Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
электронный образовательный ресурс (средняя группа)

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_konspekt.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.

Изучение математики оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Начиная работу с детьми по математике нужно изучить эмоциональное самочувствие, отношение детей к математике.

И в этом нам поможет один из тестов, который предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности.

2 слайд

Я применяю с детьми 5 домиков:

- математический домик - он украшен цифрами.

- домик для грамоты- он украшен буквами.

- карандаши на домике показывают, что он предназначен для изо деятельности

- домик с игрушками – здесь можно играть.

- сказочный домик – здесь живут сказки, которые можно послушать.

-Я спрашиваю у ребенка, в какой домик тебе хотелось бы войти? В каком тебе будет интереснее всего, а в какой домик тебе совсем не хочется заходить?

Этот простой тест определяет предпочтение ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик. Дети в первую очередь выбирают конечно же…игровой домик и сказочный.

Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика к которой все привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему-то учит.

3 слайд

А, наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают

математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т.д. Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять как на занятиях по математике, так и дома родителям с детьми.

4 слайд

 Представляю вашему вниманию игру  «Соберем яблоки»

Предлагаю детям помочь яблоне из сказки «Гуси -лебеди» собрать яблоки.

Правила игры очень просты - Нужно сорвать яблоко с дерева, с обратной стороны пересчитать семечки и найти, соответствующую цифру.

5 слайд

-Не хочется оставлять без внимания такую игру, как «Божьи коровки». Детям на занятии она очень нравится. Эта игра учит находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивает мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа и т.д.

- Их можно раскладывать в прямом и обратном порядке. Вставлять пропущенных насекомых. Каждая божья коровка должна найти свою ромашку. Взять одну ромашку с насекомым и подобрать ей соседей, то есть предшествующее и последующее число. Можно сравнивать числа и цифры и поставить между двумя объектами знаки «больше», «меньше» или равно, ну и что еще подскажет фантазия!

6 слайд

По ознакомлению детей с неделей,  можно использовать игру «Рассели гномиков по дням недели». 

В этой игре закрепляются названия и последовательность дней недели.

( Выставляю на доску 7 домиков для гномов) Здесь живет неделя. А в неделе сколько дней? (7). Тут живут разноцветные гномики. Гномы каждый день сменяют друг друга по очереди.

(В понедельник первый гном в красный цвет раскрасил дом

А во вторник стало вдруг все оранжевым вокруг,

Гном вторник любит все оранжевое.

Он и оделся в оранжевый наряд.

Третий день? (среда). Этот гном любит все желтое и нарядился он во все желтое и домик у него тоже желтый.

- Четвертый приходит Четверг. Этот гном любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет природы оживления.

- Пятый приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин.

Шестым приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее. Синие, синие васильки необыкновенной красоты.

- Седьмой приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый цвет раскрасил дом.) 

можно добавить игру «Обозначь последовательность дней недели цифрами»

- Можно предложить найти домики гномиков и обозначить цифрой в соответствии с днем недели.

(Какой гном первый приходит в дом недели? (понедельник).

Скажите пожалуйста, какой день приходит раньше среды?)

7 Слайд

На занятиях по математике детям очень нравится тренажер «Цветные ладошки».

Он развивает цветовосприятие, ориентировку в пространстве, обучает счету и развивает умение пользоваться схемами.

Я вам предлагаю окунуться в детство, на некоторое время превратиться в детей и не много поиграть.

8 Слайд

Сколько ладошек (красного,.. зеленого,… синего,… желтого) цвета?

Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

9 Слайд

Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вправо?

Сколько ладошек во втором ряду смотрит влево?

- Молодцы! Хорошо поработали!

А сейчас поиграем в загадки – отгадки.

Но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать.

Загадки – отгадки

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

***

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

***

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

Молодцы! Справились со всеми загадками.

 А сейчас предлагаю немного размяться.

Приглашаю 10 человек

10слайд 

Следующая игра   «Живые числа»

-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от1-10.

Молодцы правильно выстроились.

-А сейчас хочу предложить вам игру, которая может служить динамической паузой на занятии

«Полминутки для шутки»

11слайд Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (8).

12 слайд Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (5).

13 слайд Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (9)

14 слайд Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (7)

15 слайд Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (6)

- Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. И напоследок, давайте с вами закрепим то, что вы сегодня увидели и узнали. Я предлагаю вашему вниманию

16 слайд

 «Старую» сказку на новый лад.

(участникам раздаются маски, все остальные дети )

17 слайд 

Воспитатель: Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.

Воспитатель: А, компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.

18 слайд - А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?

Дед: - да он же похож на прямоугольник! 18 слайд

Воспитатель: - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)

- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)

Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.

- А скажите где стоит бабка? (ответы: слева, справа, за, перед….)

Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:

Внучка: - Компьютер уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.

19 Слайд Воспитатель: - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)

Что у них общего? (форма)

Что у них разное? (размер)

Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала.

20 Слайд

- А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома

Которая с верху или с низу? 

- Это дорожка какая? (короткая)

- А эта?  длинная)

- Почему выбрали эту дорожку? (ответы) (Бежит жучка по короткой дорожке)

Воспитатель: - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый системник и уснула.

Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью)

- А когда в детский сад идем? (утром)

- Обедаем когда? (днем)

- Когда возвращаемся домой? (вечером)

- Сейчас какое время суток? (день)

- Мы с вами что делаем? (играем)

- Давайте и кошку разбудим.

Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и включился.

Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.

- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.

- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.

- Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3.

- Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4.

- Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5.

- Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6.

Воспитатель: И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)

21 Слайд

И компьютер включился!

- Уважаемые коллеги, - В этой сказке мы закрепили такие математические понятия как порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий»«больше – меньше», части суток, пространственная ориентация.

Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Я считаю, что с помощью сказки можно сделать математику яркой и увлекательной игрой. 

22Слайд

Я еще раз благодарю вас за терпение! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...

Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области   Мастер – класс для воспитателей&la...

Мастер – класс тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста. Вооружить педагогов практическ...

Мастер – класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представленийЗадачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2. ...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...