Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

- формировать культуру общения;

- способствовать приобретению опыта этикетного поведения

-обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у  дошкольников

  Кейс 1. «Знакомство»

   Задачи:

- формировать культуру общения;

- способствовать приобретению опыта этикетного поведения

-обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

  Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

 Вопросы

♦       Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

♦       Что они должны были сделать?

♦       Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

♦       Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

   Кейс 2. «Благодарность», «Прощание»

 Задачи:

  -формировать культуру общения;

- обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

 Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: — Бабушка, уезжаешь? Ну ладно, пока!  Внучка махнула рукой и убежала в свою комнату.

Вопросы

♦       Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

♦       Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

♦       Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

♦       Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

 Кейс 3. «Разговор по телефону»

 Задачи:

 - закреплять знание правил и норм речевого этикета;

  -продолжать формирование культуры общения;

  -воспитывать потребность использования речевых формулы в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону.

  -Маш, привет.

 -Это не Маша. Это ее мама.

 -А мне Маша нужна.

 -Сейчас я ее позову.

- Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

 -Хорошо.

  -Ну ладно, пока.

 Вопросы и задание

♦       Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

♦       Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

♦       О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

♦       Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

  Кейс 4. «Вежливый отказ»

 Задачи:

    -продолжать формирование культуры общения;

     -упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

 -способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

    - обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

 Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

— Витя, а я тебя жду. Сходи, пожалуйста, в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

   Вопросы

♦       Как вы думаете, как поступит Витя?

♦       Какой разговор возможен с мамой?

♦       Что Витя скажет ребятам?

♦       Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты.

 

  Кейс 5. «Просьба»

 Задачи:

- продолжать формирование культуры общения;

-    развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящие к определенной ситуации.

   У Сережи сломался велосипед. Как обидно! А ведь он договорился с ребятами покататься завтра на школьном стадионе. Что делать? «Надо попросить папу», — подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы.

— Пап, привет! Отремонтируешь мне велик, хорошо? — крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

     Вопросы

♦       Как вы думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

♦       Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

♦       Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

♦       Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

 

Кейс 6. «Прощение»

 Задачи:

- развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

- воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

   Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила картину на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:

— Привет, Оль! — громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

—      Там же мой рисунок! — крикнула Оля и бросилась к столу.

—      Этот, что-ли? — спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

—      Что ты наделал?! — дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.

Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы...

   Вопросы

♦       Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

♦       Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?

♦       Как бы вы поступили в данной ситуации?



Предварительный просмотр:

 Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у  дошкольников

  Кейс 1. «Знакомство»

   Задачи:

- формировать культуру общения;

- способствовать приобретению опыта этикетного поведения

-обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

  Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

 Вопросы

♦       Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

♦       Что они должны были сделать?

♦       Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

♦       Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

   Кейс 2. «Благодарность», «Прощание»

 Задачи:

  -формировать культуру общения;

- обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

 Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: — Бабушка, уезжаешь? Ну ладно, пока!  Внучка махнула рукой и убежала в свою комнату.

Вопросы

♦       Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

♦       Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

♦       Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

♦       Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

 Кейс 3. «Разговор по телефону»

 Задачи:

 - закреплять знание правил и норм речевого этикета;

  -продолжать формирование культуры общения;

  -воспитывать потребность использования речевых формулы в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону.

  -Маш, привет.

 -Это не Маша. Это ее мама.

 -А мне Маша нужна.

 -Сейчас я ее позову.

- Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

 -Хорошо.

  -Ну ладно, пока.

 Вопросы и задание

♦       Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

♦       Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

♦       О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

♦       Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

  Кейс 4. «Вежливый отказ»

 Задачи:

    -продолжать формирование культуры общения;

     -упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

 -способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

    - обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

 Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

— Витя, а я тебя жду. Сходи, пожалуйста, в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

   Вопросы

♦       Как вы думаете, как поступит Витя?

♦       Какой разговор возможен с мамой?

♦       Что Витя скажет ребятам?

♦       Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты.

 

  Кейс 5. «Просьба»

 Задачи:

- продолжать формирование культуры общения;

-    развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящие к определенной ситуации.

   У Сережи сломался велосипед. Как обидно! А ведь он договорился с ребятами покататься завтра на школьном стадионе. Что делать? «Надо попросить папу», — подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы.

— Пап, привет! Отремонтируешь мне велик, хорошо? — крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

     Вопросы

♦       Как вы думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

♦       Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

♦       Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

♦       Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

 

Кейс 6. «Прощение»

 Задачи:

- развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

- воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

   Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила картину на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:

— Привет, Оль! — громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

—      Там же мой рисунок! — крикнула Оля и бросилась к столу.

—      Этот, что-ли? — спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

—      Что ты наделал?! — дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.

Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы...

   Вопросы

♦       Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

♦       Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?

♦       Как бы вы поступили в данной ситуации?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейсы речевого этикета - что это такое?

Учебно-методический материал для семинара по современным технологиям в освоении речевого этикета....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»

Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на ...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей   подготовительной группы»...

Пакет кейсов для воспитателей

Case study – специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач....

Образовательный проект «В мире вежливых слов» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года.

Образовательный проект «В мире вежливых слов» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года.Актуальность исследования объясняется тем, что на современном этапе общ...