Консультация для воспитателей «Организация и проведение прогулки в детском саду»
консультация

Консультация для воспитатлей "Оганизация и прведение прогулки в детском саду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация и проведение прогулки в детском саду»

В режиме дня детского сада в осеннее время предусматриваются две

прогулки: в первой половине дня и вечером. Во время прогулки в полной

мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.

1 Оздоровление детей.

2 Физическое развитие.

3 Развитие самостоятельности.

4 Расширение кругозора. Ознакомление с окружающим миром.

5 Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно-

научных представлений о физических свойствах окружающего мира,

географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо

тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество

разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей,

наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия

в группе и многое другое.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

  • наблюдение, рассматривание;
  • трудовая деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения в старшей группе детского сада — это в первую очередь

наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закрепить представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь

животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязи различных

природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке

по дням недели.

Понедельник

Солнце уже не греет так, как летом, изменяется его траектория на

небосклоне, уменьшается продолжительность светового дня. Дует холодный

ветер, люди стали одеваться теплее. После дождя холодно, грязно. Редко

бывает гроза. Дождь холодный. Поздней осенью лужи покрываются льдом.

Рано темнеет, вечером можно увидеть луну, звезды. Часто они закрыты

облаками. Небо почти всегда затянуто тучами.

Вторник

Листья на деревьях меняют цвет, опадают. Цветы на клумбах вянут.

Созревают плоды на различных деревьях (липа, клен, ясень и т.д.).

Среда

Исчезают мухи, комары, прячутся бабочки, муравьи. Улетают на юг птицы.

Остаются только зимующие. Домашние животные меняют шерсть (линяют).

Четверг

Меняется одежда людей, они берут с собой зонты, плащи.

Пятница

Обобщение всего увиденного за неделю.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель

поддерживает интерес детей к приметам осени, задает вопросы, которые

направляют внимание ребенка и побуждают к дальнейшим наблюдениям. Детей нельзя перегружать. Не стоит стараться в один раз сообщить все то, что нужно знать детям о данном объекте. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.

На осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Осенние цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый.

Красный цвет — это сила, цвет огня, жизни, он придает энергию, возбуждает, активизирует, настроение.

Оранжевые цвета оказывают благоприятное воздействие на замкнутых

и недоверчивых детей, способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию, чувству единения.

Желтый цвет тонизирует, стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием и дисциплиной.

Ранней осенью в природе остается еще достаточно зеленого цвета, который помогает рассеять отрицательные эмоции, создает ощущение мира

и гармонии. Зеленый цвет снижает возбудимость, нервозность, раздражительность, обладает способностью успокаивать.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях

и рассматриваниях помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Наши красные цветки

Наши красные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Оранжевая песенка

Вот уже два дня подряд

Я сижу, рисую.

Красок много у меня —

Выбирай любую.

Я раскрашу целый свет

В самый свой любимый цвет:

Оранжевое небо,

Оранжевое море, О

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют!

Желтая песенка

Желтое солнце

На землю глядит,

Желтый подсолнух

За солнцем следит,

Желтые груши на ветках висят,

Желтые листья

С деревьев летят.

Желтая бабочка,

Желтая букашка,

Желтые лютики, желтая ромашка,

Желтое солнышко,

Желтенький песочек,

Желтый — цвет радости.

Радуйся, дружочек.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти

нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональ-

ной, направить наблюдения детей в нужное русло.

Придумывать

откликаются на предложения сочинить загадки. Достаточно, чтобы они

указали 2—3 вниманию подборку материала, который можно использовать на прогулках с детьми старшего дошкольного возраста.

О неживой природе

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

* * *

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер.)

* * *

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает. (Ветер.)

* * *

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

* * *

Облака, облака, их кудрявые бока,

Легкие, воздушные,

Ветерку послушные!

* * *

Облако, облако,

Шарики с колечками!

Как бы мне не спутать

Облака с овечками!

* * *

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

* * *

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

* * *

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

Я и твердой быть могу! (Вода.)

О животных

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев,

Ты его не узнаёшь?

Приглядись-ка! Это ... (еж).

* * *

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

* * *

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

О растениях

Сидит на полянке семейство лисичек,

Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.

Ничуть не боятся их звери и птицы —

Такие веселые это сестрицы.

Любуются сосны на них и осинки.

А хитрым лисичкам охота в корзинки.

* * *

Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил ответ меня:

Возраст мой — всего два дня!

* * *

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца...

* * *

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный.

