Развитие значимых компетентностей у дошкольников
статья

Дорощенко Елена Николаевна

В статье говорится о развитии значимых компонентов дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_razvitie_znachimyh_kompetentnostey_u_doshkolnikov.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие значимых компетентностей у дошкольников

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка формируются умения сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией

Признаки коммуникативной компетентности:

Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми

удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения

Овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения)

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем

умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Умение спокойно отстаивать свое мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Задачи социально – коммуникативного развития:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для детей подготовительной к школе группы характерно содержательное общение с воспитателем по инициативе ребенка. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог ролевой и по поводу игрыДошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о летнем отдыхе, о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т. п.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется ее основная, коммуникативная функция языка и речи. 

Дети учатся поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свое и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа.

У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Психолого-педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников благодаря системе целенаправленной работы.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. 

Общение в игре: в творческой ролевой игре совершаются диалогическая и монологическая речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулируемой и планируемой функций речи. Положительно влияет на речь детей участие педагога в детских играх и обсуждение хода игры, выдвигая на первый план методический вывод: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Как в игровых ситуациях развивать коммуникативную компетентность дошкольника?

Игровые упражнения на развитие умения активно слушать направлены на:

  • развитие вербальной и невербальной коммуникации;
  • обучение умению задавать открытые и закрытые вопросы;
  • обучение умению перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
  • обучение умению понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
  • развитие слухового восприятия информации;
  • обучение умению определять эмоциональные состояния собеседника и отражать их с помощью выразительных движений и речи.

К данным играм можно отнести

«Что случилось?», «Собери чемодан», «Эхо», «Взаимное цитирование», «Почта», «Кто ты?», «Что в сундучке?», «Картинная галерея», «Азбука почемучек», «Тайный смысл», «Идет следствие», «Это и хорошо, и плохо» и др.

Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (говорить самому).

Задачи:

  • учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
  • развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;
  • научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми

К данным играм можно отнести – «Художник слова», «Магазин», «Опиши друга», «Библиотека», «Угадай кто это», «Построим город», «Телевизор» и др. (описание игр см. в приложении)

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Итоговым продуктом нашего взаимодействия с детьми является:

  • оформление индивидуальных кейсов детей, где хранятся их награждения, сертификаты, грамоты;
  • оформление творческого портфолио детей;
  • совместное создание мини-игры «Занимательные прищепки»;
  • театрализованные постановки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений и проблемных ситуаций для развития социально-значимых качеств у дошкольника

Эксперименты с помощью которых можно развивать социально-значимые качества у дошкольника...

Развитие социальной компетентности старших дошкольников.

Формирование социально-коммуникативной компетентности является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире....

Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников.

Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду явлется формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.Мной была подг...

Развитие социально-значимой отзывчивости у дошкольников на основе образовательного художественно-эстетического развития

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающ...

Консультация для воспитателей логопедических групп "Значимость развития зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией"

В данном материале показана роль зрительного восприятия в коррекционном процессе, значимость его развития у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией....

«Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»

Даже опытные педагоги не знают   как вести себя с ребенком в той или иной ситуации, как поступить правильно, чтобы каждому в коллективе детей было уютно и комфортно....

Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в игровых ситуациях.

Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС....