Статья «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в семье»
материал

Елена Евгениевна Петинова

Третий год жизни — период импульсивного развития самостоятельности. Промедление в её формировании приводит к появлению капризов у детей, упрямству или бездеятельности: дети надеются, что всё для них должны делать окружающие. Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и постепенно приобретает умение и навыки, проявляет заботу о своих близких.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в семье»

Третий год жизни — период импульсивного развития самостоятельности. Промедление в ёё формировании приводит к появлению капризов у детей, упрямству или бездеятельности: дети надеются, что всё для них должны делать окружающие. Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и постепенно приобретает умение и навыки, проявляет заботу о своих близких.

Приучение детей одеваться, умываться и есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Самостоятельность — ценное качество, которое необходимо воспитывать с раннего возраста. Дети по своей природе активны.

Задача взрослых — развивать эту активность, направлять её в нужное русло. Каждому из нас знакомо стремление ребенка к самостоятельности: «Я сам» - говорит он каждый раз, когда взрослый начинает натягивать на него рубашку, колготки, кормить его. Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают веру в свои силы. Да и взрослые не облегчают работы, если подсчитают, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее отцу или матере потратить время на то, чтобы ребенка научить необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На порсьбу ребенка «Я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться.

Следует создать в семье необходимые условия для приобретения навыков: приспособить вешалку к росту ребенка, выпилить полку для хранения (носовых платков, носков и т. д.) потостоянное и удобное место для полотенца и т. д. Обучая детей тем или иным дейтсвиям, взрослые наглядно демонстрируют способ их выполнения (намыливать руки, завязывать шарф, правильно держать ложку) и т. д. Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился есть ложкой.

Очень важна последовательность в обучении, так и действия, связанные с раздеванием быстрее осваиваются детьми, чем дейтсвия с одеванием: ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо.

В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое до конца: например, не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать. В закреплении навыков большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно закрепить знания о последовательности в одевании, раздевании, умывании.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно меньше прибегать к замечаниям, наставлениям, парицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат. Малыши обладают большой подражательностью. Все виденное отражается в их поведении. Поэтому, воспитывая у детей самостоятельность и аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности.

Труд должен приносить радость ребенку. Поэтому не надо его упрекать в медлительности и небрежности. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес. Важно, чтобы с раннего детства, ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с самого раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнить различные действия самостояте...

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ре...

"Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста". Статья для родителей

Третий год жизни- период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в её формировании, приводит к появлению у детей капризов, упрямству или лени. Самостоятельность формируется в процессе при...

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Она воспитывается с раннего детства....

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании. Уникальность этого периода состоит в стремительности развития ребенка, что требует пристального внимания и родителей, и пед...

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни....

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста

Родительское собрание«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА №4 «ОДУВАНЧИК» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...