Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада
консультация на тему

Волкова Инга Юрьевна

Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных группах.

Данная консультация сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация и интерактивная игра

«Организация и проведение прогулки в детском саду»

для воспитателей детского сада

Подготовила: Волкова И.Ю.,

старший воспитатель МБДОУ д/с №34

Обязательным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ является прогулка. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки до обеда после проведения образовательной деятельности и вечерней – после полдника. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день.

В каждом режимном моменте (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки. Для каждого структурного элемента прогулки подобраны направления деятельности, задачи, формы, методы и приёмы.

Кроме этого, прогулка – очень важный элемент режима дня. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Цель прогулки – восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма и профилактика утомления.

Задачи прогулки:

  • Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, способствует укреплению здоровья.
  • Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус., т.е. во время прогулки у детей формируются навыки в разных видах движений.
  • Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
  • Решение задач нравственного воспитания – знакомство с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к Родине. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.
  • Психическое развитие - прогулка дает ребенку разрядку, снимает напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создает у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Чтобы эти задачи всецело решались, прогулки должны быть правильно организованные и продуманные.

В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений.

При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности.

Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Содержание деятельности детей на прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, тематики недели, предшествующей образовательной деятельности, интересов и возраста.

Структура прогулки.

  • Наблюдение.
  • Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения.
  • Труд детей на участке.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 25 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за водителями.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  1. Живая природа: растения и животные;
  2. Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  3. Труд взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

  • Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления. Дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными их характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
  • Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

  1. Сначала устанавливаются факты;
  2. Затем формируются связи между частями объекта;
  3. Далее идет накопление представлений у детей;
  4. Потом проводятся сопоставления и сравнения;
  5. В заключении делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке рекомендуется включать следующие подвижные игры:

  • 2-3 игры большой подвижности;
  • 2-3 игры малой и средней подвижности;
  • Игры на выбор детей.

Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

  • В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;
  • В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;
  • В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, метанием, упражнения на равновесие;
  • В жаркую погоду проводятся игры с водой;
  • Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения. Летом  это езда на велосипеде, классики, зимой  катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
  • Использование бессюжетных народных игр с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т. д.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений:

  • на утренней прогулке:
  • в младших группах — 6 — 10 минут,
  • в средних — 10-15 минут,
  • в старших и подготовительных — 20-25 минут.
  • на вечерней прогулке:
  • в младших и средних группах — 10-15 минут,
  • в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

Каждый месяц рекомендуется разучивать 2-3 подвижных игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Трудовая деятельность детей. Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

• Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения.

• Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим дошкольникам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уходу за растениями и т. д. Взрослый следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую.

Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки.

Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.

Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки, найти клад, посоревноваться, кто быстрее, кто лучше, кто больше.

Индивидуальная работа с детьми. На основании результатов диагностики детей воспитатель проводит разнообразную индивидуальную работу. Она может быть по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Например, для одних организует игры с мячом, метание в цель, для других – упражнения на равновесие, для третьих спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы. Так же осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т. д.

Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Окончание прогулки. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. И организованно подгруппами возвращаются в группу.

Заключение. Прогулка имеет большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей не все дошкольники сами могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Чтобы правильно организовывать наблюдения и труд детей на прогулке, воспитатель должен постоянно пополнять свои знания о растениях и животных, владеть методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда, двигательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивная игра для воспитателей

Слайд 2

Обязательный элемент режима дня в детском саду Занятие Зарядка Завтрак Прогулка

Слайд 3

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи… Физического развития Умственного развития Нравственного воспитания Всестороннего развития

Слайд 4

Для организации трудовой деятельности детей необходимы… Лопатки, совочки Грабли, грабельки Рыхлители Ведёрки, корзинки Тачки детские, носилки детские Скребки для снега Лейки

Слайд 5

При планировании прогулки основная задача воспитателя … Создание условий для отдыха детей от познавательной деятельности Обеспечение активной двигательной деятельности Насыщение организма детей кислородом Обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности

Слайд 6

На прогулке последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом … времени года возраста детей характера предшествующей деятельности детей погоды

Слайд 7

Структура прогулки • Наблюдение. • Двигательная активность. • Труд детей на участке. • Индивидуальная работа с детьми. • Самостоятельная игровая деятельность.

Слайд 8

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 25 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей

Слайд 9

В течение дня на прогулке данный вид деятельности проводится обязательно 1-2 раза Индивидуальная работа Подвижная игра Трудовая деятельности Наблюдение

Слайд 10

Ведущее место на прогулке отводится… Индивидуальной работе Самостоятельной деятельности Трудовой деятельности Наблюдениям Двигательной деятельности

Слайд 11

На прогулке рекомендуется включать подвижные игры: • 2-3 игры большой подвижности; • 2-3 игры малой и средней подвижности; • Игры на выбор детей.

Слайд 12

Выбор подвижной игры на прогулке зависит от… Времени года Погоды Температуры воздуха Желания детей

Слайд 13

Продолжительность проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке: в младших группах 6-10 минут в средних группах 10-15 минут в старших и подготовительных группах 20-25 минут

Слайд 14

Игры-эстафеты на прогулке проводятся, начиная с… Младшей группы Средней группы Подготовительной группы Старшей группы

Слайд 15

Двигательная активность на прогулке включает… Подвижные игры Спортивные игры Спортивные развлечения Игры-эстафеты Катание на санках Скольжение на ледяных дорожках Ходьба на лыжах Езда на велосипеде Игры в классики

Слайд 16

В трудовой деятельности детей может привлекать… Цель Мотивация Общность интересов Соревновательный момент

Слайд 17

Направления индивидуальной работы на прогулке Познавательно-речевое развитие Физическое развитие Социально-личностное развитие Художественно-эстетическое развитие

Слайд 18

Главное в организации и проведении прогулки – это… БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

Слайд 19

Что должен делать воспитатель на прогулке? Педагогически правильно руководить деятельностью детей

Слайд 20

ПРИНЯТО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Организация и методика проведения прогулки в детском саду"

Консультация для педагогов "Организация и методика проведения прогулки в детском саду"...

Консультация для педагогов на тему: «Организация проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду. Во время прогулки дети получают много новых знаний и умений. Прогулка имеет огромное влияние на всестороннее развитие детей....

Консультация для педагогов : «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»Выполнила:Старший воспитатель Кудряшова О.С. Консультация для педагогов на тему...

Консультация для молодого педагога "Организация и проведение прогулки в детском саду".

Каждая прогулка для ребенка – это источник новых впечатлений. Зима – не самое лучшее время года для длительных гуляний, но даже эти короткие часы можно превратить в настоящее приключение!...

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду»

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Прогулка для детей-это прежде всего активность на свежем воздухе!...

Консультация для педагогов "Методика организации и проведения прогулки в детском саду"

Консультация для педагогов "Методика организации и проведения прогулки в детском саду"...