Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического совета Протокол от 30.05.2023 г. № 4 | РАССМОТРЕНО
На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска
| УТВЕРЖДАЮ Заведующая МКДОУ детским садом № 5 г. Бирюсинска _____________Злобина З.А.
Приказ от 31.05.2023 г. № 32 |
Дополнительная общеобразовательная программа
по художественно-эстетическому развитию
«Юный художник»
Адресат программы – дети 5-7 лет
Срок реализации – 2 года
Разработчик программы:
Долгова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
Бирюсинск 2023-2024
СОДЕРЖАНИЕ:
1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы» | 3 |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.2 Цель и задачи | 4 |
1.3. Содержание программы | 5 |
1.4 Планируемые результаты программы. | 6 |
2. «Комплекс организационно-педагогических условий» | 7 |
2.1. Календарный учебный график | 7 |
2.2. Условия реализации программы | 7 |
2.3. Методические материалы | 8 |
2.4. Оценочные материалы | 10 |
3. Используемая литература | 13 |
- «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной программы»
1.1 Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание – это важнейшая сторона развития детей. Василий Александрович Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.
Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Формирует духовный мир детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.
Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы образного мышления, творческих и художественных способностей. А именно сочетание традиционного и нетрадиционного рисования. Потому что, использование разных техник рисования, вызывает у детей только положительные эмоции, ребёнок не боится ошибиться, становится уверенным в своих силах, появляется желание рисовать. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Рабочая программа направлена на обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также знакомство с нетрадиционными техниками рисования. В ходе занятий детям будут даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров, таких как пейзаж, портрет, натюрморт.
Направленность программы: художественная.
Форма организации: кружковая, подгрупповая
Уровень освоения программы: базовый.
Новизна данной программы заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Актуальность программы. заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Педагогическая целесообразность
Творчество неразрывно связано с воображением - своеобразной формой отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Поэтому развитие творческого воображения является необходимой составляющей в формировании художественно-творческих способностей у ребенка.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия, затем возникает интерес к результату, к продукту деятельности. Этот продукт-рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание. Дети получают удовольствие от рисования в большей степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывание действий близких игре.
Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 5- 7 лет
Формы организации программы по количеству детей, участвующих в занятии подгрупповая (10-15 человек)
Режим занятий:
Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей подгруппы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время.
Объем и срок освоения программы:
Первый год обучения - 38 часов;
Второй год обучения – 38 часов.
1.2 Цель и задачи
Цель программы развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами традиционного и нетрадиционного рисования.
Сформировать интерес к познанию истории культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Основные задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт), учить понимать выразительные средства искусства;
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- Формировать умение оценивать созданные изображения;
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- Развивать творческие способности детей;
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
1.3. Содержание программы
Учебный план.
Первый год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежу точной (итоговой) аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | «Условия безопасной работы» Знакомство с чудо помощниками
| 1 | 1 | 0 |
|
2. | Печать листьями | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
3. | Рисование пальчиками, ладошкой | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
4. | Кляксография | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
5. | Оттиск мятой бумагой | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
6. | Набрызг | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
7. | Восковые мелки (свеча) + акварель | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
8. | Монотипия | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
9. | Декоративно прикладное искусство | 4 | 1 | 3 | Выставка работ |
10. | Оттиск поролоном | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
11. | Орнамент | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
12. | Рисование солью, манной крупой | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
13. | Граттаж | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
| Итого: | 38 | 13 | 25 |
|
Учебный план
Второй год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежу точной (итоговой) аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Пейзаж | 9 | 1 | 8 | Выставка работ |
2. | Портрет | 9 | 1 | 8 | Выставка работ |
3. | Натюрморт | 9 | 1 | 8 | Выставка работ |
4. | Декоративно прикладное искусство | 11 | 3 | 8 | Выставка работ |
| Итого: | 38 | 6 | 32 |
|
1.4 Планируемые результаты программы.
Первый учебный год:
- Радоваться созданным индивидуальным и коллективным работам.
- Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета и их оттенки.
- Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.
- Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
- Правильно пользоваться средствами изображения.
- Использовать нетрадиционные техники рисования.
Второй учебный год:
- закрепят знания о нетрадиционной технике рисования, средствах и способов изображения;
- проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, объектов и явлений природы;
- Знать жанры живописи, определённые программой.
- «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Первый год обучения
Раздел/ месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2 | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3 |
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4 |
| 2 | 1 |
|
|
|
|
|
|
Раздел 5 |
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
Раздел 6 |
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
Раздел 7 |
|
|
| 1 | 2 |
|
|
|
|
Раздел 8 |
|
|
|
| 2 | 1 |
|
|
|
Раздел 9 |
|
|
|
|
| 3 | 1 |
|
|
Раздел 10 |
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
Раздел 11 |
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
Раздел 12 |
|
|
|
|
|
|
| 2 | 1 |
Раздел 13 |
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 |
|
Второй год обучения
Раздел/ месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 5 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2 |
|
| 4 | 4 | 1 |
|
|
|
|
Раздел 3 |
|
|
|
| 3 | 4 | 2 |
|
|
Раздел 4 |
|
|
|
|
|
| 3 | 4 | 4 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
- Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия по освоению программы проходят в изостудии;
Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень материалов необходимых для проведения занятия: альбом для рисования, гуашь, акварельные краски, акварельные цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, простой карандаш, ластик, стаканчик-непроливайка, кисти разного размера, палитра.
Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.
- Методические материалы
Содержание курса
Первый год обучения
№ |
Тема |
Техника рисования |
Цели |
Примечание |
1 | Беседа. Знакомство с чудо помощниками. |
| Заинтересовать детей | Теория |
2 | Осенний пейзаж | Печать листьями | Развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами. Воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью, акварелью, цветными мелками и акварельными карандашами, и с нетрадиционными материалами; развивать умения поддерживать беседу; формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами; реализация самостоятельной творческой деятельности. | Выставка. |
3 | Осенний лес | Выставка. | ||
4 | Друзья наши меньшие | Выставка. | ||
5 | Осенний пейзаж | Рисование пальчиками, ладошкой | Выставка. | |
6 | Ветка рябины | Выставка. | ||
7 | Зимующие птицы | Выставка. | ||
8 | Весёлые кляксы | Кляксография | Выставка. | |
9 | Портрет моего друга (причёска) | Выставка. | ||
10 | Пейзаж | Выставка. | ||
11 | Осеннее дерево | Оттиск мятой бумагой | Выставка. | |
12 | Зимнее дерево | Выставка. | ||
13 | Весенний сад | Выставка. | ||
14 | Необычный космос | Набрызг | Выставка. | |
15 | Белый медведь (заяц) | Выставка. | ||
16 | Зимний пейзаж | Выставка. | ||
17 | Морозный узор | Восковые мелки (свеча) + акварель | Выставка. | |
18 | А снег идёт | Выставка. | ||
19 | Подводный мир | Выставка. | ||
20 | Летний пейзаж | Монотипия | Выставка. | |
21 | Бабочка прилетела | Выставка. | ||
22 | Ваза с цветами | Выставка. | ||
23 | Дымковская (барышня) | Декоративно прикладное искусство | Выставка. | |
24 | Гжель (чайник) | Выставка. | ||
25 | Городец (доска) | Выставка. | ||
26 | Хохлома (блюдо) | Выставка. | ||
27 | Зимний пейзаж | Оттиск поролоном | Выставка. | |
28 | Радужный мир | Выставка. | ||
29 | Натюрморт (шаблон) | Выставка. | ||
30 | Украшаем платьице | Орнамент | Выставка. | |
31 | Платок для бабушки | Выставка. | ||
32 | Чайный сервиз | Выставка. | ||
33 | Первые цветы | Рисование солью, манной крупой | Выставка. | |
34 | Зайка в лесу | Выставка. | ||
35 | Цветик семи цветик | Выставка. | ||
36 | Букет цветов | Граттаж | Выставка. | |
37 | Золотая рыбка | Выставка. | ||
38 | Космос | Выставка. |
Содержание курса
Второй год обучения
№ |
Тема |
Тема рисования |
Цели |
Примечание |
1 |
Пейзаж | Правила рисования пейзажа. (беседа) | Закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж. Отражение средствами живописи или графики естественной или измененной человеком природы. | Теория. |
2 | Весенний пейзаж | Выставка | ||
3 | Осенний пейзаж | Выставка. | ||
4 | Летний пейзаж | Выставка. | ||
5 | Зимний пейзаж | Выставка. | ||
6 | Пейзаж (графика) | Выставка. | ||
7 | Городской пейзаж | Выставка. | ||
8 | Пейзаж полей | Выставка. | ||
9 | Пейзаж по выбору детей | Выставка. | ||
10 |
Портрет | Правила рисования портрета (беседа) | Закрепить знания детей о жанре живописи – портрет. Знания о пропорциях лица человека. Форме и пропорциях тела человека. | Теория. |
11 | Нарисую я себя | Выставка. | ||
12 | Портрет моего друга | Выставка. | ||
13 | Человек в полный рост | Выставка. | ||
14 | Нарисую мамочку | Выставка. | ||
15 | Рисунок куклы с натуры | Выставка. | ||
16 | Портрет любимого воспитателя | Выставка. | ||
17 | Портрет все профессии важны (врача, полицейского, пожарника…) | Выставка. | ||
18 | Портрет моей семьи | Выставка. | ||
19 |
Натюрморт | Правила рисования натюрморта (беседа) | Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт. Учить детей рисовать с натуры различные овощи и фрукты подбирая нужные цвета. | Теория. |
20 | Блюдо с овощами | Выставка. | ||
21 | Блюдо с фруктами | Выставка. | ||
22 | Ваза с цветами | Выставка. | ||
23 | У меня на столе… | Выставка. | ||
24 | Цветок на моём окне | Выставка. | ||
25 | Корзина с дарами из леса | Выставка. | ||
26 | Композиция Праздничный стол | Выставка. | ||
27 | Натюрморт с натуры | Выставка. | ||
28 |
Декоративно прикладное искусство | Гжель
| Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве | Выставка. |
29 | Выставка. | |||
30 | Выставка. | |||
31 | Хохлома | Выставка. | ||
32 | Выставка. | |||
33 | Выставка. | |||
34 | Дамка | Выставка. | ||
35 | Выставка. | |||
36 | Выставка. | |||
37 | Городец | Выставка. | ||
38 | Выставка. |
2.4 Планируемые результаты и оценочные материалы
Формы проведения итогов реализации образовательной программы
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированность изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.
Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью (рисование)
№ | Имя ребенка | Форма | Изображение предметов | Пропорции | Композиция | Аккуратность | Передача движения | Цвет
| Общее число баллов |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого баллов по критериям |
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком рисованием
Передача формы:
-форма передана точно
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
Аккуратность:
Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
Цвет: Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов)
Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
- Используемая литература.
- Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
- Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
- Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
- Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
- Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
- ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
- Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-5 лет, 5-7 лет
Дополнительные платные услуги предоставляются в целях выполнения социального заказа семьи, а также привлечения средств из дополнительных источников финансирования. В соответствии со своими уставными...
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «Юный театрал»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «Юный театрал»...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» (для детей 4-5 лет) (далее Программа) направлена на создание условий для развития личности ребёнка, р...