Кейсы речевого этикета - что это такое?
учебно-методический материал

Учебно-методический материал для семинара по современным технологиям в освоении речевого этикета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками

Подготовила: воспитатель высшей категории

Некрасова Татьяна Вионтонидовна

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №387»

Слайд 1

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность -основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; творческое воображение как направление интеллектуального развития; коммуникативность-способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии -как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).

Таким образом, особую актуальность приобретает использование кейс-технологии как средства развития учебных и социальных компетентностей ребенка. Что же такое кейс-технология?

Слайд 2

casus (лат.) – запутанный необычный случай;

case (анг.) – портфель, чемоданчик.

Слайд 3

Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий.

Слайд 4

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах.

Слайд 5

Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребёнком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой-сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Выполнение ребёнком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культуру речевого общения. Дошкольный возраст-сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.

Речевой этикет-правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, в зависимости от обстановки общения. В него включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

Формирование навыков речевого этикета-неотъемлемая часть общей работы по развитию речи детей. Основное направление работы-обогащение речи ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

В дошкольном возрасте обучение речевому этикету осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул, их «развёртывание» и сопровождение доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.

Задачей работы по освоению форм речевого этикета и воспитанию культуры речевого общения становится формирование у дошкольников следующих навыков и умений:

  • уметь пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, употреблять их без напоминания;
  • соблюдать нормы употребления слов, уметь говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
  • правильно употреблять слова и этикетные формулы в разных ситуациях общения;
  • приобретать опыт этикетного поведения;
  • испытывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
  • обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.

Работу по формированию у дошкольников норм речевого этикета необходимо организовать как увлекательное дело, требующее творчества. Стремлением учить серьёзному увлекательно объясняется выбор для данной работы технологии кейс-ситуации, с помощью которой дети становятся активными участниками речевой ситуации.

Слайд 6

Кейс-ситуация — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения.

Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Слайд 7

Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Слайд 8

Идеи технологии:

  • предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
  • акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем; отсюда принципиальное отличие данной технологии от традиционных методик: ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждения проблемы;
  • результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в работе;
  • воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребёнком;

Слайд 9

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать чётко поставленной цели создания;
  • иметь соответствующий уровень трудности;
  • быть актуальным;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • развивать аналитическое мышление;
  • провоцировать дискуссию.

Слайд 10

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

  • формирование дидактических целей кейса;
  • определение проблемной ситуации;
  • выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности;
  • выбор жанра кейса;
  • подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий в презентации).

Слайд 11


Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у старших дошкольников.

Кейс 1. «Знакомство»

Задачи:

  • формировать культуру общения;
  • способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
  • обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

* * *

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы:

  • Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
  • Что они должны были сделать?
  • Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
  • Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2. «Благодарность», «Прощание»

Задачи:

  • формировать культуру общения;
  • обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

* * *

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: — Бабушка, уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в свою комнату.

Вопросы:

  • Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
  • Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
  • Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
  • Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3. «Разговор по телефону» (Слайд 12)

Задачи:

  • закреплять знание правил и норм речевого этикета;
  • продолжать формирование культуры общения;
  • воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

* * *

Аня звонит Маше по телефону.

  • Маш, привет.
  • Это не Маша. Это ее мама.
  • А мне Маша нужна.
  • Сейчас я ее позову.
  • Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
  • Хорошо.
  • Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

  • Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
  • Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
  • О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
  • Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Кейс 4. «Вежливый отказ»

Задачи:

  • продолжать формирование культуры общения;
  • упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;
  • способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
  • обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

* * *

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

— Витя, а я тебя жду. Сходи, пожалуйста, в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы:

  • Как вы думаете, как поступит Витя?
  • Какой разговор возможен с мамой?
  • Что Витя скажет ребятам?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты.

Кейс 5. «Просьба»

Задачи:

  • продолжать формирование культуры общения;
  • развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящие к определенной ситуации.

* * *

У Сережи сломался велосипед. Как обидно! А ведь он договорился с ребятами покататься завтра на школьном стадионе. Что делать? «Надо попросить папу», — подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы.

– Пап, привет! Отремонтируешь мне велик, хорошо? — крикнул Сережа, поставит л велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы:

  • Как вы думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
  • Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
  • Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6. «Прощение»

Задачи:

  • развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
  • воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
  • упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

* * *

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила картину на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:

— Привет, Оль! — громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

— Там же мой рисунок! — крикнула Оля и бросилась к столу.

— Этот, что-ли? — спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

— Что ты наделал?! — дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.

Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы...

Вопросы:

  • Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
  • Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации?

Слайд 13

Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает и активизирует мыслительные способности дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже се творцами.

Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью предлагаемого детям материала.

Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что ребенок учится сам, а воспитатель мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует его деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии в освоении речевого этикета дошкольниками Подготовила: воспитатель высшей категории Некрасова Татьяна Вионтонидовна МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №387»

Слайд 2

casus (лат.)– запутанный необычный случай ; case ( анг .) – портфель, чемоданчик.

Слайд 3

Кейс – технология в образовании это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий.

Слайд 4

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Историческая справка

Слайд 5

Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Слайд 6

КЕЙС - СИТУАЦИЯ это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения.

Слайд 7

КЕЙС - СИТУАЦИЯ Цель: совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Слайд 8

Идеи технологии: предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности ; акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем; отсюда принципиальное отличие данной технологии от традиционных методик: ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждения проблемы ; результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в работе ; воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребёнком .

Слайд 9

Требования к кейсу соответствовать чётко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; быть актуальным; иллюстрировать типичные ситуации; развивать аналитическое мышление; провоцировать дискуссию.

Слайд 10

Этапы создания кейса формирование дидактических целей кейса; определение проблемной ситуации; выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности; выбор жанра кейса; подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий).

Слайд 11

Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у старших дошкольников. Кейс 1. «Знакомство »; Кейс 2. «Благодарность», «Прощание »; Кейс 3. «Разговор по телефону »; Кейс 4. «Вежливый отказ »; Кейс 5. «Просьба »; Кейс 6. «Прощение ».

Слайд 12

Кейс «Разговор по телефону» Задачи: закреплять знание правил и норм речевого этикета; продолжать формирование культуры общения; воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни. * * * Аня звонит Маше по телефону. Маш, привет. Это не Маша. Это ее мама. А мне Маша нужна. Сейчас я ее позову. Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами. Хорошо. Ну ладно, пока ! Вопросы и задание: Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему? Умеет ли Аня разговаривать по телефону? О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила? Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Слайд 13

И в заключение … И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться. А. В. Луначарский

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у дошкольников

- формировать культуру общения;- способствовать приобретению опыта этикетного поведения-обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми....

Речевой этикет: особенности речевого этикета

Где бы мы с вами не находились-на улице, дома, в офисе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашае...

Картотека кейс-иллюстрация "Этикет"

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование ...