Проект "Огород на окошке"
проект (средняя группа)

Лохова Анастасия Валерьевна

Проект "Огород на окошке - Лук от семи недуг" с детьми среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luk_ot_semi_nedug.docx747.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МОУ «Покровская СОШ» (корпус 1-25)

Проект

 на тему:

«Огород на окошке, Лук от семи недуг»

Средняя группа

« Солнышко»

Воспитатель: Лохова А.В.

          По продолжительности: краткосрочный с 12.03.19 – 23.03.19.

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители группы «Солнышко».

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: групповой

Проблема: дети в недостаточной степени знакомы со способом выращивания лука.

Актуальность проекта:

Актуальность данной работы заключается в следующем: лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Мы все хорошо знаем, что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. А каким образом он попал на стол? Как его вырастить? Эти и другие вопросы часто задают начинающие огородники. Конечно, со временем у каждого начинающего овощевода приобретается личный опыт. Такой опыт решили приобрести и мы.

Цель проекта:

Вызвать  у детей познавательный интерес к  выращиванию зеленого  в  комнатных  условиях.  Узнать  о  его  пользе.  Заинтересовать этапами проведения опыта.

Задачи проекта:

 1. Формировать представление о луковичных и их назначении.

 2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.

 3.  Формировать  желание  наблюдать  за  изменениями  в  луковицах  в зависимости от условий.

 4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки вместе с воспитателем.

 5.  Вызвать  интерес  к  экспериментированию  и  исследовательской деятельности.

Ход проекта

1 этап подготовительный

Материал: лук-севок на каждого ребенка для посадки в землю; емкости для посадки лука на каждого ребенка (пластиковые стаканчики); земля, чайник с водой, контейнер с землей, небольшие лопаточки (для тех, кто будет сажать лук в землю, ножницы, простые карандаши на каждого ребенка)

2 ЭТАП – основной  (2 недели)

Дети  наблюдали  за  ростом  лука,  проводили  эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.   Результаты  экспериментов  фиксировали  в  дневнике  наблюденийВ процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах:  поговорки,  стихи,  сказки,  загадки.  Рассматривали  иллюстрации, картины  на  овощную  тематику.  Посмотрели  мультфильм  "Чиполино", "Лунтик". Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

3 ЭТАП - заключительный.

Все  результаты  записывали  в  дневник  наблюдения.  Проанализировали  и  обобщили  результаты,  полученных  в  процессе исследовательской деятельности детей. И  в  конце  нашего  эксперимента  вместе  с  детьми  выявили  условия  для роста лука: Луку, как и любому растению, нужны:

 — свет

 — тепло

 — воздух

 — вода

Оформили выставку рисунков, аппликаций.

Результаты внедрения проекта по образовательным областям:

Образовательная область «Познание»:

Развитие  вкусовых  качеств  человека,  так  же  обоняния,  осязания. Формирование  умений  устанавливать  связи  между  состоянием  роста растения  в  воде  и  на  земле,  умений  сравнивать  лук  по  форме,  величине, цвету.

Образовательная  область  «Чтение  художественной  литературы»:

Совершенствование  умений  видеть  окружающую  себя  красоту  природы  и отражение увиденного и прочитанного на рисунках. Разучивание пословиц, загадок. Просмотр мультфильма «Приключения Чиполлино»  Образовательная область «Физическая культура»: 

Формирование представлений о ЗОЖ.

Образовательная область «Социализация»:

Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание  трудолюбия,  старательности,  аккуратности,  бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.  

Заключение:

Реализация  данного  проекта  научила  дошкольников  сравнивать, анализировать,  делать  выводы.  Дети  приобрели  новый  опыт  поисково  – исследовательской  деятельности.  В  процессе  работы  над  проектом дошкольники  рассматривали  рост  лука,  отметили  его  роль  как лекарственного  сырья;  изучали  чудодейственное  влияние  на  здоровье человека. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат  проекта  принес  детям  удовлетворение,  радость  переживания, осознания собственных умений. Благодаря  проведенной  работе,  наши  дети  осознанно  могут  ответить  на вопрос, почему необходим лук.

Приложение 1

Работа с родителями:

Консультации: «Лук от семи недуг», «Полезные свойства репчатого и зеленого лука», «Чем хорош лук»

Памятка для родителей

А вы знаете?

ЛУК – оценили по достоинству  ещё задолго до нашей эры . Древние египтяне так высоко ценили его, что изображали на своих памятниках .  С    давних пор лук славится своими лечебными свойствами. «Лук от семи недуг».  И это совсем не мистика. Подмечено, что даже один запах лука отгоняет от человека болезни. В наше время это мнение подтвердилось  замечательными открытиями отечественных учёных – биологов . Если вам неприятен запах лука, старайтесь использовать его в мелко нарезанном виде, посыпайте им первые и вторые блюда. Съев лук, прополощите рот тёплой водой или добавьте в воду немного зубного эликсира .Чтобы избежать неприятного запаха лука, можно заедать его листьями петрушки и грецкими орехами. Так, во всяком случае, поступали многие древние римляне, съедая свою ежедневную порцию лука. В том, что лук необходим взрослым и детям ,нет никакого  сомнения. И,  в первую очередь потому, что он богат фитонцидами. Фитонциды угнетают развитие всех известных болезнетворных  для человека бактерий и грибов. Лук первое домашнее лекарство при заболевании простудой, гриппом. Вдыхание  паров лука  хорошо помогает при кашле, ангине, кашица лука быстро излечивает насморк. Лук используется и в качестве противоглистных домашних средств. А так же, при нарывах и фурункулах.

Пользуются луком и для укрепления волос. Сок лука втирают в корни волос рекомендуется завязать голову на 2-3ч, затем промыть голову шампунем. Волосы приобретают красивый  блеск, становятся мягкими шелковистыми.

Применяют лук и для предупреждения появления морщин на лице, и для удаления уже появившихся. Лук помогает избавиться от головной боли.

Словом,  лук  —  это  растение , которое    служит нам и пищей и лекарством.

Приложение 2

Загадки о луке.

1. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

2. Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто кафтан с него снимает,

Часто слёзы проливает.

(Лук)

3. Очень горький - но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг -

Потому что это - ... .

(Лук)

4. Кто на свете всех полезней,

Кто спасёт от всех болезней,

Кто обидит нас без рук? –

Маленький, коварный...

(Лук)

5. Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет.

(Лук)

Приложение 3

Сказка-притча «ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ»

(КНИГА "СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ" (ТОМ 2))

В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.

— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.

— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.

— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.

— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.

— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.

Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.

— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.

— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.

В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.

— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.

— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:

— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.

Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.

— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.

— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.

— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.

— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.

— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.

— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.

Приложение 4

План экспериментальной деятельности.

Земля.

Беседа: «Узнаем: какая земля».

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

Вода.

Беседа: «Вода и растения».

Цель: Выявить, насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).

Солнце.

Беседа: «Солнце и растения».

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).

Человек.

Беседа: «Человек и растение».

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет)

Приложение 5

Пословицы и поговорки о луке.

 •  Лук добр и к бою и во щах.

•  Лук, что царь, стрелы, что посланнички.

 •  Лук да баня все правят.

 •  Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.

 •  Лук семь недугов лечит.

 •  Оба луки, оба туги.

 •  Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.

 •  Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).

•  Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица.

 •  Тугой лук, — то сердечный друг.

•  Будто с лука спрянул.

•  Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.

•  Облупил, как луковку.

 •  Миряне  —  родом  дворяне:  луковки  во  щах  нет,  а  пуговка светленькая.

 •  Пожилина туга, и лук крепок.

 •  Кому до чего, а стрелку до лука.

•  Людской Семен, как лук зелен; а наш Семен в грязи завален

Приложение 6

Беседа на тему: «Посадка лука».

 Программное  содержание: учить  детей  ставить  перед  собой  цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания  детей  о  строении  луковицы,  об  условиях,  необходимых  для  роста растения;  развивать  речь  детей,  активизировать  словарь,  корень,  луковица, посадить,  углубления,  условия,  перышки;  воспитывать  желание  добиваться результата, участвовать в общем деле.

Предварительная  работа: рассматривание  луковицы;  рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука.

 Материал: луковицы,  ящик  с  землей,  стаканчики  с  водой,  лопатки, лейка. Ход занятия

  1. Вводная беседа

Воспитатель  загадывает  загадку:  «Сидит  дед,  во  сто  шуб  одет,  кто  его раздевает, тот слезы проливает». (Лук)

 Воспитатель: А почему говорят: «Лук - от семи недуг»? (Ответы детей.) Воспитатель: Да, лук помогает лечить людей. — А  как  вы  думаете,  что  необходимо  сделать,  чтобы  получить  зеленый лук? (Показ перышек лука, Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы получить такие перышки надо лук проращивать. Воспитатель: Что необходимо для роста растения? (Ответы детей.) Правильно, нужны: вода, свет, тепло.

 Физминутка

В огороде поутру погляди на грядку: наклоны вперед - назад

Лук зеленый на ветру делает зарядку. потягивание вверх;

На зарядку встали вряд репа и редиска, ходьба на месте;

 Там листочки вверх глядят, поднять руки вверх, помахать Здесь – пригнулись низко.  Присесть.

Посадка лука.

 Воспитатель:  Вы  хотите,  чтобы  у  нас  в  группе  вырос  зеленый  лук? (Ответы детей) Давайте его посадим? —  Что  необходимо,  чтобы  посадить  растение?  (Ответы  детей.)  Да, нужна  земля,  вода  и  во  что  сажать.  Давайте все  это  принесем.  (Дети приносят стаканчики, лопатки, воспитатель таз с водой)

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать в самом начале? (Ответы детей). Воспитатель: Да, насыпать землю в стаканчик. Сколько воды налить? (Воспитатель демонстрирует, дети нади насыпают землю в стаканчик.) — Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать? Донцем, где корешки. Воспитатель: Посадите  луковичку  так,  чтобы  ее  верхняя  часть выступила из земли. Теперь подумайте, какие условия необходимы для роста луковиц?  (ответы  детей)  Действительно  -  свет,  тепло  и  вода.  Сейчас поставим лук на окно, чтобы он быстрее начал расти. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам зарисовать посаженые луковицы. А когда лук прорастет, мы зарисуем его уже с пророщенными перышками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО"

Программное содержание:формировать представление о растительном мире:  цветы, листья; о цветовой гамме: зеленый, желтый, красный, синий; развивать мелкую моторику; воспитывать эстетические чувств...

Сценарий праздника "Светофор на три окошка"

Данный сценарий делался для малышей...

Проект "Окошки в мир здоровья"

Разработанный конспект по проектной деятельности в старшей группе детского сада "Окошки в мир здоровья"содержит схемы взаимодействия со специалистами МДОУ, с родителями,  примерные темы бесед, ви...

Занятие по рисованию для детей 2-3 лет. Тема: «Светит солнышко в окошко»

Занятие по рисованию для детей 2-3 лет с использованием нетрадиционных средств изображения (штампы). При организации деятельноси активно используется музыкальное сопровождение, что вызывае положительн...

Конспект гимнастики после дневного сна в подготовительной группе "Здравствуй солнышко в окошке"

Гимнастика после дневного сна  с закаливающими мероприятиями способствует постепенному переходу от сна к бодрствованию....

Конспект занятия на тему «Окошки в мир – органы чувств». Средне - младшая группа ДЦП.

Данный материал поможет педагогам знакомить детей с органами чувств в игровой форме....