Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ТНР
учебно-методический материал (старшая группа)

Лысенко Светлана Васильевна

Как известно, у большинства учащихся с ОВЗ общее нарушение речи. (бедность словарного запаса, неточность употребления слов, значительные трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным и другие). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Поэтому особое значение уделяется развитию коммуникативных компетенций (Знание способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями), как основы для успешной интеграции ребенка в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ТНР

Интенсивные социально-экономические, политические и культурные преобразования во всем мире определяют необходимость пересмотра существующих подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Как показывает практика, эффективная профилактика и коррекция дефицитов в развитии детей возможна при определенной организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В этом случае речь идет не только об уходе за детьми и заботе о них, но и о воспитании, обучении, формировании важных жизненных навыков, способностей, организации безбарьерной среды их жизнедеятельности. Для ребенка с ОВЗ развить данные навыки особенно трудно.

В теории коррекционной педагогики и психолого-педагогической практике не существует универсальных методов исследования развития социально-бытовых навыков. Критерии определения степени их развития у таких детей очень гибкие. Бытовые компетенции и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом- нарушением. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Как известно, у большинства учащихся с ОВЗ общее нарушение речи. (бедность словарного запаса, неточность употребления слов, значительные трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным и другие). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Поэтому особое значение уделяется развитию коммуникативных компетенций (Знание способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями), как основы для успешной интеграции ребенка в социуме.

Коммуникативные трудности дошкольников с ТНР:

Снижение потребности в общении:

-эмоциональная неуравновешенность.

- трудности в организации речевого поведения.

-неумение пользоваться средствами общения

Психологические трудности:

-стеснительность,

-застенчивость,

-робость, замкнутость,

-ограниченная контактность,

-замедленная включаемость в ситуацию общения,

-неумение поддерживать беседу.

    Это неизбежно приводит к снижению коммуникативной активности, и

ограничению процесса свободного общения и затрудняет развитие

речемыслительной и познавательной деятельности детей.

Формирование социально- коммуникативных компетенций у детей с ТНР это процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений.

Детям с первичным нарушением речи  требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции. Для этого устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных                ролей

Детей с ТНР характеризует  недостаточная  сформированность жизненных  компетенций,  и  прежде  всего  из-за  выраженных  ограничений коммуникативной функции речи. У большинства детей есть полноценные предпосылки интеллектуального  развития,  которые  ввиду  наличия  коммуникативных барьеров,  не могут быть полностью реализованы.

Развитие коммуникативной компетентности детей с нарушением речи– актуальная задача коррекционно-образовательного процесса. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью детей с нарушением речи. Это объясняется низким уровнем сформированности коммуникативных умений у детей. В связи с этим возникают сложности:

  • в организации свободного общения,
  • затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности,
  • в осуществлении процесса социализации детей.

Рассмотрим основные направления коррекционной работы в сфере развития жизненных компетенций для всех категорий детей с ТНР. Итак, существует 5 направлений:

1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

3. Овладение навыками коммуникации

4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации

5. Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

При нормальном развитии детей, протекающем в нормальной социальной ситуации, указанные умения, представления и навыки складываются естественным образом в процессе семейного воспитания. Для ребенка с ТНР, даже при благоприятных семейных условиях, в подавляющем большинстве случаев требуется систематическая специальная психолого-педагогическая помощь для формирования жизненных компетенций.

Итак, 1-е направление:

Развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми, представлений о собственных нуждах.

Какие же компетенции мы должны развивать в этом направлении?

• Умение адекватно оценивать свои силы: в еде, в физической нагрузке

• Умение адекватно описать возникшую проблему и обратиться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо.

2-е направление в сфере развития жизненных компетенций:

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Это формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы; стремления к самостоятельности и независимости в быту.

В данном направлении формируются следующие компетенции:

• Овладение навыками самообслуживания

• Умение принимать посильное участие в повседневных домашних делах (помощь родителям)

3-е направление в сфере развития жизненных компетенций:

Овладение навыками коммуникации

Здесь нужно обратить внимание на такие компетенции, как:

• Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели – это умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания и т.д.

• Умение культурно выразить свои чувства: корректно отказать или показать недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

• Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее.

 4-е направление в сфере развития жизненных компетенций – Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

Это обогащение опыта реального взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватных представлений об опасности и безопасности, формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве; формирование интереса к окружающей среде; развитие способности взаимодействовать с другими людьми.

В этом направлении необходимо работать над развитием следующих компетенций:

• Умение адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и для окружающих

• Умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями.

5-е направление развития жизненных компетенций – Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Это формирование знаний о правилах поведения; обогащении опыта социального взаимодействия.

На данном этапе требуется работать над такими умениями как:

• Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, воспитатели в детском саду, незнакомые люди в транспорте, и т.д.)

• Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным)

Считаю, что на данном этапе в современном мире, задача формирования жизненных компетенций является актуальной не только для учащихся с ОВЗ, но и для нормально развивающихся детей.

Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации детей  к новым социальным условиям.   Логопедические занятия призваны помочь обучающимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешают детям овладеть:

  •  грамотой;
  •  устной и письменной коммуникацией;
  • осмысленным чтением и письмом;
  • способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих житейских задач.

Целью формирования  коммуникативной  компетенции  детей  является  вовлечение  их  в  речевое  и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм  и  способов  невербальной  и  вербальной  коммуникации  в  зависимости  от структуры дефекта Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда у детей:

  • снижение познавательного интереса,
  • нежелание посещать дополнительные занятия,
  • повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, новые техники и технологии

ФГОС определяет необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в решении учебно-познавательных и коррекционных задач.

С недавних пор действенным помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в кабинете логопеда значительно  повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии должна быть другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе, и компьютерные технологии позволяют решить эту задачу. Проведение  компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся:

  • умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям,
  • умений сдерживать свои эмоциональные порывы,
  • планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков,
  • умение работать в парах.

Очень важно, что успешное использование ИКТ, получение с их помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно.

Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.  Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у обучающихся  и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.

Таким образом, логопедические задания обладают большим потенциалом для развития жизненных компетенций детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по формированию жизненных компетенций

Представлены основные направления логопедической работы по формированию жизненных компетенций...

Семинар для воспитателей "Формирование жизненных навыков для детей 5-7 лет"

Цели программы: vразвитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе ;vvпрофилактика личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста;vvпов...

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».

Самые прочные привычки, стереотипы детей с РАС формируются  в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками....

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания».

Мастер-класс для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей  с расстройствами аутистического спектра...

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».

Создание здорового образа жизни для ребенка с РАС является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Обучение КГН и навыкам самообслуживания решает важные задачи по формированию началь...

Просветительский час с родителями "Формирование жизненных навыков у детей"

Умеет ли ваш ребенок слушать других, доводить начатое дело до конца? Какие базовые умения нужны ребенку чтобы жить среди людей....