Адаптация
проект (младшая группа)

Логунова Олеся Сергеевна

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по адаптации детей второй младшей группы к условиям ДОУ «Я иду в детский сад»

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей второй младшей группы.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность:

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизниАдаптация — это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Проблема:

Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Сухомлинский В. А.

Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?

Тема проектаПроект по адаптации с детьми второй младшей группы к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Цель :

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи:

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

• развитие игровых навыков, произвольного поведения;

• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:

игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.

Новизна проекта состоит:

Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.

Период проведения проекта

Период проведения проекта-в рамке перспективно-тематического планирования перспективно-тематического планирования блок «Детский сад»(01.09.2020 -09.10. 2020г.)

Материал и техническое оборудование:

Подбор художественного, музыкального, иллюстрированного материала, бесед, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр; мультипликационных фильмов для просмотра; ИКТ; комплексное календарно-тематическое планирование по всем видам деятельности.

Участники проекта:

1. Дети и родители второй младшей группы раннего возраста

2.Воспитатель:

Вид проекта:

информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой

Тип проекта…

социальный.

Методы:

наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.

Материал и техническое обеспечение:

-Сбор информации по теме;

-Создание необходимых условий для реализации проекта;

-Подбор материала для продуктивной деятельности;

-Подбор аудио – и видеоматериала;

-Подбор художественной литературы по теме;

-Подбор загадок, наглядного материала по теме;

-Подбор сюжетно-ролевых, дидактических игр;

-Разработка мероприятий;

-Оформление наглядной информации для родителей;

-Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.

.

Форма:

1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

2. Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой

3. Подвижные, дидактические игры, игровые ситуации

4. Чтение, рассказывание, беседы

5. Игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.

6. Культура общения, тактичность и взаимопонимание

7. Оптимизация сотрудничества с родителями и выбор общей стратегии воспитания детей

8. Вовлечение родителей в педагогический процесс

9. Организация фотовыставки

10. Проведение развлечения

11. Участие в совместном семейном творческом конкурсе

Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. , но обязательно интегрируемые). Социальные партнеры

Беседа«Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад»«Кто у нас в группе живет»«Давайте познакомимся» «Мой друг, кто ты», чтение стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей» - формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, умение обращаться друг к другу по имени. «Наша группа», дидактическое упражнение «Вверх-вниз»: познакомить детей с расположением групповой комнаты, предметами и вещами, которые в ней находятся. «Детский сад для ребят» - продолжать знакомить детей с именами воспитателя, младшего воспитателядетей, ориентироваться в помещении группы.

Пальчиковые игры«Здравствуй, солнце золотое!»«За работу»«Утята»«На работу»«Воздушные щелчки»«Ладушки, ладушки – где были?»«Я пеку, пеку, пеку…»«Буду маме помогать»«Мы капусту рубим, рубим…»«Пальчики здороваются»«Сидит белка на тележке»«Этот пальчик дедушка»«Сорока, сорока, кашку варила», -учить выполнять движения согласно тексту, активизировать и обогащать словарь, развивать мелкую моторику.

Игровые ситуации«Как мама учила мишку правильно кушать»«Учим куклу вытираться полотенцем»«Туфельки поссорились-подружились»«Как мы моем ручки и отжимаем ладошки»«Сделаем из носочка гармошку»«Куклы проснулись и одеваются»«Научим куклу Катю раздеваться»-формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, последовательность в их выполнении. Дать представление о предметах одежды, ее функциональном назначении. «Мы едим»«Научим куклу Катю правильно держать ложку»«Зайка с нами обедает»«Разноцветные салфетки» - продолжать знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения за столом во время приема пищи, продолжать закреплять умение есть с ложки. «Кукла Катя заболела»«Чаепитие с куклами-малышками» - разнообразить ролевое участие детей в игре, желание заботиться о кукле. «Солнышко встает на нашем дворе»: вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатлениями; пробуждать интерес к игре и двигательной активности; вызывать желание подражать интонации голоса взрослого, способствовать активизации речи.

Чтение художественной литературы: Потешки - «Ладушки-ладушки»«Водичка-водичка»«Тук, тук, кулачок»«Вот и люди спят» - учить слушать потешки, проговаривать их при повторном чтении, активизировать и обогащать речь детей. Инсценированные потешки «Петушок, петушок…»: учить изображать действия персонажа потешки (по показу взрослого); активизировать речь. Сказки- «Колобок»«Теремок»«Курочка Ряба»«Репка »- учить слушать сказку используя наглядное изображение, фигурки кукольного театра. Стихотворения из серии А. Барто «Игрушки», потешки «Кисонька-мурысонька»«Сорока-белобока»«Несет меня лиса»«Курочка-рябушечка» - вызвать радость от прослушивания литературных произведений, желание участвовать в их рассказывании.

Музыкальные произведения«Колыбельная»«Баю-бай»«Спи, мой мишка»«серенькая кошечка»«Ты собачка не лай»: способствовать снятию эмоционального напряжения, мотивировать детей на спокойное засыпание

Подвижные игры«По узенькой дорожке»«Пузырь»«Мы топаем ногами»«Подойдите ко мне» «Догони меня»«Веселый колокольчик»«Ай-да», -учить слышать слова воспитателя, выполнять движения ориентироваться в пространстве, формировать умение ходить в заданном направлении согласно тексту, бегать «стайкой», друг за другом, в разных направлениях.

Сенсорные игры«Собери пирамидку»«Разрезные картинки»«Длинный-короткий мостик для бычка»«Давай построим башню»«Покажи, что назову»«Волшебный кубик»«Уложим в кровать больную куклу»«Разноцветные чашечки»«Где, чей домик» - способствовать развитию восприятия у детей.

Игра-инсценировка«Игра с мишкой»,: обогащать эмоции детей; побуждать двигательную активность детей, активизировать речь.: развивать соотносящие, хватательные движения рук; активизировать речь.

Адаптационные игры«Загляни ко мне в окошко»«Мы шли, шли, шли и что-то нашли».

Хороводные игры«Пузырь»«Каравай»«Карусели», «Колпачок».

Рассматривание игрушек в группе-продолжать давать представление об игрушках, приемах игры с ними.

Рассматривание картин«Дети моют руки»«Дети играют в кубики»«Мама моет дочку» - учить рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество.

Дидактические упражнения«Новая кукла»«Поздоровайся, попрощайся с игрушкой»«Кукла Катя обедает»«Покажем кукле Кати, как мы умеем подниматься по ступенькам»«Что мы скажем на прощанье»«Кукла Катя проснулась» -знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения.

Досуговая деятельность: Развлечение «Осень, осень, в гости просим»: создать праздничное настроение, формировать первоначальных представлений о времени года «Осень» посредством стихов, песен, танцев, игр.

Работа с родителями:

Консультации

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

Консультация для родителей

«Как следует готовить ребенка к поступлению в детский сад»

Наглядная информация: «Режим дня»«Учите и читайте вместе с нами»,: нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе с детьми.

Организация фотовыставки «Первый раз в детский сад» Первые дни пребывания в детском саду»: знакомить родителей с первыми успехами детей в период адаптации.

Детско-родительский конкурс: «Дары осени» (поделки из природного материала): привлечь родителей к совместной творческой деятельности дома, способствовать активизации творчества родителей и детей.

Ожидаемые результаты (продукт проекта).

-Благоприятный адаптационный период детей 3 - 4 лет.

-Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

-Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогом.

-Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

-Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

-Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

Используемая литература:

Рабочая программа по организации деятельности во второй младшей группе детей раннего возраста на период 2020 -2021 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...