ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Вахитова Алена Геннадиевна

Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx80.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

на тему:

«Формирование навыков речевого этикета у детей

 подготовительной группы»

                                                         

       Этикет - это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах. В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.

          Речевой этикет - это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И.Формановская).

          Актуальность

         Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.

     В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

Соблюдение речевого этикета помогает ребёнку  строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека.   Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку.    Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др.

      Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

          Тип проекта: нормативный, краткосрочный.

          Срок реализации: с 1 марта 2016г. по 11 марта 2016г.

          Участники: дети, родители, воспитатели подготовительной группы, педагог-психолог, учитель-логопед.

Проблема: бедный словарь формул речевого этикета

          Цель: Формирование  навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности).

         Задачи:

          Образовательные:

.  Учить  детей употреблять различные формулы  этикетных выражений.

· Знакомить детей с правилами культурного поведения.

· Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

Развивающие:

·Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

           Воспитательные:

· Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

           Предполагаемые результаты:

          В итоге проведённой работы дети должны научиться:

- Пользоваться   расширенными формулами речевого этикета;

-Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу,  в нужной тональности.

 -Взаимодействовать  друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;

 - Уважительному отношению к близким и окружающим людям.

Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей.

         Формы совместной деятельности воспитателя и детей

  • Непосредственно-образовательная  деятельность
  • Беседы  
  • ИЗО-деятельность
  • Творческо-речевые игры и упражнения
  • Игры:

- дидактические;

- коммуникативные;

     - игры – драматизации

- словесные;

  • Музыкальная деятельность.

Методы и приемы:

  • диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;    
  • чтение художественной литературы;
  • игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
  • этюды
  • проблемные ситуации;
  • коллективно-творческие дела;
  • наблюдения;
  • рассматривание картин, иллюстраций.

План реализации

Подготовительный этап:

  • Подбор методического материала
  • Подбор дидактического материала.
  • Разработка перспективного плана мероприятий
  • Подбор  литературы и предварительное чтение

Работа с родителями:

  • Изготовление листовки «А вежливы ли вы»
  • Дерево добрых слов (Расширение форм речевого этикета)
  • Папка – передвижка «Правила речевого этикета»
  • Фото – выставка «Я уже большой – помогаю маме»

Чтение художественной литературы:

         С. Михалков «Ежели вы вежливы»,

          В. Осеева «Волшебное слово»,

          Сухомлинский « Для чего говорят спасибо»,

          С. Мирошниченко «Злая волшебница», « Не извиняйка»,

          В. Осеева «Просто старушка», «Плохо»,  «Что легче? », «Почему? »,

     Н. Кульская «Невежливая вежливость»,

          Чтение «Сказка о матери и сыне»,

           Г.Остер «Будем знакомы»,

           В.Степанов «Уроки вежливости»,

           С.Маршак «Урок вежливости»,

           В.Голяховский «Что за слово»,

           В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

           Благинина «Добрые слова»,

           Шалаева  «Правила поведения для воспитанных детей».    

Познавательное развитие

Дидактические игры:                                                                                                                                            

«У  нас в гостях кукла Таня». Цель: воспитывать доброжелательность к родным и близким, вырабатывать способность культурного общения со сверстниками «Пожалуйста». Цель: Формировать у детей навык использовать в речи слова благодарности. «Назови лишнее слово». Цель: учить различать слова речевых формул этикета. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Вежливые часики», «Комплименты». Цель: Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Ознакомление с социальным миром

Беседа «Что такое речевой этикет». Цель: Познакомить детей с понятием этикет.                                                                                                                           Беседа «Слова обращения в разных странах». Цель: Знакомить детей со словами приветствия в разных странах.

Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для малышей»,  «Будь вежливым».

Игра «Профессии, где нужен телефон». 

ФЭМП

«Я набираю ваш номер». Цель: Учить детей набирать номер телефона.

«Пропала цифра». Цель: Закреплять знания числового ряда.

«Я набираю ваш номер». Цель: Учить детей набирать номер телефона.

«Пропала цифра». Цель: Закреплять знания числового ряда.

Речевое развитие

Составление рассказа по теме: «Так ведут себя вежливые дети».

Составление рассказа из личного опыта:  «Я уже большой помогаю маме»

Разбор ситуаций по картинкам.

Социально – коммуникативное  развитие

Заучивание пословиц и поговорок о вежливости. Цель: учить детей объяснять смысл пословиц.

Социализация

Беседа-диалог «Приветствие и ответ на него». Цель: Формировать устойчивый навык употребления этикетных формул

«Благодарность и ответ на неё». Цель: учить выражать благодарность и отвечать на неё.

«Извинение и ответ на него». Цель: учить извиняться и отвечать на извинения. «Прощание, пожелание при прощании», «Телефон и мы». Цель: Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону.

