Практикум совместно с психологом для родителей "Как снять психоэмоциональное напряжение"
материал

Киселева Кристина Владимировна

Практикум совместно с психологом для родителей "Как снять психоэмоциональное напряжение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Семинар-практикум для родителей

«Как снять психоэмоциональное напряжение»

Подготовили:

Смирнова Н.С., педагог-психолог

Киселева К.В., музыкальный руководитель

г. Советский

2023 г.

Цели: знакомство родителей со способами снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработка конкретных эмоционально- положительных навыков взаимодействия взрослого с ребёнком по формированию стрессоусточивости у дошкольников для обеспечение общего эмоционально-положительного фона развития и воспитания ребёнка.

Содержание занятия

1. Вступительное слово

Педагог-психолог: Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального напряжения, возбуждения. Виной тому может быть усталость, кризис, стресс по тем или иным причинам и другие причины. Родители могут снять это напряжение, успокоить малыша, используя различные игры, создающие положительный эмоциональный фон и для релаксации.

Здравствуйте! Мы рада всех видеть! (Называет поимённо воспитанников и по подсказкам детей взрослых). Вот мы и познакомились.

1. Упражнение «Передай»

Педагог-психолог: Посмотрите какой чудесный у меня мячик. Он не простой, а волшебный, с улыбкой. Когда вы передаёте его кому-либо, с ним передаётся ваша доброта, ваше тепло и радость. Приятно получить такой мячик! Сейчас мы будем передавать его по кругу.

2. Упражнение «Мы с тобой одна семья»

Ты и я, ты и я, (Взрослые и дети указывают пальчиком

друг на друга.)

Мы с тобой одна семья. (Кладут руки на плечи друг другу.)

Вместе читаем, (Делаем газету.)

Вместе играем, (Берутся за руки и кружатся.)

Вместе и во всём (Хлопают в ладоши попарно.)

Друг другу помогаем.

3. Психогимнастика «После дождя»

Представьте жаркое лето, только прошёл дождь. Ярко светит солнышко, отражаясь в многочисленных лужах. Как много здесь луж! Давайте постараемся пройти осторожно, стараясь не замочить ног. (Звучит спокойная музыка и родители осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, привлекая к игре своих детей.)

Ой, расшалились наши дети, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Ой, как нам весело! (Звучит весёлая музыка.)

4. Психогимнастика «Растёт цветок»

В солнечный день садовник посадил в землю семечко (дети присаживаются, сжимаясь в комочек, обхватив колени руками, опустив голову).

Поливал, поливал его садовник (родители изображают действия садовника). И семечко стало расти, у него появились маленькие росточки (распрямляется туловище, руки поочерёдно выбрасываются вверх.)

Росло, росло, радовалось тёплому солнышку (улыбка, удовольствие на лице «садовников» и «цветков») и, наконец, выросло в прекрасный цветок (встать и изобразить руками цветок, приставив ладошки к голове. А «садовники» любуются делом своих рук.) Вот такой красивый и счастливый (удовольствие и радость на лице). Дули ветры, цветок качался, шевелил листочками, хмурился, но стоял (дети качаются, нахмурив брови, напряжены.) Наступила пасмурная, дождливая осень. Цветок лёг на землю. (Дети ложатся на ковёр рядом с родителям и поглаживают «цветочки».)

Но он не погиб, у него появились новые семена (улыбка, и весной они снова взойдут и вырастут, превратившись в прекрасный цветок. (Дети встают и изображают цветок. А родители любуются своим детищем. Улыбка и удовольствие на лице.)

Информация для родителей:

Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции!

Сжимание мышц кистей рук также затормаживают отрицательные эмоции!

5. Игра «Птичка»

У взрослых в руках по прищепке. Взрослые сопровождают действия с прищепкой текстом.

Птичка клювом повела, (Руки с прищепкой поворачиваются

из стороны в сторону.)

Птичка зёрнышки нашла, (Рука ребёнка показывает ладошку с

воображаемыми зёрнышками.)

Птичка зёрнышки поела, (Пощипывание прищепкой ладошки

ребёнка.)

Птичка песенку запела. (Прищепка ритмично открывает и

закрывает «ротик»-поёт. Взрослые

и дети напевают: «Ля-ля-ля!»

У детей в руках по прищепке. Дети сопровождают действия с прищепкой текстом.

6. Игра «Глупая ворона»

У детей и взрослых по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Свои действия с прищепкой сопровождают проговариванием стихотворного текста.

Глупая ворона (Прищепка ритмично открывает и

Увидела бумагу- закрывает «ротик».)

Как её ухватит. (Наклон кисти с прищепкой и

Думала конфета, захват фантика.)

Оказалось…фантик.

7. Игра «Тихий час для мышат»

Психолог предлагает всем детям превратиться в мышат и показать, как они обедают—откусывают кусочки сыра; гладят свои животики—наелись; показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации на 2-3 минуты. А взрослые поглаживают своих деток-мышат. На счёт «три» все мышата превращаются в ребят. Психолог говорит: «Откройте глаза. Вы отдохнули и у вас хорошее настроение. Ваши мамы и папы тоже нуждаются в отдыхе после работы и разных дел. Надо и им дать отдохнуть и помочь расслабиться». Теперь взрослые укладываются «спать» на коврик и их поглаживают их детки-мышата.

8. Игра «Шишки»

«А теперь ребята уже медвежата, а мамы-медведицы, а папы-медведи. Медведицы и медведи бросают вам медвежатки шишки (шишки возможно сделать совместно из бумаги или имитировать соответствующими движениями, а вы их ловите и тоже бросайте».

В конце игры: «Но вот все устали и роняют лапки вдоль тела—лапки отдыхают». А сейчас я передаю слово музыкальному руководителю Кристина Владимировне.

Музыкальный руководитель: Уважаемые родители, я в свою очередь, хочу с поговорить с вами о том,  как можно снять напряжение детей с помощью музыки, или по другому музыкотерапии.

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. 

Как правило, в музыкотерапии прослушивается классическая музыка. Но, не все классические произведения оказывают положительное влияние. Музыка по – разному влияет на состояние ребенка. Успокаивающее воздействие оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского. Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля.

 Использовать для прослушивания нужно только то произведение, которое нравится ребенку.  Музыку можно использовать перед сном для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в сон. Использовать нужно мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса дельфинов, журчание ручейка). Когда дети слушают такую музыку, они на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. А так же можно и будить ребенка под музыкальное сопровождение. Музыка поднимает настроение, снижает чувство тревожности, создаёт чувство внутреннего покоя, радости, желание общаться друг с другом.

Для прослушивания рекомендую музыкальные произведения

  1. Бетховен Л. «Лунная соната»
  2. Григ Э. «Песня Сольвейг»
  3. Дебюсси К. «Лунный свет»
  4. Римский-Корсаков Н. «Море»
  5. Сен-Санс К. «Лебедь»
  6. Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
  7. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
  8.  Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»

Предлагаю вашему вниманию игру колыбельную перед сном «Спать пора»

Родитель нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова колыбельной.

Нашим пальчикам спать пора,

Нашим ручкам спать пора,

Нашим глазкам спать пора,

И волосикам спать пора.

Нашим ножкам спать пора,

И животику спать пора,

Спинке тоже спать пора,

Лобику тоже спать пора.

(Имя ребенка) тоже спать пора!

 Мы с собою спать возьмем…..

Такие игры колыбельные оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, и даже лечат. Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов. Необходимо сопровождать колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если взрослый делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются и быстро отходят ко сну. И сам сон у ребенка будет спокойный и продолжительный.

Колыбельные не обязательно петь, можно задушевно и ласково проговаривать слова, нашептывать.

Далее упражнение «Послушаем звуки».

      Ребенок садится удобно, руки опущены вдоль туловища, спина прямая, глаза закрыты.

      Родитель: «Послушаем звуки вокруг нас, за окном, далеко-далеко». Открываем глаза. «Что вы слышали?»

Упражнение на релаксацию «Солнечные лучики»

Закрой глазки, ты лежишь на мягкой траве, вокруг тебя на поляне растут цветы.
Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко. Ты чувствуешь теплые лучики солнца. Лучики согревают твои руки, ноги, лицо.
Один из лучей коснулся твоих губ и нарисовал тебе улыбку. Тебе приятно от этих прикосновений. Ты ощущаешь себя частью природы. Эту улыбку ты пронесешь и подаришь своим друзьям…
Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Твоя прогулка была чудесной. Выполнять упражнение можно в любое время года… (Можно сопровождать инструментами).

Арт-игра «Смешной страх».

Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.

Включите «Симфонию 40» Моцарта и предложите ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ. Теперь смените музыку на «Шутка» Баха и дорисуйте пугающим рисункам что-то смешное: балетную пачку, забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь. При желании, рисунок можно скомкать и выкинуть, либо сжечь.

Прослушивание успокаивающей музыки может помочь ребенку сосредоточиться. Даже очень маленькие дети могут наслаждаться расслабляющей классической музыкой.

Педагог-психолог: Уважаемые родители, наш практикум подошёл к концу. Я предлагаю всем участникам взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу, а потом вместе сказать: «До свидания!—шёпотом, обычным голосом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей «Игровые методы снятия психоэмоционального напряжения у детей»

Нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального...

Практикум для родителей «Игровые методы снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения, спортивные кружки и различные секции они получают большое количество информации, устают физически и эмоционал...

Семинар-практикум для педагогов "Снятие психоэмоционального напряжения с использованием музыкотерапии" (07.02.2018)

Музыка-это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в древней Греции и других странах. Термин "Мкзыкотерапия имеет греко...

Презентация к семинару - практикуму (для педагогов ДОУ) "Снятие психоэмоционального напряжения с использованием музыкотерапии" (07.02.2018)

Музыкотерапия-это метод. использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений,. страхов. двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднен...

Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку с...

НОД педагога-психолога Снятие психоэмоционального напряжения у детей в условиях сенсорной комнаты

Цель: Создание условий для снятия психоэмоционального напряжения у детей с ТНР с использованием оборудования сенсорной комнаты. Задачи: • Формировать навыки релаксации и снятия эмоционального нап...