Мастер - класс для педагогов "Обучаем детей элементарной математике"
методическая разработка

Балиахметова Юлия Аликовна

Цель:

  • Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
  • Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.

 

Математика – наука

Хороша и всем нужна

Без нее прожить нам трудно

Без нее нам жизнь сложна.

        

         Математику недаром называют «царицей наук».  Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

         Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию? Мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.

         Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Сегодня мы проведем деловую игру «Обучаем детей элементарной математике». Две команды педагогов «Почемучки» и «Любознайки» будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. Затем мы подведём итоги. Я хочу представить вам членов жюри. (Представляет членов жюри.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_podgotovitelnaya_dlya_pedagogov_pedchas.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Колокольчик»

муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Мастер - класс для педагогов на тему: 

"Обучаем детей элементарной математике"

                                                                                   Выполнила: воспитатель

 подготовительной группы "А"

                                                                                   Балиахметова Ю.А.

2023 - 2024 уч. год

Мастер - класс для педагогов:

«Обучаем детей элементарной математике»

Цель:

  • Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
  • Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.

Математика – наука

Хороша и всем нужна

Без нее прожить нам трудно

Без нее нам жизнь сложна.

        

        Математику недаром называют «царицей наук».  Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

        Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию? Мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.

        Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Сегодня мы проведем деловую игру «Обучаем детей элементарной математике». Две команды педагогов «Почемучки» и «Любознайки» будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. Затем мы подведём итоги. Я хочу представить вам членов жюри. (Представляет членов жюри.)

1 задание “Разминка”

Составить из слова «Математика» новые слова, кто больше (слова называются по очереди без повторений)

2 задание

Команда №1. Попробуйте смоделировать, как элементы развития математических представлений можно ввести в занятия по физкультуре, изодеятельности.

Команда №2. Попробуйте смоделировать, как элементы развития математических представлений можно ввести в занятия по музыке, ОБЖ.

Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что бы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления?

 Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы.

 5 задание. Из каких же с разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Я вам зачитываю терминологию, а вы отгадываете, что это за раздел.

- Представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. («Количество и счет»).

- Представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). («Величина»).

- Представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях. («Форма»).

- Ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении. («Ориентировка в пространстве»).

- Представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». («Ориентировка во времени»).

6 задание:

Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП:

Демонстрация

Инструкция

Пояснения, указания, разъяснения

Предметно-практические и умственные действия

Рассказ

Беседа

Вопросы к детям

Описание

Дидактические игры

Показ реальных предметов

Действия с числовыми карточками и цифрами

Упражнения

Контроль и оценка

7 задание«Шуточные вопросы»

  • Какой формы расходятся по воде следы от шарика, а от кирпича? (круглые)
  • Какой знак есть и в русском и в математике? (запятая)
  • Когда, посмотрев на 3, мы говорим 15? (на часах)
  • Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
  • У квадрата 4 угла, если один отрезать, сколько останется? (5)
  • Если сейчас (14.00) идет дождь, можно ли утверждать, что через 36 часов будет светить солнце? (нет, будет ночь)

1- Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).

2- Геометрические формы похожие на солнце. (Круг - шаробразные).

3- Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).

4- Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).

5 - Я - тире в грамматике,

А кто я в математике? (Минус).

1-й команде

8 задание: В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.

Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.

На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

1. Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?

2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2-я команда:

Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей: “Сколько у меня машин?”Дети отвечают: “Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

1. Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

2. Какие ошибки были допущены воспитателем?

3. Как нужно правильно организовать это занятие?

Основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП:

- Многословие, неточность в постановке вопросов.

- Однообразие наглядного материала, заданий.

- Неверное расположение материала.

- Использование неэстетического наглядного материала, пособий, не отвечающие педагогическим требованиям.

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть каким?(ответы по очереди 2-х команд (художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

• Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

• Материал должен быть различным на каждом занятии.

• Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).

• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.)

9 задание: Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?

Что означает данное выражение:

«Считай»- назови числительное по порядку;

«Посчитай» - ответь на вопрос «Сколько всего»;

«Отсчитай» - выдели часть;

«Пересчитай» - проверь;

«Сосчитай» - вычисли.

10 задание: Следующая разминка называется “просклоняй числительное”

(548 и 387)

И. П. (сколько)

Р. П. (скольких)

Д. П. (скольким)

В. П. (сколько)

Т. П. (сколькими)

П. П. (о скольких)

склонение числа 548

именительный: пятьсот сорок восемь

родительный: пятисот сорока восьми

дательный: пятистам сорока восьми

винительный: пятьсот сорок восемь

творительный: пятьюстами сорока восьмью

предложный: пятистах сорока восьми

        Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятии, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки "молодцы" есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д. Эти же слова можно отнести и к вам сегодня, к вашим ответам.

И теперь, следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.

Деловая игра подошла к концу. Давайте подведём итоги. Слово жюри.

        Изначально, начиная работу с группой детей было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.

        Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

  1. «Математический домик» - украшен цифрами
  2. Домик для грамоты – буквами
  3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
  4. Книга – здесь можно послушать сказки.
  5. Игрушка – здесь можно играть.

Воспитатель спрашивает ребенка:

 «Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – учиться читать, в пятом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»

        Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.

Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.

        Естественно, игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. В сказке также много привлекательного для малыша – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем.

        Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.

        Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, я разработала ряд занятий, объединенных под общим названием: «Математические сказки».

«Поможем Золушке»

«Буратино ждет гостей»

 «Репка»

«В гостях у сказки»

«Гуси – лебеди» и др.

        Например, занятие «Поможем Золушке. В его основу положен сюжет знакомой сказки Ш.Перро.

Для того чтобы попасть на бал, Золушка должна справиться с заданиями, которые дала ей мачеха. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Золушке приготовить обед, залатать ковер, вышить узором полотенца. Казалось бы, ничего общего с математикой, но на протяжении 30 минут дети, помогая сказочному персонажу, составляют задачи, считают, сравнивают числа, решают разного рода логические головоломки.

        Занятие «Белоснежка и семь гномов»

Белоснежка заблудилась. Даю детям задание описать местность, где она очутилась. Задаю вопросы: что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем. Кто находится справа от Белоснежки, слева и др. вопросы, которые помогают закрепить пространственные отношения между объектами. Дети учатся отражать в речи порядок расположения предметов.

На этом же занятии дети играют в прятки с гномами, то есть, выполняют упражнение «Которого по счету гнома не стало?» Причем в данном упражнении попутно закрепляем названия дней недели и их последовательность, так как имена гномов звучат также, как и названия дней недели.

Затем дети помогают Белоснежке испечь ягодный пирог, то есть выполняют упражнение на повторение заданной последовательности.

В занятии «Белоснежка и семь гномов» дети помогают гномам выбраться из пещеры:

«Смотрите, ребята, случилась беда

Вход в пещеру закрыт навсегда

Огромные камни засыпали вход

Теперь в пещеру никто не войдет

Ребята, поможем гномам, разберем вход в пещеру, но поднять камень можно только решив задачу или ответив на вопрос».

Чтобы помочь сказочному персонажу перебраться через речку нужно сложить мостик из камешков

«Речка, речка глубока

Не видать нигде мостка

Чтобы дальше нам шагать

Надо камешки собрать

Камни быстро соберем

Эту речку перейдем»

Дети выполняют дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку, упражняются в счете до 10.

На  занятиях нужно  использовать разного рода речевой материал – стихи, считалки, загадки, задачки в стихотворной форме, которые помогают оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.

        Например, в сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачку.

Причем попутно нужно закрепить знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?»

        Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в занятии. Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс:

Математика – наука                                                                                                       Хороша и всем нужна,                                            

 Без нее прожить нам трудно,                                                            

 Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области   Мастер – класс для воспитателей&la...

Мастер-класс для педагогов «Развитие элементарных математических представлений у детей с ОВЗ (умственная отсталость) »

Мастер-класс для педагогов«Развитие элементарных математических представлений у детей с ОВЗ (умственная отсталость) »...

Мастер - класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности»

Целью мастер-класса является повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности....

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.3. Представить комплекс дидакт...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность."

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность." Цель: повышение уровня знан...