Рассматривание картин.

Художественное-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность: изготовление подарков ко Дню 8 Марта «Ваза из папье-маше».

Рисование: «Кому можно говорить «вы», кому «ты».

Аппликация: «Дерево добрых слов».

Музыка: песни «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной».

Нравственное воспитание

Инсценировка сказки «Колобок». Цель: Учить детей использовать формулы обращения с незнакомыми людьми.

Игра драматизация «Добрый день». Цель: учить детей значению вежливых слов, правильно употреблять слова в речи

Игра драматизация по стихотворению З. Мошковской «Вежливое слово». Цель: учить детей тому, что  без вежливых слов трудно обходиться в любом обществе.

Игра - инсценировка «Телефонный разговор». Цель: закреплять правила телефонного этикета.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Выполнение этюдов из книги «Азбука общения».

Развитие общения                                                                                                                                   

Беседа «Что значит быть вежливым». Цель: объяснить детям, что значит истинно вежливый человек, почему он знает не только вежливые слова, но и старается сделать людям приятное. «Давай познакомимся». Цель: Учить детей правилам знакомства, Расширять коммуникативные способности детей.

Моделирование и обсуждение ситуаций по формулам речевого этикета

Игра – инсценировка «Секрет волшебных слов». Цель: закреплять в речи слова приветствия и благодарности. 

Творческая игра

«Страна вежливости». Цель: учить употреблять вежливые слова приветствия в зависимости от адресата и ситуации, обучать общей культуре поведения доброму, уважительному отношению друг к другу. «Кто знает больше вежливых слов». Цель: Активизировать в речи волшебные слова.

Физическое развитие

Подвижные  игры: «Если дружно нам живётся», «Мяч лови слова прощанья говори», «Догони – вежливое слово говори», «Море волнуется», «Пожалуйста», «Кто быстрее».

Здоровье:  формирование навыков психологического здоровья.

Список литературы:

Шипицина  «Азбука общения»

О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников»

Соколова О.М.   «Этическое воспитание дошкольников»

Алексеева Д.Ф.  «Этическое  воспитание дошкольников»

Курочкина Н.И.  «Этикет для дошкольников»

Картаушина  «Коммуникативные игры для дошкольников»

Заключение

Притча.

Жил был мастер. У него был ученик. Мастера нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость. Однажды  вечером юный ученик отвозил Мастера домой и                       нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он сказал:
      - Хочу быть самим собой, и пусть все знают, что я чувствую.              

Вежливость - это ерунда, сотрясение воздуха.
      - Это верно, - любезно согласился Мастер, - но именно воздухом           наполнены наши автомобильные шины, и видишь, как он помогает смягчать удары. (Энтони де Мело)
          Формирование культуры речевого общения, важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.

НОД  для детей подготовительной группы «Речевой этикет детей».

Цель: создать атмосферу сердечности, доброты.                                                                   Содержание организованной деятельности (на стене висит экран, все подошли к нему)                                                                              - Дети, что за слово здесь написано? (этикет)                                                                   

- Что такое этикет?                                                                                                     

- Этикет – это вежливость и любовь к людям. Вежливость не допускает ссоры между людьми, примиряет людей. Любовь к людям,  помогает нам по-доброму относится ко всем.                                                                                             

- А бывает ещё речевой этикет – это значит нужно говорить только вежливые слова. Вот сегодня мы с вами про это и поговорим (дети садятся на стулья). (Воспитатель читает)                                                                                               

- Как много разных слов на свет. Всему название дано.                                                                                                    И зверю и предмету. Вещей кругом полным – полно,                                                                                                   А безымянных нету. 

И всё, что только видит глаз                                                                                                       Над нами и под нами,                                                                                                       

И всё, что в памяти у нас,                                                                                     

Означено словами. (А. Шибаев)

- Всё, что мы видим вокруг, все предметы, явления – всё обозначено каким-то словом.

- Назовите словами то, что вы видите.

(дети называют по одному слову: игрушки, небо и т. д.)

- Молодцы! С помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чём – либо кому-нибудь, выражает свои чувства и настроение.

- Что такое настроение?

- (Настроение – это внутреннее, душевное состояние человека).

- Давайте посмотрим на экран. На нём мы увидим картинки с изображением того или иного настроения.

(Смех) – Какое настроение у ребёнка? (весёлое, он смеётся)

- Как ты думаешь, что его рассмешило?

(Грусть) – Ребёнок какой? (грустный)

- Как ты думаешь, почему грустит этот малыш?

(Радость) – Как ты думаешь, какой ребёнок на этой картинке? (радостный)

- Чему, по-твоему, может он радоваться?

(Страх) – Каким здесь ребёнок изображён? (испуганным)

- Как ты думаешь, что или кого он испугался?

- Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери нужные слова».

(дети становятся в круг, у воспитателя мяч, он по очереди бросает мяч детям, задаёт вопросы, а те должны правильно вежливо ответить)

Игра «ПОДБЕРИ  НУЖНЫЕ СЛОВА»

- Каким, словом можно поблагодарить человека? (спасибо, благодарю вас)

- Похвалить? (молодец, умница, хороший ты мой, золотце, умненький, ты заслуживаешь уважение)

- Успокоить? (не волнуйся, всё будет хорошо, не расстраивайся, ты справишься с этим заданием)

- Каким словом можно поприветствовать человека? (здравствуй, привет, доброе утро, как я рад тебя видеть, как я по тебе соскучилась, я бесконечно счастлив видеть тебя; как хорошо, что мы встретились)

- Молодцы, какие вежливые слова вы знаете.

- Давайте подойдём к экрану, на нём показана мнемотаблица, тема «Приветствие», как нужно правильно здороваться.

(дети объясняют каждое изображение на таблице)

- Вы, молодцы, знаете, как правильно нужно здороваться, научите других.

Упражнение «ПОЗДОРОВАЙСЯ  ДРУЖОК»

- Поздоровайся дружок – пожелай здоровья.

- Лечат очень хорошо – доброта с любовью.

(дети здороваются за руки друг с другом)

- Руку другу и врагу протяни с прощеньем.

(протягивают руки вперёд)

- Нам здоровье сберегут радость и терпенье.

- Улыбнись – и доброту делать не устанешь,

(улыбаются друг – другу)

- И полюбишь красоту, и Умняшкой станешь!

(гладят друг – друга по голове)

(дети сели на стульчики)

- А какими словами можно обидеть человека? Это очень неприятный вопрос. Давайте мы не будем на него отвечать, иначе нам придётся говорить неприятные, грубые, обидные слова. Самое главное – все вы знаете – грубые, обидные слова приводят к ссоре детей и взрослых, и всех людей.

- Нам Алиса расскажет стихотворение «Поссорились».

- Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга,

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

Только куклу подержала,

Только с куклой убежала

И сказала: «Не отдам».

- Случалась ли у вас такая ссора?

- Как вы поступаете в таком случае?

- Как вы думаете, чем закончилась эта история?

- Хотите узнать, что было дальше?

- Дам ей куклу, извинюсь,

Дам ей мячик покидать

И скажу: «Давай играть».

- Как вы думаете, после слов: «Давай играть» изменилось настроение у подружек?

- Послушайте рассказ «Два друга» (Н. Дурова)

Инсценировка рассказа  «ДВА ДРУГА»

- Коля дал Саше поиграть в свою машину. Когда Коля уходил домой, то подошёл к Саше и попросил вернуть машину:

- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, машину?

- Саша ответил грубо:

- На, возьми, пожалуйста, свою машину.

- Коля отвернулся и грустный пошёл домой.

- Как вы думаете, почему Коле стало грустно?

- Можно назвать Колю жадным мальчиком?

- Какую ошибку допустил Саша и как её исправить?

- Подходит ли Саше пословица: «Те же слова, да не так молвить? »

- Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом.

Игра «ЦВЕТОК  ВЕЖЛИВОСТИ  И  ЛЮБВИ»

- У меня в руках цветок - это «Цветок  вежливости и любви».

- Он какой? Какого цвета?

- Но почему – то он не сияет, не радуется.

- А хотите, чтобы он стал ещё краше, засиял разными красками?

- Он может засиять от комплиментов, которые вы ему скажите. А что это за слово – комплимент?

(Комплимент – это добрые, приятные слова, подчёркивающие лучшие качества человека)

(дети стоят по кругу, воспитатель передаёт цветок рядом стоящему ребёнку и говорит какой – то комплимент, ребёнок передаёт цветок следующему со своим комплиментом. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на добрые слова. Произносить к. нужно с улыбкой и глядя в глаза. После последнего ребёнка взять цветок в руки и включить.)

- Ребята, посмотрите, как от ваших добрых, ласковых слов засиял цветок. Какими красками?

- Мы цветок «Вежливости и любви» поставим на самое видное место в группе, и пусть он слышит от нас и от вас только хорошие, добрые и приятные слова.

Физкультминутка  «СОЛНЫШКО  В  ГРУППЕ»

- Ой, ребята, посмотрите, к нам с неба спустилось солнышко. Давайте попробуем коснуться его руками. Посмотрите вверх, поднимитесь на носочки, вытяните руки, потянитесь к солнышку – высоко – высоко. Почувствуйте его в своих ладонях, как им стало тепло от него. Но надо вернуть солнышко обратно на небо, попробуйте самыми кончиками пальцев подбросить его, ещё раз подбросим. Всё полетело, помашем ему.

- Как вы думаете, почему к нам в группу спустилось солнышко? (услышало комплименты)

- Ребятки, занятие у нас подошло к концу. Очень много хороших слов было сказано, гостям приятно было слушать.

- В народе говорят: «Худое слово - …. калечит, а доброе слово - … лечит».

- Хочется вот что сказать. В начале марта наша страна отмечает праздник  Международный женский день 8 Марта. Есть слова, которые мы называем святыми. Одно из таких слов – тёплое и ласковое слово (мама).

- Это слово несёт в себе тепло маминых рук, тепло маминого слова и маминой души. Давайте нашим мамам скажем добрые, приятные слова.

- Обойди весь мир вокруг, только знай заранее:

Не найдёшь теплее рук и нежнее маминых.

Не найдёшь на свете глаз ласковей и строже,

Мама каждому из нас всех людей дороже.

- Мама! Какое хорошее слово!

Мама всё время быть рядом готова,

В минуту несчастья всегда она рядом,

Поддержит улыбкой, и словом, и взглядом.

- Мама – это первое слово!

- Мама - это главное слово!

- Мама – это солнце и небо!

- Мама – это вкус душистого хлеба!

- Мама – это шелест листочка!

- Мама - это сын или дочка!

- Мама – моя родная!

- Мама - любимая и дорогая!

- Дорогие ребята, цените свою маму, дарите ей минуты радости. Будьте заботливы и добры.                                                                                                  

 - А сейчас преподнесите своей маме подарок, который вы сделали сами. Обнимите её и скажите ей добрые, ласковые слова (звучит музыка о маме, на экране фотографии мамы или мамы с ребёнком).

- Молодцы ребята, подойдите ко мне, вы заслужили угощение.

Конспект НОД по теме: «Осваиваем речевой этикет».

Задачи:

Образовательные:

Дать детям понятия о формулах речевого этикета

Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета

Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях

Развивающие:

Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации

Воспитательные:

Воспитывать культуру вежливого и доброжелательного общения.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход НОД

Слайд 1

Воспитатель: - Ребята, знаете ли вы, что только люди умеют говорить? Для чего же людям понадобилась речь? (ответы детей). Конечно, речь нужна нам для общения друг с другом. А вот послушайте, что может случиться, если человек вдруг остаётся один, без друзей.

Слайд 2

Я хочу вам рассказать об одном мальчике, который ведёт удивительные разговоры. Послушайте и поразмышляйте, о чём он говорит? Почему?

Слайд 3

Разговоры (Агния Барто)

Хорошо говорить по субботам

В зоопарке – с самим бегемотом.

А ещё хорошо вечерами

Заводить разговор – с комарами.

Заскучаю порою немножко

И болтаю со спящею кошкой…

Нарешаюсь задач – и нередко

Разговор завожу…. с табуреткой,

Или, скажем, со шкафом в прихожей –

Не всегда, но беседую тоже…

Что случилось с эти мальчиком, почему он разговаривает с бегемотом в зоопарке или с комарами, и даже с табуреткой?

- Да, вы правы, наверное, у мальчика нет друзей, ему скучно, тоскливо одному. Поэтому он пытается разговаривать с такими неожиданными собеседниками. Но ответа от них не получает. Грустно!

- Ребята, а как вы думаете для чего нам общение? (ответы детей)

А чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, послушайте ещё одно стихотворение, написала его Агния Барто.

Слайды 4, 5, 6

Я люблю ходить вдвоём

Я люблю ходить вдвоём

В поле, в лес, на водоём,

Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем – нибудь.

Я люблю кричать: «Гляди!

Посмотри! Постой-ка!

Слайд 7, 8

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько »

Слайд 9

И с обрыва, с высоты

Я зову: «Ау! Где ты?

Погляди с обрыва,

Как вокруг красиво! »

Воспитатель: - Подумайте, почему стихотворение называется «Я люблю ходить вдвоём»?

- Да, когда не с кем поговорить о том, что увидел, не с кем «поделиться красотой», не с кем разделить своё чувство восхищения, человеку плохо, одиноко. Человеку нужно общение.

- А всегда ли вам удаётся поделиться своими чувствами (радостью, огорчением, грустью) с кем – нибудь (мамой, папой, бабушкой, другом? А были ли случаи, когда вас не стали слушать? Хорошо ли вам было? (ответы детей)

- Итак, речь нам нужна для того, чтобы делиться своими мыслями и чувствами с другими людьми. Это и значит общаться друг с другом. Без общения человеку трудно жить на свете, а может быть, даже и невозможно.

А сейчас, я предлагаю немного попутешествовать. Согласны? А отправимся мы с вами в страну Вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых слов.

- Представьте себе, что вы идете с кем-то из взрослых (мамой, папой, бабушкой) на прогулку и встречаете знакомого человека, что вы сделаете, поравнявшись с ним? (ответы детей).

Слайд 10

-Правильно, нужно поздороваться.

- А как лучше поздороваться? (ответы детей)

- Ребята, лучше всего остановиться на минутку или замедлить шаги, улыбнуться приветливо, посмотреть человеку в глаза и негромко, но четко и ясно сказать: «ЗДРАВСТВУЙТЕ! ». Что означает слово «здравствуйте»? (ответы детей)

- Верно. «Здравствуйте» - хорошее, доброе слово и, говоря, его мы желаем человеку здоровья. Куда бы вы ни пришли - в гости, к друзьям, в детский сад, в больницу или просто встретили знакомого человека, везде первым делом нужно сказать вежливое слово: «ЗДРАВСТВУЙТЕ! ».

Слайд 11

Раньше на Руси был прекрасный обычай здороваться со всеми кто шел навстречу со знакомыми и незнакомыми людьми. Ведь это очень приятно быть вежливым и желать человеку доброго здоровья!

При встрече друг с другом они не только здоровались, но и кланялись друг другу.

Слайд 12

В наше время поклоны не приняты, но лёгкое рукопожатие рук, тоже является правилом хорошего тона.

Итак, давайте не будем никогда забывать о том, что прежде чем начинать разговор с человеком, обязательно нужно его поприветствовать.

А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Хотите проверить?

Слайд 13

Игра «Комплименты»

Вставайте в круг. Ребята, а вы знаете, что такое комплименты? (ответы детей). Комплименты – это слова, которые говорят человеку, когда хотят подчеркнуть его лучшие качества. Внимательно посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем друг другу что – нибудь приятное, т. е. сделаем комплимент. Начну я. «Анечка, у тебя такая красивая улыбка! »

Вот видите, как мы комплиментами подняли друг другу настроение. Как вы думаете, нужны ли нам комплименты? Конечно, да! Человеку всегда приятно услышать о себе

что – нибудь хорошее. Недаром, в народе говорят, «доброе слово и кошке приятно».

Ребята, а как нужно себя вести во время разговора? Попробуем сформулировать некоторые правила ведения разговора, начну я, а вы помогайте мне.

Нельзя перебивать говорящего.

Слайд 14

Нельзя кричать и повышать голос, перед тобой не глухие.

Во время разговора слова нужно произносить чётко.

Слайд 15

Нельзя говорить во время еды.

Не размахивай руками во время разговора.

Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините»

Слайд 16 (пустой, итог)

- Ребята, а вы согласны с тем, что речь – это источник информации? (ответы детей).

Конечно, ведь когда мы разговариваем друг с другом, мы узнаём что – то новое, интересное, полезное. А закончить наше занятие, мне хотелось бы словами «Хотите быть услышанными, научитесь слушать сами».

Выступление на тему: «Роль этикета в воспитании детей».

Этот мир многогранен и тесен,

Человеку непросто в нем жить

Так, чтоб обществу был он полезен,

Мог дружить и, конечно, любить.

И какой бы он не был натуры,

В шутке, в юморе меру чтоб знал,

Категории «долг», «честь», «культура»

Без условий всегда понимал.

А поможет ему разобраться

И поверить в себя самого

Наша ЭТИКА, - вдумайтесь, люди,

Мы ж теперь изучаем ее!

          Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Сегодня мы пытаемся хотя бы частично возродить, вернуть в нашу жизнь, утраченную некогда нравственность, духовную культуру. Правда, знать истину – ещё не значит следовать ей. И наоборот, нередко человек вежлив, предупредителен, отнюдь не от знания каких – либо правил, а это из семьи, это воспитывается и передаётся генетически из поколения  в поколение.

            Но воспитание, возрождение духовной и нравственной культуры - дело сложное, не однодневное, и, пытаясь хоть что- либо изменить в этой сфере, давайте не будем игнорировать пути более простого и короткого  - почаще вспоминайте о культуре внешней, то есть об элементарных правилах поведения, которые некогда назывались этикетом.

             Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является - народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения… Всё чем жив человек. 

             Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в  другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождают человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались. 
А всё ли мы сделали для того, чтобы вырастить нравственно здоровых детей? 
           "Кто в вопросах воспитания несёт большую ответственность: семья или общественное учреждение?" Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга - всё это имеет своё определённое значение. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней. В хорошей семье дети редко слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово. В ребёнке воспитывается стремление быть хорошим. Если в семье господствует обстановка бессердечия, то ребёнок становится равнодушным к добру и красоте. Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём                 лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. 
           Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как  вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе  порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от                      своего поведения и эстетическое наслаждение. 
             Ещё  В.А.Сухомлинский  говорил, что " речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно, растущий человек с самого раннего возраста учить мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Поэтому от воспитателя постоянно требуется внимание к манере общения детей друг с другом и с взрослыми. Предлагая им различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая их поступкам доброжелательную оценку, он формирует в каждом ребёнке внутреннюю потребность строить общение с помощью вежливых слов. 
Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель - замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому важной задачей является установление взаимосвязи между уровнем представления о речевом этикете у детей и родителей. 
            Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл Сухомлинский В.А., отводя важную роль в воспитании детей   семье. Он говорил: "Ребёнок - это зеркало нравственной жизни родителей". Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют и принципы современного этикета: 

- разумность и необходимость соблюдения правил этикета; 
- проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности; 
- отработка прочных манер; 
- обращать внимание на свой внешний вид; 
- умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение; 
- соблюдение национальных обычаев и традиций.   

             Профессиональной же обязанностью воспитателя является обучение ребёнка правилам поведения за столом. Ведь умение вести себя за столом это одна их характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Овладение ими следует начать как можно раньше.
С раннего возраста желательно придерживаться следующих  основных правил столового этикета: 

1)на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка; 
2)за столом сидим с чистыми лицом и руками; 
3)застолье проходит без окриков и резких замечаний; 
4)правильно пользоваться столовыми приборами салфетками; 
5)обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.

            Ребёнку постепенно внушают разумность этих правил, а с 5-6лет приступают к их осознанному обучению. Постепенно в игровой форме и с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И только родительское терпение, и любовь помогают детям дома справиться с неудачами и закрепить правила столового этикета, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком. 
           Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно - нравственно - красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости. Доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как              разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное. 
           Воспитатели свою работу должны начинать с изучения, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, с взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у него запас слов; может ли выразить мысль ясно для окружающих; как при этом ведёт себя, непринуждённо или скованно? Какова манера говорить - торопливо или медленно, с хорошей дикцией или невнятно, громко или тихо? Каков тон, выразительность речи? Не слишком ли много жестикуляции и т.д. Все эти программные требования и выяснил воспитатель в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе различной деятельности и, конечно, на занятиях. 
           Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины. Ведь тишина - благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса, а также воспитание культуры речи. И это очень важно. Ведь трудно научить детей, постоянно находящихся в шумной обстановке, разговаривать спокойно. Вежливо, управлять интонациями и силой голоса. Многое было преобразовано и обогащено воспитателями в предметно-развивающем пространстве в соответствии с названием групп. 
           Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей поведенческой культуры и речевой культуры, наиболее результативна там, где находит продолжение в семье. 
           Дети не только приобретают знание норм речевого этикета с взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причём не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети относятся друг к другу намного внимательнее и                       доброжелательнее, уменьшается число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогащается их лексический запас, он пополняется словами и выражениями из словаря речевого этикета. 
            Именно общая духовная жизнь, основанная на благородных идеалах, способна обогатить каждого члена семьи, и маленького и большого.

 Способы, как расположить к себе людей:

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

2. Улыбайтесь.

3. Будьте хорошим слушателем.

4. Давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне.

            О взрослых людях, особенно о педагогах говорят: « Что посеешь  - то и  пожнёшь». Но, чтобы увидеть в детях что-то хорошее, нужно самим быть такими: вежливыми и культурными.

 

Этикет в работе педагогов.

Нужны ли знания этикета в работе педагогов. Из чего следует исходить для доказательства необходимости таких знаний?

1. Хорошие коллективы формируются в доброжелательной и одновременно деловой атмосфере, основанной на принципах взаимопомощи, сотрудничества, доброжелательности.

2. Современный педагог обязан владеть знаниями поведенческого характера, выстраивать правильную линию взаимодействия с членами коллектива, определять  своё место в нём, формировать деловые отношения со всеми сотрудниками, родителями. Значит, для успешной деятельности необходимо владеть  деловым этикетом.

3. Педагог должен обладать лидерскими качествами, т. е. уметь воздействовать на людей в системе неформальных отношений. Нужно иметь авторитет не только у сотрудников, но и   у детей и их родителей, чему также способствуют знания этикета.

4. Известно, что педагог является руководителем – руководителем воспитанников, их родителей, а иногда группы коллег - педагогов, которые занимаются углублённо изучением  какой- либо проблемы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Учитывая всё вышеуказанное,  все обязаны изучать, пополнять свою копилку знаниями делового этикета и на практике следовать его правилам  и учить правилам этикета детей.

 

Культура внешнего вида.

        Каждый педагог создаёт свой имидж – это внешний вид, отличный от других, поведенческие и речевые манеры.

Компоненты имиджа:

          Внешний облик – одежда, прическа, косметика, духи, сумка, кошелёк, зонтик, часы, очки, украшения.

          Соблюдение гигиенических требований – вербальные средства общения, соответствие имиджа занятию, делу.

