Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
статья по обж

Гребенева Людмила Владимировна

      Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке.

       Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проиграть их в реальной обстановке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.»

                                                                Гребенева Людмила Владимировна,

                                                               Воспитатель КОГОБУ ОШ с. Юма

                                                               Свечинского района Кировской области

      Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке.

Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проиграть их в реальной обстановке.

Занятия проводить не только по графику и плану, а использовать ежедневно каждую возможность в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил. Важно развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

Реализация основной образовательной Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы – образовательные области, одна из которых познавательное развитие.

Одно из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» - это «Безопасность».

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Знания, полученные нашими детьми в процессе игр, экскурсий, обсуждений и моделирование  практических ситуаций помогут им стать компетентными и адаптироваться к сложным ситуациям.

На первом  этапе своей работы, я определила  перед собой цель и задачи.

Цель: формирование основ безопасного поведения у дошкольников через игровую деятельность.

Реализация этой цели возможна, через решение следующих задач:

- обобщать знания детей о правилах техники безопасности в быту и на улице; - формировать  умение правильно действовать в экстремальных ситуациях.

развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;

- воспитывать сознательное отношение к соблюдению  правил безопасного поведения;

– привлечь родителей к формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

       Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста.

Игры дают возможность:

 – познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;

– сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

 – познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Проанализировав методическую литературу по теме «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников», выделила следующие этапы работы:

1 Этап -  Подготовительный.

- подбор методической и художественной литературы,

- подбор иллюстраций по теме,

- подбор пособий, загадок и игр по данной теме,

- подготовка материалов для продуктивной деятельности;

- подготовка информации для родителей.

2 Этап – Основной.

Основную работу по теме «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников через игровую деятельность» я разделила на 4 блока:

  1.  «Один дома»
  2.  «Безопасность в природе»
  3.  «Дорожная безопасность»
  4.  «Пожарная безопасность.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

     Например, играя в игру «Незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых.

    В игре «Один дома» дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери.

    В игровой ситуация «Опасные места на пешеходном переходе» дети получают представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них.

    В игре «Весёлый жезл» дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память, мышление.

    В игровой викторине «В стране дорожных знаков» мы с ребятами закрепили знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков.

    Формируя знания своих детей по данной теме, я использую экскурсии, где в форме игры ребята пополняют свои знания, а впечатления от этих экскурсий остается на долгое время.

    Для повышения эмоциональной активности детей я использую игры-драматизации, которые включаю в свободную деятельность после чтения художественных произведений, где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности это такие как, «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Красная шапочка», «Кот лиса и петух») и др. Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: в игровой ситуации «К нам в гости приехал Винни-Пух», ребята рассказывают ему об основах безопасности в группе, на участке? И помочь Винни-Пуху стараются даже те дети, которые в непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Безопасность в группе и на участке» показали минимальные знания.

     Играя в сюжетно ролевую игру «Школа», вместе с детьми рассматриваем иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняем, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Учимся разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность и как правильно реагировать в таких случаях. Рассматриваем плакаты «Дорожные знаки», «Правила поведения при пожаре», «Природа и человек», после просмотра ребята самостоятельно делают выводы о том, что обязательно нужно знать дорожные знаки, соблюдать правила поведения при пожаре, никогда не разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных.

    Очень нравиться детям играть в игру «Я учитель»,  в процессе которой они друг другу демонстрируют серии картинок о безопасном поведении на дорогах, о поведении зимой на улице, о пожароопасных предметах, как себя вести в случае пожара, о профессии пожарных.    

Для каждого блока  разработала игры, соответствующие теме блока. Некоторые игры разработаны с использованием информационных коммуникационных технологий. Так же использую интерактивные игры, которые  дают возможность решать проблему наглядности и значительно повысить эффективность традиционных форм обучения детей в детском саду.  

     Все мы знаем что, для того чтобы игры повышали качество усвоения познавательного материала и способствовали закреплению его в группе должна быть правильно организованная предметно-развивающая среда.

Для использования игр как средств формирования основ безопасного поведения дошкольников своей группе мною были созданы:

   Уголок безопасности, который содержит материалы:

   практический: макет улицы с дорожными знаками, игрушки- машинки, знаки, фигурки пешеходов и регулировщика и т. д., атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др.

   наглядный: серии картинок на тему: «Один дома», «Грибы», «Пожарные»; разнообразные плакаты по ОБЖ.

    Игротека, которая включает в себя:

    дидактические игры  «Опасно – не опасно»,  «Продолжи ряд», «Четвертый лишний»,  «Черный ящик», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Найди пару».

     развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей».

     Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Применяю квест – технологию. Она   имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется  через игровую деятельность и носит поисковый характер; внедрение новых технических средств обучения способствует самовыражению ребенка; целенаправленно мотивируется его эмоциональная и интеллектуальная активность.

Моделирование игровых ситуаций являются связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Ролевые игры - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться дети. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.

А теперь поговорим непосредственно по каждому блоку.

Блок 1. Тема: «Один дома»   Задачи:

- расширять  представления детей о домашних опасностях, о безопасном поведении в сложной ситуации;

- закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

Например, «Безопасный дом»,  «Телефон», «Незнакомец стучится в дверь» .

Блок 2. Тема: «Безопасность в природе»  Задачи:

- продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать.

- расширять представления детей о правильном поведении на природе во время грозы, тумана, града, гололеда и других природных явлениях.

- закреплять  знания  детей  о  правильном  общении, поведении с животными.

Например, «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу», «Где в природе прячутся опасности?»,  «На прогулке».

Блок  3. Тема: «Дорожная безопасность»  Задачи:

- систематизировать  и закреплять представления детей о правилах дорожного движения.

Например, «Светофор»,  «Мяч на дороге», «Будь внимателен!».

Блок 4. Тема: «Пожарная безопасность»  Задачи:

-  развивать умение быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации, оказывать первую помощь.

- закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара, развивать логическое мышление.

Например, «МЧС»,  «Пожар в городе»,  «Четвертый лишний» . 

3 Этап – Заключительный.

На заключительном этапе были проведены родительские  собрания по безопасности,  как в традиционной, так и в нетрадиционной форме. Были  организованы  выставки поделок и рисунков по данной теме.

Мной был разработан и реализован краткосрочный, совместный с родителями проект «Чтобы не было беды». И, хотелось бы отметить, что благодаря проведенной работе повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Работа  оказалась интересной для всех ее участников.

Учитывая положительные результаты работы, мне бы хотелось продолжить её в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

Одним из направлений формирования  здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.  В этой связи  формирование безопасности ж...

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...

Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Совместная работа педагогов и родителей позволяет  лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различ...

План работы с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

План работы с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Цель исследования: сформулировать и обосновать условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведе...