Занятие "Масленица дорогая — наша гостья годовая"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Аленушка» с. Повалиха
Утверждено:
Ст. воспитатель: МБДОУ д/с «Аленушка»
___________ Атякшева Т.А.
Тематическое занятие в подготовительной к школе группе.
«Масленица дорогая — наша гостья годовая»
Воспитатели: Аляева М.В
Усова Е.С
2023г
Масленица конспект занятия в подготовительной группе. «Масленица дорогая — наша гостья годовая»
Программные задачи:
1. Расширить знания и представления детей о русском народном празднике «масленица»,
2. Уточнить масленичные традиции
3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
4. Приобщать детей к русской истории
Необходимый материал:
Ёмкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль. Для детей фартуки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети перечисляют признаки весны
Воспитатель: Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
Дети: «8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д. Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.
Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица». Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим –
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!
Воспитатель: Ребята, а вы рады масленице?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей Воспитатель: Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
Дети: Блины
Воспитатель: Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
Молок (0,5 л),
Яйца (3 шт),
Мука (200 г),
Сахар (1 ст. ложка),
Растительное масло (2 ст. ложки),
Сливочное масло (1 ст. ложка), Соль (щепотка).
Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде.
Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
Воспитатель: Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
Дети: Нет
Воспитатель: А можем ли мы сами испечь блинчики?
Дети: Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься! Воспитатель: Правильно, а как же нам тогда быть?
Дети: Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
Воспитатель: Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру
У Маланьи Водящий стоит в центре. Все поют песенку: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке Семь дочерей, семь сыновей, все без бровей (закрываем брови ладошками). С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения), С такими ушами, с такими носами, С такими усами, с такой головой, С такой бородой… Ничего не ели, целый день сидели, на нее (на него) глядели, делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)» Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре. Входит повар, заносит готовые блинчики. Воспитатель: Вот и блинчик и готовы, угощайтесь!
Беседа "Наш родной язык".
Цели: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.
Задачи:
разъяснить понятие родного языка;
сформировать понятие родного языка;
развивать любознательность и интерес к процессу познания;
воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;
Форма организации: беседа.
Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами, карта родного города, карточки с картинками
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Аленушка» с. Повалиха
Утверждено:
Ст. воспитатель: МБДОУ д/с «Аленушка»
___________ Атякшева Т.А.
Беседа "Наш родной язык".
в подготовительной к школе группе.
Воспитатели: Аляева М.В
Усова Е.С
2023г
Ход занятия
В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Д: Глобус!
В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Д: Это маленькая модель нашей планеты.
В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Д: Города, страны.
В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. И в какой стране же мы с вами живем?
Д: В России.
В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Д: На русском.
В: В других странах тоже говорят на русском языке?
Д: Нет.
В: Давайте с вами подумаем на каком языке говорят на Украине (украинском), в Германии (немецком), в Англии (английском). Молодцы! Для чего нам нужен язык?
Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.
В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Вот так писал о русском языке великий русский писатель И.С.Тургенев.
В: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано.
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит)
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю...(точку)
Дети называют ответы.
В: Молодцы, вы справились! Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.
Сейчас мы сыграем с вами в игру. «Игра слов»
Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением. – Холодный – горячий
Мокрый – сухой
Тихий – громкий.
Тонкий – толстый…..
В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки. «Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
- И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!»
Так писала Анна Ахматова.
Игры «Многозначные слова».
У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор.
Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.
Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
Кран: водяной, строительный.
Иголка: для шитья, у ежа.
Лист: для рисования, на дереве.
Лук: со стрелами, овощ.
Физкультминутка.
Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены как при рукопожатии).
Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся). Полотенцем вытираться.(Имитируя процесс вытирания, ладони потирают друг друга).
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев). Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).
В: Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки?
Д: Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой.
В: Хорошо.
Вот еще: – Язык острее битвы.
– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
– Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.
– Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
– Жало остро, а язык — острей того.
– За словом в карман не полезет.
– У языка зубы да губы два замка.
– Когда голова думает, язык отдыхает.
– Мал язык, да всем телом владеет.
– Мудра голова — короткий язык.
– Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
– Никто за язык не тянет. Повторяем вместе с детьми эти пословицы несколько раз.
В: Дома вы с родителями должны будите выучить одну из этих пословиц на ваш выбор. А на следующем занятии мы с вами их повторим, только без шпаргалок.
Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия. Рефлексия.
О чем мы сегодня с вами разговаривали?
– О нашем родном языке. Какой язык в нашей стране самый главный?
– Русский. А когда празднуют день родного языка?
– Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.
Звучит Гимн Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая"
Конспект праздничного мероприятия с использованием фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-155585-1355066184.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...
Конспект занятия "Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая"
Задачи:1. Знакомить с русским народным праздником Масленица, её значением, символами, традициями.2. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа,умение и желание применять их в жизни...
Сценарий досуга в средней группе «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»
Был проведен праздник Масленица в средней группе. В ходе праздника был использован народный фольклер. Дети принимали активное участие: пели песни, водили хоровод, готовили угощение. Затем была организ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-114545-1364481698.jpg)
Сценарий русского народного праздника "Масленица дорогая, наша гостюшка годовая"
Сценарий русского народного праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/12/picture-1092746-1544626398.jpg)
28.02.2022 «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
В нашей группе особое внимание уделяется традициям русского народа, которые дети должны знать, несмотря на столь юный возраст. Историю Масленицы для детей лучше начать рассказывать с истоков древ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1177348-1612851977.jpg)
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая-наша гостья годовая» ( средняя группа)
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры....