Использование эвритмии в работе музыкального руководителя ДОУ
статья

Петренко Светлана Анатольевна

Технология эвритмия не предусматривает специальной подготовки, то есть разучивание песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний, возможностей и возрастных особенностей. Педагог рассказывает историю или сказку, сопровождая рассказ эвритмическими жестами, рождающимися из образов, ритмическими упражнениями. Занятия очень образны, подвижны, ритмичны и имеют большое развивающее значение для детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Использование эвритмии в работе музыкального руководителя ДОУ.

Музыкальный руководитель МАДОУ д/с №43 «Буратино»

 Петренко Светлана Анатольевна

В настоящее время всё более активно применяется такой инновационный подход, как – арт-терапия (Р.Штейнер). Среди разных направлений арт-терапии можно выделить: игровую терапию, в том числе и сказкотерапию, кинезитерапию,  эвритмию. Для меня, как для музыкального руководителя, наиболее интересной по сути и содержанию является эвритмия.

Эвритмия – это особый вид художественного движения. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.

Эвритмия появилась в начале 20 века в Швейцарии. Ёе основы были разработаны немецким философом Рудольфом Штейнером. Она используется как в вальдорфской педагогике, так и в традиционном образовании как дополнительная возможность самовыражения для детей.

Цель эвритмии – развитие культуры движения детей дошкольного возраста.

Задачи эвритмии

1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

2. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

3. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;

4. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

6. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.  

Эвритмия развивает творческие способности детей, когда они художественным образом выражают духовное содержание поэзии или музыки и при этом взаимодействуют с другими детьми посредством движения.

Эвритмия включает в себя:

- ритмические игры:  («С барабаном ходит ежик», «Аист»).

- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива): (это приветствия в кругу с движением  рук, пальцев и других частей тела; жестов, эмоций звукоподражаний, хороводы).
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением: (
«Мой веселый звонкий мяч», можно использовать любые стихи и выполнять под них ритмические действия)
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости,  в образных и игровых двигательных заданиях: (
«Падают снежинки», «Листопад», «Ветерок»).
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений, музыкально-ритмические этюды. (движения под стихи, игры с ускорением, танец
«На носок») 

Технологию эвритмия можно использовать не только в организованной образовательной деятельности по музыке, но и воспитатели могут использовать в организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром, развитии речи и других, а также в режимных моментах после сна или в перерывах между организованной образовательной деятельностью, на прогулке и в развлечениях.

В последнее время элементы этой технологиия использую в своей работе как нетрадиционный подход к формированию двигательной культуры детей. Эта технология мне предоставляет возможность искать свой собственный стиль работы с детьми.

Благодаря эвритмии, ребёнок знакомится с ритмом, мелодией, тактом, учится гармонично двигаться под музыку.  В первую очередь, необходимо научить ребят чувствовать ритм. Для этого  использую сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т.п.).

Простейшие эвритмические упражнения я использую с младшего дошкольного возраста. Технология эвритмия в основном предусматривает выполнение упражнений в кругу. В кругу дети могут ещё раз поприветствовать друг друга. Здесь возможно использование эвритмитизированной пальчиковой игры, жестовых игр, где героями становятся пальчики, рука ребёнка.В среднем возрасте добавляю музыкальные этюды. С детьми 5-6 лет, веду работу над этюдами, с использованием театрализации танцевальныхэлементов. Формирую умение передавать мимикой, жестом, позой, движением, основные эмоции ритмических импровизаций и этюдов. Нацеливаю детей на создание своих ритмических этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку ритмических, и танцевальных движений.

Технология эвритмия не предусматривает специальной подготовки то есть разучивание песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний, возможностей и возрастных особенностей.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео  импровизационно-двигательной композиции «В сказочном замке царевна живет» с детьми подготовительной группы. Автором слов является Агошкова Нина Сергеевна.

 Цель игры: формировать ритмическое фантазирование на заданную тему.

Задачи: формировать творческие способности, развивать ритмический слух, внимание, расширение  эмоционального опыта, стимулировать развитие созидательных способностей,  воспитывать чувство взаимопомощи.

«В сказочном замке царевна живет»

В замке сказочном царевна дивной красоты.

Шлют привет ей звёзды с неба и поют цветы.

Год за годом пролетают. Верь или не верь,

Но царевну похищает страшный, лютый зверь.

И теперь сидит в темнице день за днём она.

Света белого не видит, слёзы льёт, грустна.

Завывает злобно ветер, дождь по крыше льёт.

Есть ли где храбрец на свете, что её спасёт?

- Солнце, солнце золотое, небо, небо голубое,

Протяни надежды лучик, пусть разгонит ветер тучи!

И летит мольба над крышей через много стран.

Плач той пленницы услышал  мОлодец – Иван.

Через реки, через горы и сквозь облака

Шёл он, с непогодой споря, в логово врага.

- Мне прогнать тебя придётся! Выходи, дракон!

Лишь рычание несётся ото всех сторон.

Целый день они сражались, бились даже ночь.

У царевны – вот ведь жалость – силы нет помочь.

- Улететь бы мне, как птице! Воля дорога.

-  Выходи, душа-девица! Больше нет врага!

Одолел Иван дракона, и царевну спас.

…Вот какая получилась сказочка у нас!

Предлагаю  вам выполнить одну из разновидностей технологии эвритмии-игротанец «Будь внимательный», который направлен на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Игротанец «Будь внимательный»

Цель: развитие и совершенствование танцевальных движений.

Задачи: формировать ритмический слух, внимание, развивать и совершенствовать танцевальные движения, умение ориентироваться в пространстве, воспитывать коммуникативные качества.;
Для выполнения необходимо четное количество детей. С помощью отличительных меток дети делятся поровну на красный цвет и синий. (можно на мальчиков и девочек или листочки и грибочки и другие варианты). Дети стоят в кругу через одного красный, синий и т.д.

Звучит музыка.

- Красные поздоровайтесь кивком головы с синими с правой стороны, а теперь с синими с левой стороны. Синие поздоровайтесь кивком головы с красными с правой стороны, а теперь с красными с левой стороны. Теперь поздороваемся все друг с другом кивком головы в круг, и поздороваются руки. Почувствуйте тепло и доброту рук друг друга. (все выполняется по указаниям ведущего).

- Сегодня мы с вами выполним приставной шаг в перед и назад. Почувствуйте такт музыки и все вместе выполняем (выполняется движение).

- А теперь выполняют только красные (выполняют).

- Теперь только синие (выполняют).

- Протяните в перед руки. Выполните плавные движения кистями рук и почувствуйте такт музыки (выполняют).

- Наши руки -наши помощники. Это движение изображает - ногу на пятку (показ ведущего), это движение - ногу на носок (показ ведущего), а это движение - ноги вместе (показ ведущего). Выполним танцевальное движение «пятка, носок. пятка, ноги вместе», выполняют руки и ноги. Слушаем музыку и выполняем все вместе в такт с музыкой. (выполняют).

- Снова вернемся к приставному шагу. С помощью приставного шага нарисуем фигуру квадрат. Шаг вперед, вправо, назад, влево. Слушаем музыку и вместе в такт с музыкой выполняем. (выполняют).

- Теперь повернулись на право и нарисуем туже фигуру. Обратите внимание, когда будем выполнять шаг в право наш круг будет становиться каким? (ответ-  шире. Слушаем музыку и выполняем в такт музыки.

- Теперь выполним это же движение в обратную сторону. Обратите внимание, когда будем выполнять шаг в право наш круг будет становиться каким? (ответ -  уже). Слушаем музыку и выполняем в такт музыки.

- Наш игротанец закончен. Красные поблагодарите кивком головы  синих с правой стороны, а теперь  синих с левой стороны. Синие поблагодарите кивком головы красных с правой стороны, а теперь  красных с левой стороны. Теперь поблагодарите все друг с друга кивком головы в круг.

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания дошкольников. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использованеи ИКТ в работе музыкального руководителя

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ  ...

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке....

Доклад на тему: «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-о...

Использование ИКТ при работе музыкального руководителя.

Использование ИКТ при работе музыкального руководителя....

Использование эвритмии в работе музыкального руководителя ДОУ

Использование эвритмии в работе музыкального руководителя ДОУ...