          Совершенствованию имиджа способствует умение располагать к себе людей,  умение по жестам и позам собеседника определять его состояние и настроение.

           Большую роль в деловом процессе играет организация рабочего места, эстетика оформления групповых помещений. Не менее важную роль играет  этикет в установлении деловых отношений между педагогами, педагогом  и заведующим. Это учет прав и обязанностей каждой из сторон, и возможные пути разрешения конфликтных ситуаций, и способы построения в коллективе деловых  доброжелательных отношений.

         

 Какой педагог – такие и будут дети.

Ситуации:

1.  Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).

2.  В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).

3.  Как нужно принимать подарки? (Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).

4.  В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны – то «простите».

5.  Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью.

Подведение итогов

Помните, что дети воспринимают не то, чему вы их "учите", а то, что вы делаете. Говорить можно что угодно, но если ребенок видит, что правила этичного и бесконфликтного поведения преподают ему драконовскими методами, то успеха воспитатель не добьется. Скорее всего, человек, воспитанный подобным образом, будет точно такими же методами воспитывать этичность и своих детей. Правила этичного поведения лучше всего преподаются личным примером, поэтому если вы хотите лучшего будущего для своего ребенка, то начните с самого себя.

ТЕСТ 1. Определение уровня Вашей общительности

Коммуникабельность - необходимое качество в профессиональной этике педагога. Проверьте, насколько развито оно у Вас и что Вам  необходимо  для совершенствования собственной техники общения.  На вопросы отвечайте "да", "иногда", "нет".

1. Если  Вам предстоит обычная или деловая встреча, выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с докладом, сообщением в незнакомой до этого аудитории?
4. Если Вам предложат поехать по делам в город, в котором Вы никогда не бывали и не имеете никаких знакомых, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы этого не сделать?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с малознакомыми людьми?
6. Раздражает ли Вас просьба незнакомца на улице показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?
7. Считаете ли Вы, что людям разных поколений бывает трудно понять проблемы друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад?
9. Если Вам в ресторане или кафе подадут явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли, рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?
11. Избегаете ли Вы вставать в длинную очередь, где бы она ни была (в магазине, буфете, кинотеатре)?
12. Избегаете ли Вы участвовать в комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?
13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов?
14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме или служебном деле?
16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению?

Оценка: за ответ "да" - 2 балла,  "иногда" - 1 балл,  "нет" - 0 баллов. 

Подведение итогов.

Суммируйте полученные баллы: 30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно  страдаете. Близким людям с Вами нелегко. Ha Вас трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя;

25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Новая работа, обстановка, новые контакты с людьми тяготят вас. Необходим тренинг;
19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Эти недостатки исправимы;

14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение;

9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами;

4-8 баллов. Вы, должно быть, - "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом...
3 балла и ниже. Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.

ТЕСТ 2. Этикет и культура Вашего общения

Знание этикета и основных требований культуры общения необходимы педагогу,  как для себя, так и для обучения своих воспитанников. Подберите ответы, которые более всего соответствуют манере Вашего поведения, и запишите их индексы (например, 1а, 2в, 3б и т. д.). 

1. Если Вас приглашает в гости человек, которому Вы не симпатизируете, примете ли Вы его приглашение?
а) да; б) только в исключительном случае; в) нет.
2. Представьте, что в гостях Вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим врагом. Как Вы себя поведете?
а) не будете обращать на него внимания;
б) будете отвечать только на его вопросы;
в) попытаетесь завязать с ним непринужденный разговор.
3. Вы только что собрались позвонить в одну квартиру. Внезапно слышите, что за дверью возник семейный спор. Что Вы делаете?
а) все-таки звоните; б) подождете, пока спор прекратится; в) уйдете.
4. Что Вы сделаете, если Вам в гостях предложат нелюбимое блюда?
а) несмотря на отвращение, съедите его;
б) скажете хозяевам, что не можете этого сделать;
в) пожалуетесь на отсутствие аппетита.
5. Какой бутерброд со стола Вы обычно выбираете?
а) самый лучший; б) самый маленький; в) ближайший к Вам.
6. Что Вы предпримете, если в компании внезапно наступит перерыв в разговоре?
а) подождете, пока кто-нибудь начнет разговор;
б) сами найдете какую-нибудь тему.
7. Представьте, что Вы попали в неприятную ситуацию. Расскажете ли Вы об этом своим знакомым?
а) обязательно; б) только друзьям; в) ни одному человеку.
8. Добавляете ли Вы что-либо от себя, пересказывая чужую историю?
а) да; б) с незначительными "улучшениями"; в) нет.
9. Носите ли Вы с собой фотографию любимого человека и показываете ли ее окружающим?
а) да; б) нет; в) никогда.
10. Что Вы делаете, если не поняли рассказанной шутки?
а) смеетесь вместе с остальными; 
б) остаетесь серьезным;
в) просите, чтобы кто-нибудь объяснил смысл этой шутки.
11. Что Вы предпринимаете, если, находясь в компании, почувствовали резкую головную боль?
а) тихо терпите; б) просите таблетку от головной боли; в) идете домой.
12. Что Вы делаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевидению должны начать интересующую вас программу?
а) просите, чтобы хозяин включил телевизор;
б) начинаете смотреть телевизор в соседней комнате, чтобы не помешать остальным гостям;
в) отказываетесь от интересующей вас передачи.
13. Вы находитесь в гостях. Когда Вы чувствуете себя лучше?
а) когда развлекаете гостей; б) когда Вас развлекают другие.
14. Решаете ли Вы заранее, как долго будете оставаться в гостях?
а) нет; б) иногда; в) да.
15. Корреспондент газеты берет у Вас интервью.
а) Вам льстит, что интервью с Вами напечатают в газете;
б) Вы хотели бы, чтобы это было уже в прошлом;
в) Вам это совершенно безразлично.
16. Можете Вы объективно оценивать людей, которых не можете терпеть?
а) безусловно; 
б) только в виде исключения;
в) не задумывались над таким вопросом.
17. Соглашаетесь ли Вы с мнением других людей, даже если оно справедливо, но для вас неблагоприятно?
а) не всегда; 
б) если оно подтверждает Ваше мнение; 
в) а, собственно говоря, зачем я должен это делать?
18. Когда Вы обычно прекращаете спорить?
а) чем скорее, тем лучше; б) когда спор не имеет никакого смысла;.
в) после того как Вы сумеете убедить своего оппонента.
19. Если Вы знаете стихи, то будете ли читать их в обществе?
а) с удовольствием; б) если об этом попросят; в) ни в коем случае.
20. Представьте, что Вы живете во времена графа Монте Кристо, сидите в подземной тюрьме и внезапно узнаете, что в соседней камере заключен Ваш самый злейший враг. Когда Вы начнете с ним перестукиваться?
а) как можно скорее;
б) когда не сможете больше терпеть одиночества; в) никогда.
21. Встречаете ли Вы Новый год на главной площади города?
а) да; б) нет; в) под Новый год я всегда сплю.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 1

Таблица 1

 

А

Б

В

 

а

б

В

1

20

5

10

11

5

10

0

2

0

5

25

12

0

5

10

3

5

10

0

13

20

5

0

4

10

0

5

14

0

5

15

5

0

5

10

15

10

0

5

6

5

15

0

16

15

5

0

7

30

5

0

17

25

5

0

8

15

5

0

18

0

5

10

9

0

5

10

19

0

5

10

10

0

5

10

20

20

5

0

 

 

 

 

21

5

0

10

 

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
280-300 баллов. Возникает подозрение, что Вы не всегда искренне отвечали. Проверьте себя еще раз;

200-280 баллов. Вы должно быть довольны собой. В основном это относится к Вашим коммуникативным способностям. Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе являетесь желанным участником. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности приводят к тому, что Вы часто становитесь душой общества;

100-200 баллов. Ваше отношение к общению нелегко определить. С одной стороны, Вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают Вас приятным членом общества. С другой стороны, прочие качества Вашего характера как бы тормозят первые. В целом в компании Вы можете чувствовать себя вполне удовлетворительно. Однако Вам нелегко удается приспосабливаться к любому окружению. Это зависит также и от                  Вашего настроения. Но среди людей, которым Вы симпатизируете,  Вы чувствуете себя довольно комфортно;

50-100 баллов. Как правило, Вы любите одиночество. В узком семейном кругу Вы чувствуете себя значительно лучше, чем в большой компании. Кстати, многие знаменитые личности, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей;

50 баллов и меньше. Вам нужно стараться быть пообщительней. 
И еще одно: постарайтесь отнестись к своему результату с юмором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы.

Долгосрочный психолого-педагогический проект....

Конспект взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Формирование познавательно - речевого развития у детей средней группы». Практикум в форме совместной деятельности детей и родителей «Гость группы» (выпечка печенья)

Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии позна...

Методическая разработка на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга       Методическая разработка на тему: ...

Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы в соответствии ФГОС

Для успешного общения со взрослыми, со сверстниками дошкольнику необходимо владеть формулами речевого этикета. В связи с этим, изучение педагогических условий и поиск средств, необходимых для успешног...

Опыт работы на тему: «Формирование навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи»

Цель данной работы заключается в разработке системы коррекционного воздействия по формированию навыков речевого общения у детей с ОНР., Дети этой категории требуют иного подхода, так как нарушения реч...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей   подготовительной группы»...

Перспективное планирование по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту» (подготовительная к школе группа)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Перспективное планирование по теме:«Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту»(подготовительная к школе группа)...