Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Долгова Елена Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска

 

 

РАССМОТРЕНО

 

На заседании педагогического совета

Протокол от 30.05.2023 г. № 4

РАССМОТРЕНО

 

На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5

г. Бирюсинска

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МКДОУ             детским садом № 5 г.     Бирюсинска

_____________Злобина З.А.

 

Приказ от 31.05.2023 г.

№ 32

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

по художественно-эстетическому развитию

 «Юный художник»

 

           

 

                            Адресат программы –  дети 5-7 лет

            Срок реализации –  2 года

 

 

            Разработчик программы:

                  Долгова Елена Владимировна,

 педагог дополнительного образования                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бирюсинск 2023-2024

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

1.      «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

3

1.1 Пояснительная записка

3

1.2 Цель и задачи

4

1.3. Содержание программы

5

1.4 Планируемые результаты программы.

6

2.      «Комплекс организационно-педагогических условий»

7

2.1. Календарный учебный график

7

2.2. Условия реализации программы

7

2.3. Методические материалы

8

2.4. Оценочные материалы

10

3.      Используемая литература

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной программы»

 

1.1 Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание – это важнейшая сторона развития детей. Василий Александрович Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Формирует духовный мир детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.                                            

Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы образного мышления, творческих и художественных способностей. А именно сочетание традиционного и нетрадиционного рисования. Потому что, использование разных техник рисования, вызывает у детей только положительные эмоции, ребёнок не боится ошибиться, становится уверенным в своих силах, появляется желание рисовать. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Рабочая программа направлена на обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также знакомство с нетрадиционными техниками рисования. В ходе занятий детям будут даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров, таких как пейзаж, портрет, натюрморт.

Направленность программы: художественная.

Форма организации: кружковая, подгрупповая

Уровень освоения программы: базовый.

Новизна данной программы заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Актуальность программы. заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Педагогическая целесообразность

Творчество неразрывно связано с воображением - своеобразной формой отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Поэтому развитие творческого воображения является необходимой составляющей в формировании художественно-творческих способностей у ребенка.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия, затем возникает интерес к результату, к продукту деятельности. Этот продукт-рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание. Дети получают удовольствие от рисования в большей степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывание действий близких игре.

Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 5- 7 лет

Формы организации программы по количеству детей, участвующих в занятии подгрупповая (10-15 человек)

Режим занятий:

Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей подгруппы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время.

Объем и срок освоения программы:

Первый год обучения - 38 часов;

Второй год обучения – 38 часов.

 

1.2 Цель и задачи

 

Цель программы развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами традиционного и нетрадиционного рисования.

Сформировать интерес к познанию истории культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт), учить понимать выразительные средства искусства;
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • Формировать умение оценивать созданные изображения;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
  • Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).

 

1.3. Содержание программы

 

Учебный план.

Первый год обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Форма промежу

точной (итоговой)

аттестации

всего

теория

практика

1.

«Условия безопасной работы»

Знакомство с чудо помощниками

 

1

1

0

 

2.

Печать листьями

3

1

2

Выставка работ

3.

Рисование пальчиками, ладошкой

3

1

2

Выставка работ

4.

Кляксография

3

1

2

Выставка работ

5.

Оттиск мятой бумагой

3

1

2

Выставка работ

6.

Набрызг

3

1

2

Выставка работ

7.

Восковые мелки (свеча) + акварель

3

1

2

Выставка работ

8.

Монотипия

3

1

2

Выставка работ

9.

Декоративно прикладное искусство

4

1

3

Выставка работ

10.

Оттиск поролоном

3

1

2

Выставка работ

11.

Орнамент

3

1

2

Выставка работ

12.

Рисование солью, манной крупой

3

1

2

Выставка работ

13.

Граттаж

3

1

2

Выставка работ

 

Итого:

38

13

25

 

 

 

Учебный план

Второй год обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Форма промежу

точной (итоговой)

аттестации

всего

теория

практика

1.

Пейзаж

9

1

8

Выставка работ

2.

Портрет

9

1

8

Выставка работ

3.

Натюрморт

9

1

8

Выставка работ

4.

Декоративно прикладное искусство

11

3

8

Выставка работ

 

Итого:

38

6

32

 

 

 

1.4 Планируемые результаты программы.

Первый учебный год:

  • Радоваться созданным индивидуальным и коллективным работам.
  • Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета и их оттенки.
  • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  • Правильно пользоваться средствами изображения.
  • Использовать нетрадиционные техники рисования.

 

Второй учебный год:

  • закрепят знания о нетрадиционной технике рисования, средствах и способов изображения;
  •  проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, объектов и явлений природы;
  • Знать жанры живописи, определённые программой.

 

  1. «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

2.1. Календарный учебный график

 

Первый год обучения

Раздел/

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4

 

2

1

 

 

 

 

 

 

Раздел 5

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Раздел 6

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Раздел 7

 

 

 

1

2

 

 

 

 

Раздел 8

 

 

 

 

2

1

 

 

 

Раздел 9

 

 

 

 

 

3

1

 

 

Раздел 10

 

 

 

 

 

 

3

 

 

Раздел 11

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Раздел 12

 

 

 

 

 

 

 

2

1

Раздел 13

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

4

5

4

4

4

4

4

5

4

 

 

 

Второй год обучения

 

Раздел/

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

5

4

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

 

 

4

4

1

 

 

 

 

Раздел 3

 

 

 

 

3

4

2

 

 

Раздел 4

 

 

 

 

 

 

3

4

4

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

5

4

4

4

4

4

5

4

4

 

  1. Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение программы:

Занятия по освоению программы проходят в изостудии;

Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Перечень материалов необходимых для проведения занятия: альбом для рисования, гуашь, акварельные краски, акварельные цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, простой карандаш, ластик, стаканчик-непроливайка, кисти разного размера, палитра.

Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.

 

  1. Методические материалы

 

Содержание курса

Первый год обучения

 

 

 

 

 

 

 

Тема

 

 

Техника рисования

 

 

 

Цели

 

 

 

Примечание

1

Беседа. Знакомство с чудо помощниками.

 

Заинтересовать детей

Теория

2

Осенний пейзаж

Печать листьями

Развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами. Воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью, акварелью, цветными мелками и акварельными карандашами, и  с нетрадиционными материалами;  развивать умения поддерживать беседу;  формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами; реализация самостоятельной творческой деятельности.

Выставка.

3

Осенний лес

Выставка.

4

Друзья наши меньшие

 Выставка.

5

Осенний пейзаж

Рисование пальчиками, ладошкой

Выставка.

6

Ветка рябины

Выставка.

7

Зимующие птицы

Выставка.

8

Весёлые кляксы

Кляксография

Выставка.

9

Портрет моего друга (причёска)

Выставка.

10

Пейзаж

Выставка.

11

Осеннее дерево

Оттиск мятой бумагой

Выставка.

12

Зимнее дерево

Выставка.

13

Весенний сад

Выставка.

14

Необычный космос

Набрызг

Выставка.

15

Белый медведь (заяц)

Выставка.

16

Зимний пейзаж

Выставка.

17

Морозный узор

Восковые мелки (свеча) + акварель

Выставка.

18

А снег идёт

Выставка.

19

Подводный мир

Выставка.

20

Летний пейзаж

Монотипия

Выставка.

21

Бабочка прилетела

Выставка.

22

Ваза с цветами

Выставка.

23

Дымковская (барышня)

Декоративно прикладное искусство

Выставка.

24

Гжель (чайник)

Выставка.

25

Городец (доска)

Выставка.

26

Хохлома (блюдо)

Выставка.

27

Зимний пейзаж

Оттиск поролоном

Выставка.

28

Радужный мир

Выставка.

29

Натюрморт (шаблон)

Выставка.

30

Украшаем платьице

Орнамент

Выставка.

31

Платок для бабушки

Выставка.

32

Чайный сервиз

Выставка.

33

Первые цветы

Рисование солью, манной крупой

Выставка.

34

Зайка в лесу

Выставка.

35

Цветик семи цветик

Выставка.

36

Букет цветов

Граттаж

Выставка.

37

Золотая рыбка

Выставка.

38

Космос

Выставка.

 

Содержание курса

Второй год обучения

 

 

 

Тема

 

Тема рисования

 

Цели

 

Примечание

1

 

 

 

 

Пейзаж

Правила рисования пейзажа. (беседа)

Закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж.

Отражение средствами живописи или графики естественной или измененной человеком природы.

Теория.

2

Весенний пейзаж

Выставка

3

Осенний пейзаж

Выставка.

4

Летний пейзаж

 Выставка.

5

Зимний пейзаж

Выставка.

6

Пейзаж (графика)

Выставка.

7

Городской пейзаж

Выставка.

8

Пейзаж полей

Выставка.

9

Пейзаж по выбору детей

Выставка.

10

 

 

 

 

Портрет

Правила рисования портрета (беседа)

Закрепить знания детей о жанре живописи – портрет.

Знания о пропорциях лица человека.

Форме и пропорциях тела человека.

Теория.

11

Нарисую я себя

Выставка.

12

Портрет моего друга

Выставка.

13

Человек в полный рост

Выставка.

14

Нарисую мамочку

Выставка.

15

Рисунок куклы с натуры

Выставка.

16

Портрет любимого воспитателя

Выставка.

17

Портрет все профессии важны (врача, полицейского, пожарника…)

Выставка.

18

Портрет моей семьи

Выставка.

19

 

 

 

 

Натюрморт

Правила рисования натюрморта (беседа)

Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт.

Учить детей рисовать с натуры различные овощи и фрукты подбирая нужные цвета.

Теория.

20

Блюдо с овощами

Выставка.

21

Блюдо с фруктами

Выставка.

22

Ваза с цветами

Выставка.

23

У меня на столе…

Выставка.

24

Цветок на моём окне

Выставка.

25

Корзина с дарами из леса

Выставка.

26

Композиция

Праздничный стол

Выставка.

27

Натюрморт с натуры

Выставка.

28

 

 

 

 

Декоративно прикладное искусство

Гжель

 

Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве

Выставка.

29

Выставка.

30

Выставка.

31

Хохлома

Выставка.

32

Выставка.

33

Выставка.

34

Дамка

Выставка.

35

Выставка.

36

Выставка.

37

Городец

Выставка.

38

Выставка.

 

 

2.4 Планируемые результаты и оценочные материалы


Формы проведения итогов реализации образовательной программы

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированность изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.

Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью (рисование)

 

Имя ребенка

Форма

Изображение предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача движения

Цвет

 

Общее число баллов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого  баллов по критериям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком рисованием

Передача формы:

-форма передана точно

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

Цвет: Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов)

Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Используемая литература.
  1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
  2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
  3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
  4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
  7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
  10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
  11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
  12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
  13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
  14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-5 лет, 5-7 лет

Дополнительные платные услуги предоставляются в целях выполнения социального заказа семьи, а также привлечения средств из дополнительных источников финансирования. В соответствии со своими уставными...

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «Юный театрал»

Дополнительная  общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «Юный театрал»...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию  творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» (для детей 4-5 лет) (далее Программа) направлена на создание условий для развития личности ребёнка, р...