Пословицы, поговорки, народные приметы

От осени к лету поворота нету.

Осень идет и дождь

С собой ведет.

Грибок в кузовок —

Зимой будет пирожок.

Красна весна цветами,

А осень — плодами.

Когда гусь улетает,

Тогда снег выпадает.

Сентябрь яблоками пропах,

А октябрь — капустою.

Ни один рот без капусты не живет.

Трудовая деятельность

Детей старшей группы осенью привлекают к сбору семян цветов с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветов поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности, аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли,

лопатки, совки, ведерки и др.

Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет

эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала

работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на

прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель,

поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают

общность интересов, слаженность, соревновательность момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему

необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.

Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно

делать не только разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может

предложить детям отгадать загадки.

Круглая, желтая, гладкая, кушать ее сладко, листья разложила на грядке.

(Репа.)

* * *

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает — слезы проливает. (Лук.)

* * *

Лето целое старалась —

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста.)

* * *

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко —

На редкость вкусная ...

(картошка).

* * *

Круглое, румяное,

Расту я на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

* * *

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

* * *

Кругленький Иван,

Костяной кафтан. (Орех.)

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой дельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и

навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны,

поэтому во избежание монотонности целесообразно подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя.

Понедельник

Игры, направленные на развитие физических качеств ребенка — ловкости, быстроты, выносливости

(различные беговые, прыжковые эстафеты, командные игры).

Вторник

Игры с использованием физкультурного инвентаря и оборудования (мячи,

скакалки, обручи, гимнастические бумы, баскетбольные щиты, шведские лестницы и др.).

Среда

Народные подвижные игры. Учитывая, что детские сады сейчас многонациональны, могут использоваться игры разных народностей.

Четверг

Тематические игры: «Наша армия», «В осеннем лесу», «Сбор урожая».

Пятница

Любимые игры детей, игры по их выбору. Этот прием позволяет детям попробовать себя в роли ведущего, лидера.

Погодные условия не всегда позволяют проводить игры с детьми непосредственно

на участке в случае ненастной погоды можно организовать их на веранде или под навесом. Поскольку обычно площадь укрытия от дождя невелика, целесообразно проводить игры поочередно или по командам. Очень популярны у детей игры-аттракционы, когда одновременно соревнуются 2—4 ребенка, остальные с интересом наблюдают, болеют за своих товарищей, а потом зрители и участники меняются местами. Игры малой подвижности на прогулке можно проводить в заключительной части. В этом случае они помогут организовать детей, успокоить их перед уходом в группу.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление каких-либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка  звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога- психолога и др. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно – ролевую игру или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за

самостоятельной деятельностью детей.

Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив нашего детского сада много внимания уделяет беседам с родителями по этому вопросу. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, не стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.

Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны по  возможности одеваться  одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и

поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними.    Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.

Сижу верхом, не знаю на ком.

Знакомца встречу, соскочу — привечу. (Шапка.)

* * *

Днем обручем, ночью змеей. (Ремень.)

* * *

Если дождик, мы не тужим —

Бойко шлепаем по лужам,

Будет солнышко сиять —

Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги.)

* * *

Не ботинки, не босоножки,

Но в них тоже ходят ножки.

В них мы бегаем порой

Утром в сад, а днем домой. (Сапоги.)

* * *

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печках кожаных сидят. (Перчатки.)

Однако не все дети в старшей группе могут одеться быстро и самостоятельно. Детей, которые хорошо овладели этим навыком, поощряем и приучаем оказывать посильную помощь товарищам (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, шарф). Такими нехитрыми приемами воспитываем у детей доброжелательность, чуткое отношение к окружающим, взаимопомощь.

Осенние прогулки могут  быть радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и проведение прогулки в детском саду» Консультация для воспитателей

В данной работе представлены методические рекомендации по организации и проведению прогулки в детском саду....

Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада

Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...

Консультация для педагогов на тему: " Организация и проведение прогулки в детском саду"

В материале подробно изложены цели, задачи и структура прогулки в ДОУ....

Консультация для педагогов "Организация и проведение прогулки в детском саду"

Организация и проведение прогулки в детском саду Актуальность Современный период - время поиска наиболее эффективной организации образовательного процесса, педагогических технологий, наиболее соо...

Консультация для воспитателей ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УТРЕННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Консультация для воспитателейОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УТРЕННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ...

Консультация для воспитателей «Методика организации и проведения прогулки в детском саду».

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении, активной, содержательной, разнообразной, интересной для детей деятельности....