка говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

Дать рекомендации как поступать в той или иной ситуации (не следует обеднять сферу общения ребенка; контакты под контролем взрослых).

Использование опыта в творческих играх.

Сочинение и рассказывания историй по сюжету или из личного опыта.

июль

Беседа «В транспорте»

Экспериментирование «Микробы и вирусы»

Дидактическая игра «Съедобное и не съедобное»

Уточнить: Кто такой пассажир? Виды транспорта. Правила поведения в транспорте (порядок посадки, высадки пассажиров, поведение в транспорте).

Дать представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах).

Закрепить умение определять съедобные предметы и учитывать фактор инфекционных болезней.

Использование опыта в повседневной жизни.

август

Развлечение «Игры во дворе»

Занятие «Витамины»

Предложить и обыграть ряд игр, в которые можно играть во дворе дома. Еще раз обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть. Научить мерам предосторожности.

Расширять знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить, как витамины влияют на организм.

Игра – соревнование между двумя группами

Опытно – исследовательская деятельность (определение продуктов по вкусу)

сентябрь

Развлечение «Предметы, требующие осторожного обращения»

Беседа с просмотром мультфильма из серии «Уроки тетушки Совуньи» на тему: «Опасные предметы»

Уточнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Для закрепления пройденного материала на примерах.

Сочинение, рассказывание историй по сюжету или из своего опыта.

октябрь

Экскурсия в ГИБДД

Беседа «Съедобные и не съедобные грибы»

Дидактическая игра «Сбор грибов и ягод»

Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГИБДД. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГИБДД».

Закрепить знания о грибах по внешнему виду.

Закрепить знания на примерах.

Выставка детских работ «Улица города»

Оформление альбома «Грибы»

ноябрь

Целевая прогулка к перекрестку

«Наблюдение за движением»

Занятие «Мебель для Стобеда»

Расширять знания детей об улице, что на ней можно увидеть разные автомобили. Каждый водитель должен внимательно следить за движущимся транспортом, сигналами светофора, дорожными знаками.

Закрепить правила обращения с инструментами, обучать умению правильно пользоваться молотком и забивать гвозди.

Использование опыта в повседневной жизни.

Сделать мебель кукле Маше.

декабрь

Беседа «Тормозной путь»

Практическое занятие «Использование опасных предметов»

Изучить особенности движений автомобилей по мокрой и скользкой дороге.

Закрепить преставления об использование опасных предметов и умении пользоваться ими (нож, терка).

Расширение личного опыта.

Приготовление салата из моркови.

январь

Практическое занятие «Как лучше защитить себя во время аварии»

Беседа «Горячие предметы на кухне»

Дать детям знания защиты себя во время аварии.

Закрепить представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, о плиту.

Использование опыта в творческих играх.

Сочинение историй на данный сюжет или из личного опыта.

февраль

Сюжетно – ролевая игра «Сигнализация машин»

Занятие «В гостях у Айболита» (с участием медсестры)

Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении. Убедить в необходимости реагировать на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена».

Закреплять умение оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах.

Расширение личного опыта.

Использование знаний в творческих играх.

март

Дидактическая игра «Как разговаривает дорожный знак»

Занятие «Детские страхи»

Продолжать знакомить с дорожными знаками (запрещающие, разрешающие и т.п.), их назначение или несоответствие действий дорожным знакам.

Учить детей справляться со своими страхами.

Использование опыта в повседневной жизни.

Рисование: «Чудо – Юдо»

апрель

Рассматривание иллюстраций «Уважайте светофор»

Практическое занятие «Конфликты между детьми»

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться).

Аппликация: «Светофор»

Использование опыта в повседневной жизни.

май

Беседа «Правила дорожного движения на загородной трассе»

Практическое занятие «Пешеходы и водители»

Закреплять знания ПДД на трассе: идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту, переходить дорогу в любом месте, но только убедившись, что она свободна.

Закреплять знания детей о том, что: пешеходы ходят только по тротуару, улицу переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках.

Сочинение историй по сюжету или из личного опыта.

Игра – соревнование между двумя группами «Пешеходы и водители»

В конце учебного года проведен контрольный эксперимент, где мы использовали тот же диагностический материал. Хотелось  бы отметить, что низкий уровень отсутствует по всем заданиям, а высокий уровень почти у половины группы (15 детей). Дети стали больше проявлять интерес к занятиям по формированию основ безопасного поведения, а полученные знания активно применять в самостоятельной деятельности.

Таким образом, в ходе работы, мы смогли создать определенную систему работы. Данная проблема остается актуальной, мы планируем разработать цикл мероприятий для младшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1.        Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» «Детство – Пресс», Санкт-Петербург, 2011 г.

2.        Белая, К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая, В. И. Зимонина, А.А. Кондрыкинская. - Просвещение, 2004г. - издание 4-е. - 94 с. - ISBN 5-09-010385-2.

3. Григорович Л.Н. « Опасные ситуации в жизни детей», Москва, Просвещение, 2001 г.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (интернет ресурс) https://docs.cntd.ru/document/499057887

(Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

Одним из направлений формирования  здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.  В этой связи  формирование безопасности ж...

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...

Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста...

Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

    Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья...

Самообразование «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Почуму я взяла эту тему по самообразованию? Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельност...

Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Совместная работа педагогов и родителей позволяет  лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различ...