МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания».
консультация

Гаврина Ольга Викторовна

Мастер-класс для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей  с расстройствами аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС для родителей:

«Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания».

Введение

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. От ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. По определению известного физиолога и педагога Н. Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка - это правильное распределение во времени и  правильная  взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во  сне, кормлении, а также в деятельности.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических (далее КГН)  навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения в быту и одна из основ здорового образа жизни ребенка с РАС. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит их здоровье и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми с РАС необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки и навыки самообслуживания с возрастом постоянно совершенствовались. Самые прочные привычки, стереотипы детей с РАС формируются  в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. И насколько хорошо работа по данной теме изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Обучение КГН и навыкам самообслуживания решает важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического, что очень актуально при работе с детьми с РАС. Именно поэтому я обратилась к теме «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с РАС».

Для достижения эффективности  формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков мной был разработан мастер-класс для родителей «Я сам» на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с РАС». Одна из задач - научить родителей правильно и грамотно помочь ребенку с РАС, но не сделать за него, а научить, чтобы дети могли социализироваться в дальнейшем. Обязательным условием формирования КГН и навыков самообслуживания, воспитания привычки к здоровому образу жизни является  единство требований со стороны взрослых,  как дома, так и в детском саду.

Создание здорового образа жизни для ребенка с РАС является первоосновой его полноценного воспитания и развития.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  как основа здорового образа жизни ребенка с РАС.

Проблема, возникающая во время обучения навыкам самообслуживания.

Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. Родителям проще все сделать самим, и они не видят смысла в обучении культурно-гигиеническим навыкам и  навыкам самообслуживания.

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  как основа здорового образа жизни ребенка с РАС.

Задачи:

  1. Кратко познакомить с особенностями формирования у детей культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
  2. Отработать эффективные методы и  приёмы руководства навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими навыками  (от простого к сложному).
  3. Раскрыть возможности переноса полученных знаний  в условия семейного воспитания.
  4. Развивать рефлексию, аналитические умения.

Предварительная работа:

Анкетирование родителей «Культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания».

План  работы:        

1. Введение (приветствие, актуальность)

2. Основная часть

2.1.Теоретическая часть (значение культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, особенности их формирования)

2.2. Практическая часть:

2.2.1. Анкетирование

Цель: развитие рефлексии

2.2.2. Моделирование ситуации и их анализ.

Цель: развитие аналитических умений.

2.2.3. Итог основной части

  • Игра «Дополни предложение»
  • Рефлексия «Мой ребенок».

Предполагаемый результат:

  1. Родители активно проявляют свои умения в ситуациях.
  2. Оказывают детям различные виды помощи.
  3. Осознают необходимость использования эффективных приемов при формировании навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков.

Раздаточный материал:

Листы рефлексии

Оборудование:

Карандаш, ложка, чашка, кружка, скатерть, салфетки, стол, стул, жакет, ботинки.

Ход работы

1. Вступление (актуальность проблемы)

Приветствие.

Добрый день, уважаемые родители и коллеги.

Меня зовут Гаврина Ольга Викторовна

Предлагаю вам принять участие в мастер-классе.  Надеюсь что тема, которую мы сегодня затронем, будет для вас интересной, а материал, который я приготовила, будет полезным.

Тема мастер - класса  звучит следующим образом «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, как основа здорового образа жизни ребенка с РАС».

Для начала я хотела бы вас спросить, что вы понимаете под навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими навыками?  Спрашиваю Вас не для того,  чтобы проверить знания, а для того, чтобы обозначить проблему, над которой мы с вами будем сегодня  работать.

Навык - это автоматизированное умение, когда мы, не задумываясь,  выполняем что-то. Только женщина может смотреть телевизор, красить ногти и одновременно следить за ребенком (и мы об этом не задумываемся, делаем автоматически). Сегодня мы с Вами обсудим, на каком уровне навыки сформированы у наших детей и как правильно оказать помощь ребенку (не сделать за него, а научить).

Постановка проблемы.

Навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки  являются первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки  мы  начинаем  формировать у детей с первых дней их пребывания в детском саду.  Как мы работаем с детьми в детском саду? Индивидуально, при помощи игрового материала, используя дидактическую куклу.

Усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры, но не всем  детям интересна игра.  В свободных играх со сверстниками развиваются усвоенные способности. Если ребенок не умеет играть — его надо учить. Оптимальные результаты могут быть достигнуты только в специально организованных играх  и при специально организованном  обучении.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая (от простого к сложному) овладение сначала простейшими, а затем более сложными  действиями. Мы применяем метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей.

В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие. У наших детей имеются некоторые проблемы: им трудно имитировать (повторять) наши движения, координировать  движения руки и глаза, есть трудности и в мелкой моторике. Вот всем этим займемся.

А ведь даже для того, чтобы снять и надеть куртку, кофту и пальто,  ребенку необходимо научиться управлять предплечьем, уметь менять положение кистей рук, поворачивая их тыльной или ладонной стороной, а также действовать двумя руками.

С чего же необходимо начать?

Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.

Заполнение листов рефлексии

«А сейчас я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы.

Спасибо!»

Мой ребенок

Самостоятельно может

Мой ребенок

Может с моей помощью

Мой ребенок еще

Не может

Как я могу помочь

Ваши ответы говорят о проблеме, которая существует: проблема самообслуживания.  Я не буду теоретически вам описывать, как это делается, а мы сразу приступим к практике.

Формирование навыков еды

Демонстрация приёма

Ситуация: «А теперь представьте меня  в роли ребенка. Я девочка Настя, а Вы мамочка, которая должна научить меня правильно держать ложку. Как Вы это будете делать? Продемонстрируйте пожалуйста». 

Атрибуты: ложка, миска, стол, стул, карандаш

Анализ ситуации

1-й вариант (родитель выполнил мою задачу): «Совершенно правильно. Вы сейчас выполнили мою задачу – вы практически правильно показали,  как научить ребенка держать ложку».

2-й вариант (родитель показал свой прием): «Ваш прием нам понятен. Вы тоже делаете правильно, я просто хотела уточнить перед родителями, что есть более эффективные приемы, где зеркальное отражение не используется. Теперь  Вы, девочка Рита, и вы не умеете держать ложку. Как это делаем мы? (показываю и объясняю). Я  подхожу  сзади ребенка, беру его руку в свою, правильно расставляя его пальцы,  и направляю его движения. Вы оказали физическую помощь   для выработки мышечной памяти, используя прием «рука в руке».

То же самое с умением правильно держать карандаш. Мы, используя прием «рука в руке», оказываем физическую помощь ребенку для выработки мышечной памяти.

Формирование навыков одевания

Переходим к более сложному

Навыки одевания более сложны для ребенка, так как здесь необходима согласованность  движений  двух рук и координация.

Демонстрация приема

Ситуация: «Вы ребенок, который не умеет застегивать пуговицы и обувать ботинки. Как вы поможете помочь  ему справиться с этим?»

Атрибуты: ботинки, жакет

Анализ ситуации

1-й вариант (родитель выполнил мою задачу): «Спасибо! Очень замечательно, что вы освоили наш эффективный  прием «рука в руке» и перенесли его на другую ситуацию. Вы использовали физическую помощь для закрепления мышечной памяти»

2-й вариант (родитель показал свой прием): «Ваш прием нам понятен. Но как это делаем мы? (показываю и объясняю). Я  подхожу  сзади ребенка, беру его руку  и кладу свои руки поверх руки ребенка, направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно».

А сейчас хотелось бы Вам дать несколько рекомендаций:

- Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в правильном,  устойчивом положении. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на удерживание  равновесия.

- Необходимо продумать, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать.

- Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок - завершает процесс. 

- Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать.

- Закреплять навыки одевания на другом материале (игровой материал: застегивание/расстегивание пуговиц,  молний – без него нельзя).

- Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика), то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите, в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку.

Очень эффективным является прием моделирования, поскольку визуально подсказывает ребенку последовательность движений и действий (демонстрируете модели процесса одевания/раздевания)

Итак,  для формирования навыков необходимо: дополнительное время, детализация процесса (деление на мелкие этапы), визуализация (использование  моделей).

Навыки дежурства (накрывание на стол)

А сейчас мы с вами поговорим  о навыках,  необходимых нам за столом.

В детском саду педагоги  предъявляют к детям определенные правила. Привлекают детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду, учат оказывать посильную помощь; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их; убирать игрушки после игр, накрывать на стол. Поэтому дома нужно привлекать ребенка к тому, чтобы накрывать на стол и убирать за собой посуду. Но мы на это не обращаем внимания. Очень важно выполнять это  в одном месте и в одно время.

Сейчас мы по-другому выстроим нашу работу.  Мы будем учиться накрывать на стол. Вы - в роли детей.  Я  говорю, а вы выполняете мою пошаговую инструкцию.

 Демонстрация приема

Ситуация (дежурство-накрывание на стол): «Саша, возьми фартук, надень его, подойди ко мне, возьми скатерть и постели ее на стол, вернись ко мне и  возьми тарелку, поставь её на стол, возьми ложку и положи на стол рядом с тарелкой. А теперь поставь салфетницу. Спасибо! »

Атрибуты: фартук, скатерть, ложка, миска, салфетница, стол

Анализ ситуации

«Что вы сейчас делали? Вы выполняли четкую пошаговую инструкцию. Я разбивала действие на маленькие шаги, что очень важно в работе с нашими детьми. Я оказала вам устное содействие, говорила слова, которые наталкивали Вас  на требуемое действие».

 А теперь я предлагаю Вам поиграть в игру « Продолжи предложение».

 Я хочу, чтобы мой ребенок научился …

Мы начнем с ….

Я буду стараться…

 И в заключение прошу Вас  ответить на вопрос последней колонки  «Как я могу помочь…»,  думаю, вам будет, что написать.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».

Самые прочные привычки, стереотипы детей с РАС формируются  в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками....

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие родители слышали понятие "развитие мелкой моторики", но как ее развивать и для чего это необходимо делать, знают далеко не все. Данный материал поможет в этом разобраться и научит на ...

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».

Создание здорового образа жизни для ребенка с РАС является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Обучение КГН и навыкам самообслуживания решает важные задачи по формированию началь...

Мастер-класс для родителей Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста в логопедической работе с помощью камешков Марблс.

Цель: рассмотрение  современной  методики применения  коррекционной  технологии  в  образовательной деятельности   с детьми.Задачи:- познакомить родителей с нет...

Мастер -класс для родителей "Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"

Тема: мастер – класс для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»для детей средней группы4-5лет.Образовательная работа с родителямиПодготовила:...

Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно. Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики? Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчи...