ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
статья (старшая группа)

Крылова Юлия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevogo_etiketa_u_doshkolnikov_s_onr.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА   У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Дошкольный возраст-самый важный период в нравственном развитии человека. Одним из направлений, в котором можно направить нравственное развитие детей, является обучение речевому этикету.

Речевой этикет - система устойчивых формул общения, выработанных обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке.

К сожалению, в наши дни (особенно среди молодежи) наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседникам и незнакомым людям. Больше не нужно здороваться с соседом, не нужно благодарить за услуги, предоставляемые в общественных местах, и допустимо перебивать собеседника.

В связи с этим, тема речевого этикета сегодня имеет большое значение. Люди, владеющие речевым этикетом, чувствуют себя комфортно, когда с ними разговаривают другие, они привлекают людей, чаще заводят знакомства и поддерживают их теплой беседой. Этикет-это внешняя часть этики, сложившаяся за века и тысячелетия в человеческом обществе и являющаяся неотъемлемой частью, даже основой, духовного мира человека.

Сегодня и дети, и взрослые придерживаются манеры говорить с минимальным количеством стандартизированных фраз и выражений, ограничиваясь наиболее типичными формулами, такими как "спасибо", "пожалуйста", "здравствуйте" и "до свидания".

Дети дошкольного возраста подражают поведению взрослых, поэтому в детской речи, даже при нормальном речевом развитии, речевые формулы очень просты и примитивны.

Коммуникативная компетенция детей с общим недоразвитием речи характеризуется специфическими особенностями, которые проявляются в сфере этикетного общения. Бедный этикетный словарный запас, частые лексические и грамматические ошибки при использовании стандартизированных выражений этикета, трудности в осознании этикетных выражений и т.д.

Дети испытывают определенные трудности в приобретении словарного запаса для обозначения эмоций и выражений. Существует также "парафразис"(языковой парохиализм), когда они говорят, заменяя семантически сложные слова более простыми. Дети имеют ряд особенностей голоса в виде тенденции к недостаточному выражению эмоций, трудностей с воспроизведением дружелюбной, вопросительной или восклицательной интонации, плохого темпа и ритма речи, слабой высоты голоса и общей смазанности дикции.

Бедность и монотонность именных речевых штампов у дошкольников с нарушением речи объясняется как их общими психофизическими особенностями, так и незнанием норм речевого этикета и отсутствием практики их использования детьми. Систематический и целенаправленный подход повышает степень развития речевого этикета

Речевой этикет проявляется в различных формах, в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Например, существую различные правила речевого общения в зависимости от того, является ли тема общения печальным или радостным событием для участников общения, или специфический этикет в отношении места общения.

Приобретение коммуникативной компетенции как правила речевого общения также включает в себя приобретение формул речевых манер. О людях судят по тому, что и как они говорят, как передают другим свои мысли, чувства, впечатления и знания. Речевой этикет- это словесное выражение взаимного уважения, которое позволяет людям отстаивать свою позицию в конфликте, не нанося ущерба самооценке другого человека, влияя на самочувствие людей и предотвращая негативные чувства.

Вот самая простая формула речевого этикета:

думай, кому говоришь,

-как говоришь.

-где говоришь.

-зачем говоришь.

думай, что говоришь, и какие из этого будут последствия.

Развитие у детей навыков речевой манеры происходит путем активного использования разнообразных методов и приемов:

Обучение: воспитатели дают детям образцы речи знакомят их с этими образцами и контролируют точность выполнения правил;

Упражнения: отработка поведения снова и снова, до такой степени, что оно выполняется автоматически, без сознательного регулирования. Однако любое поведение должно практиковаться только после того, как ребенок осознает его необходимость и рациональность;

Воспитывающие ситуации: создайте ситуации, в которых ребенок будет стоять перед выбором в речевом стиле;

Вызывающий: применение разнообразных методов активизирует детей дошкольного возраста к обучению и выбору правильных поведенческих шагов;

Ролевые модели: ролевые модели- это образцы для подражания детям. Это может быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, персонаж из литературы или сказок, который является привлекательным и поэтому желанным примером для подражания;

Разнообразные вербальные методы: они помогают сделать усвоение поведенческих правил более осознанным, но при их использовании следует избегать утомительных нравоучений, рассказывание правдивых историй и сказок создает эмоциональное переживание правил поведения;

Объяснение: необходимо не только показать, но и объяснить, как и почему следует вести себя в определенных ситуациях;

Беседа: она позволяет выяснить, насколько дети знают и понимают правила поведения; лучше всего проводить ее в небольших группах по 5-8 детей, чтобы каждый ребенок мог высказать свое мнение. Знание речевых способностей, взглядов, убеждений и привычек детей может помочь педагогам правильно строить дискуссии.

Изучив литературу по обучению детей риторике, таких авторов ( О. М. Ельцова

«Риторика для дошкольников», Л.А. Баландина «Риторика для малышей») мы разработали цикл игр – занятий по обучению речевому этикету, который включает в себя блок тем:

«Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации».

«Приветствие в конкретной речевой ситуации».

«Потребление различных форм выражения извинения».

«Словесные формы обращения с просьбой».

«Понятие «вежливый человек». Примеры употребления различных форм вежливости в художественной литературе (речевой этикет и художественное слово)».

«Правила поведения во время разговора».

«Правила речевого поведения во время телефонного разговора».

«Как вести себя в гостях и дома, когда пришли гости».

Занятия по обучению детей с ОНР речевому этикету проходят успешно через использование следующих методов и приемов:

с включением отобранных словесно-дидактических игр;

чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение;

использование особых ритуалов (приветствие и прощание), которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;

участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;

свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;

этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;

видео–аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев.

Мы считаем, что проводимый цикл занятия по обучению речевому этикету дают положительные результаты:

у многих детей появилось осознанное отношение к формулам речевого этикета;

большинство дошкольников используют формулы речевого этикета в повседневной жизни и не только со взрослыми, но и между собой ( "Спасибо, что ты дал мне игрушку", "Привет, ребята!", "Извини, я нечаянно" );

уменьшилось количество жалоб друг на друга, дети уже вполне могут самостоятельно разрешить между собой конфликтные ситуации, не прибегая к помощи взрослого;

в ходе беседы или при возникновении различных ситуаций ребята могут вспомнить и привести в пример какого-нибудь литературно героя и его поступки.

Мы отмечаем, что дети нашей группы стали более раскрепощены, они перестали бояться говорить, меньше стало “молчунов“. Они лучше стали строить свои высказывания, сами ответы стали более объёмными, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказываний. Речь становится более грамотной и убедительной.

В результате проводимой нами работы у детей значительно обогащается активный словарь, повышается уровень коммуникативных способностей, дети в достаточной мере могут общаться и взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Литература:

Баландина Л. А. Риторика для малышей (Серия «От детского сада к школе»). – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.-с. 416.

Безгина О.Ю., Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей / О.Ю.Безгина. –М.: Мозаика-Синтез, 2005. 40 с

Бизикова        О.А.,        Развитие        диалогической        речи        дошкольников        в        игре.        –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. –136 с.

Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. – Спб.; «Детство – пресс», 2009.

Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. Ред. В.Н. Ярцева - М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого этикета у дошкольников

Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. Посредством языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, ...

Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у дошкольников

- формировать культуру общения;- способствовать приобретению опыта этикетного поведения-обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми....

Технология формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с ОВЗ

Технология формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с ОВЗШатовкина Н. В., областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи дет...