Занятие по коммуникативной деятельности "В поисках сказок"
материал (средняя группа)

Бузмакова Елена Валерьевна

Технологическая карта по развитию речи в средне группе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx49.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 102

664009, г. Иркутск, ул. Советская, 129, тел. 54-37-12, e-mail: m.u.ryazanceva@mail.ru

Технологическая карта организованной образовательной области «Коммуникативная деятельность» с детьми средней  группы

                                 Тема: «В поисках  сказок»

Автор: Бузмакова Елена Валерьевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №102, город Иркутск

Дата проведения:

Место проведения: группа

Количество детей: 15 человек

                                                                                                    г. Иркутск

Цель: создать условия для развития эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные:

  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
  • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
  • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
  • закреплять последовательность действий персонажей.

Совершенствовать умение и желание детей быть преобразователями неживой природы, участниками чудесных    превращений и фокусов;

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;

Систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;

Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;

Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;

Активизация словаря: свеча, пламя, волшебство, фокус.

Развивающие:

  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление; артистические способности.

Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов и экспериментов;

Развивать диалогическую форму речи;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать связную, доказательную речь;

Продолжать развивать проективное мышление, воображение, творческую инициативу, индивидуальность;

Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас;

Воспитательные:

  • воспитывать доброе отношение к животным;
  • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;

Воспитывать умение видеть в обычных бытовых явлениях, предметах – необычное, волшебное;

Воспитывать активное произвольное внимание, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;

Воспитывать удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;

Воспитывать внимательное, позитивное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

Предварительная работа с детьми: 

  • чтение сказки «Теремок»;
  • рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) по иллюстрациям;
  • рассказывание чистоговорок, пальчиковая гимнастика и артикуляционная;
  • чтение русских народных сказок;
  • дидактические игры «Чей малыш», «Кто где живет», «Кто как кричит».

Чтение художественных произведений: отрывки из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», Н. Носова «Приключения Незнайки», познавательные рассказы.

Наблюдение за водой в разных состояниях (лед, снег, вода).

Беседы об этих объектах природы.

Изготовление элементов костюмов для волшебника и его помощников (колпачки), элементарные опыты с водой. Просмотр мультфильмов: «Фиксики», «Новаторы».

Разучивание считалки «Камень, ножницы, бумага», стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода»;

Поделки из природного материала.

  • Материалы и оборудование: мультимедийный экран, иллюстрации к сказке «Теремок»
  • костюмы и маски героев сказки
  • письмо от Деда Мороза
  • Большой конструктор чтобы построить теремок.

колпачки, стаканы по количеству детей (с водой и пустой); монеты, камешки, свеча, куски плотной бумаги, тарелка, кисточка для рисования, йод, стакан с водой, лимон.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, технология сотрудничества.

Подготовка к занятию: проветривание группы, организация рабочей зоны для экспериментирования для группы детей.

Этапы последователь-ности деятельности

Содержание деятельности

Действия деятельности педагога

Действия деятельности детей

Планируемый результат

Мотивационно-организованный

(Раздается стук в дверь, педагогу вручают письмо)
Педагог. Ребята, нам тут кто-то письмо отправил, давайте откроем его и прочитаем.

 Дети. Да! Давайте!
Педагог. (читает письмо)  

Здравствуйте, ребята, это Дедушка Мороз. Мне нужна ваша помощь, представляете, я забыл все сказки, которые мне рассказывали в детстве, даже не знаю, как теперь дарить подарки детям, ведь многие дети просят подарить им тех героев, которые живут в сказках. Спасибо вам, ребята, я уверен, что вы мне поможете, до скорых встреч. Дедушка Мороз.

Создает положительный настрой, вызывает интерес.

Эмоционально включает в действие, слушание.

Вовлекает в совместную деятельность.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Побуждает детей рассуждать, думать, представлять.

Приветствие. Участвуют в групповых действиях.

Выражают собственные мысли, чувства.

Рассказывают, объясняют.

Психологическая готовность детей.

Развивать чувство сопереживания к своим товарищам.

Формальная готовность  к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания.

Основная часть

Педагог. Ребята, давайте поможем Деду Морозу, иначе много детей останется без подарков на Новый год. Вы согласны? А какие сказки вы знаете?

 (Дети перечисляют сказки)

Ребята, вы молодцы, много сказок знаете, посмотрите, пожалуйста на доску, как вы думаете, что это за картинки? Может, это герои из какой-то сказки?

Правильно, конечно, это сказка Теремок. Я предлагаю вам рассказать про теремок стихотворение.

Пальчиковая гимнастика Теремок.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок («крыша» из рук)

Из окошка виден свет (прямые ладошки вдоль щек)

Кто-то варит там обед (имитируем мешание каши в кастрюле)

Мышка-норушка зерно толчет (два кулачка стучат друг об друга)

Лягушка-квакушка пироги печет (стучим ладошками друг об друга)

Серый волк с колючим ежиком

Режут сало острым ножиком (одна ладошка

А петух на подоконнике им играет на гармонике.

Педагог: Скажите мне, пожалуйста, а картинки на доске все правильно висят, кто первый пришел к теремку? Правильно, мышка-норушка. Молодцы. А давайте расскажем про мышку чистоговорку.

Чистоговорка

Ша-ша, ша-ша, кушай, мышка, не спеша.

Шо-шо, шо-шо - летом очень хорошо.
Шу-шу, шу-шу - я флажком тебе машу.

Ши-ши, ши-ши - наши дети хороши.

Ыш-ыш, ыш-ыш - на реке шумит камыш.

Ышка-ышка-ышка – наша мышка- шалунишка.

Призывает детей к сотрудничеству, наталкивает на размышления. Наталкивает на мысль о волшебных заклинаниях.

Совместная деятельность

Побуждает детей к совместным коллективным действиям.

Дети охотно и с интересом участвовали в пальчиковой гимнастике.

Дети заинтересовались

  Дети дуют на письмо.

Координировать речь и движения. Развитие мелкой моторики рук, внимания. Развитие артикуляционного аппарата.

Развивать мышление, воображение.

Воспитывать умение видеть в обычных бытовых явлениях, предметах – необычное, волшебное.

Разработка дыхательного аппарата.

Педагог: Скажите, ребята, а кто пришел к теремку после мышки?

Правильно, Лягушка-квакушка.

Давайте мы с вами расскажем про лягушку и слона.

Артикуляционная гимнастик «Лягушка и слон»

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Улыбнулись губки, вот и наши зубки.

Подражаю я слону, губы хоботом тяну.

Педагог: Ребята, а кто следующий пришел к теремку? Правильно, молодцы, зайчик -побегайчик. Расскажем про зайчика стихи?

                                   

Зайка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть (обхватывают себя руками, трут ладошки)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать (обхватывают себя руками, прыгают)

Кто-то зайку напугал, зайка прыг, и ускакал (закрывают лицо ладошками, сели на место)

Педагог: Молодцы, ребята, знаете сказку, а кто еще пришел к теремку после зайчика -попрыгайчика?

Дети: Лисичка -сестричка.

Педагог: Правильно, лисичка -сестричка. Давайте про лисичку- сестричку расскажем.

Артикуляционная гимнастика

Са-са-са, вот идет лиса,

Су-су-су, видим мы лису.

Сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы,

Са-са-са, лисонька-краса, За-за-за, закрывай глаза.

Ся-ся-ся, вот и сказка вся.

Подталкивает детей на размышления, выводы.

Вызывает у детей интерес к опыту и конечному результату эксперимента.

Призывает детей рассуждать, размышлять, делать предположения и выводы.

Дети высказывают свои версии, догадки.

Дети с интересом наблюдают за опытом и результатом проводимого эксперимента.

Дети логически рассуждают, выдвигают предположения, гипотезы.

Развивать мышление, диалоговую речь.

Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности.

Педагог: Вот молодцы. Ребята, а кто после лисички- сестрички пришел к теремку?

Дети: Волчок -серый бочок.

Педагог: Правильно, молодцы, мы с вами и про волчка- серого бочка стихотворение знаем, давайте покажем и расскажем.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

 « Апельсин»

Мы делили апельсин. (Сжимаем ручку в кулачок )
Много нас, а он один!
(Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа,     
(Разгибаем большой пальчик)
Эта долька для чижа,   
(Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят,   
(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра,(Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура.!   
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас - беда! (Берем вторую ручку и двумя руками показываем волчью пасть)
Разбегайся кто куда!  
( руки прячем назад)

Педагог: Молодцы, скажите, пожалуйста, ребята, а кто пришел к теремку после волчка -серого бочка?

Дети: Мишка косолапый.

Педагог: Правильно, давайте про мишку косолапого тоже стихи расскажем.

Пальчиковая гимнастика «Как медведь к зиме готовился…»

По лесочку Мишка шел,

(расставляем пальчики и немного их сгибаем)

Мишка ягодки нашел.

(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)

Стал он ягоды считать,

(загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять!

Надо Мишке все собрать.

(кулачки сжимаем и разжимаем)

Дальше Мишка наш пошел,

(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)

Вдруг, грибочки он нашел!

(делаем из ладошек гриб: шляпку и ножку)

Стал грибочки собирать,

(загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять!

(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)

Ну, а как придет Зима…

(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)

Мишка ляжет спать, друзья! (ладошка к ладошке)

Педагог: Ребята, какие вы молодцы, так много стихов и чистоговорок знаете. Как мы с вами хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам поиграть, вы согласны?

Дети: Да!

Педагог: Давайте надуем пузырь, надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой и не лопайся. Давайте поиграем в игру Васька-кот, мы все с вами превратимся в мышек. А кот Васька нас потом будет ловить.

Вызывает интерес к новому, неизвестному.

Предоставляет возможность  детям обсудить, найти конструктивное решение.

Призывает к

Дети заинтересованы, внимательно слушают видеообращение.

Развивать внимание, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

Игра «Васька кот»

(один из детей встает в круг и изображает Ваську кота, а стальные дети- мышки)

1.Ходит Васька серенький, хвост пушистый, беленький,

ходит Васька кот, ходит Васька кот,

2.Сядет, умывается, лапкой вытирается,

Песенки поет. песенки поет.

3.Дом неслышно обойдет, притаится Васька-кот,

Серых мышек ждет, серых мышек ждет.

Васько-кот: Мышки, мышки, вам беда, не ходите никуда, всех поймает кот!

Педагог: Ребята, вот мы с вами и отдохнули, поиграли, а сейчас давайте покажем нашим гостям сказку «Теремок», про которую мы сегодня говорили. Покажем7

Дети: Да!

Драматизация сказки «Теремок»

Педагог: Ребята давайте все вместе построим новый теремок. Строить будем теремок дружно, будем помогать друг другу, хорошо.

Дети: Давайте!

(Дети строят из конструктора теремок)

Педагог: Ребята, какие вы молодцы, такой красивый и просторный теремок построили для зверей, теперь там точно все поместятся, да?

Дети: Да!

Педагог: Ребята, как вы думаете, Дедушка Мороз вспомнил все сказки, мы помогли ему сегодня? А что вам понравилось сегодня больше всего? Молодцы, ребята, вы сегодня помогли Деду Морозу и сказку показали столько всего интересного рассказали. Теперь Дедушка Мороз наверняка всем ребятам принесет подарки, и, конечно, вам тоже, без вас бы он не справился. Спасибо вам, ребята.

Конец занятия.

Дети с интересом отгадывают загадку.

Развитие внимания, логического мышления.

Дети рассказывают стихотворение.

Развивать связную, выразительную речь.

Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость.

Получение нового игрового опыт.

Активно играют.

Демонстрируют физическую активность.

Берут на себя  роль.

Снять напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузка мышц, нервной системы.

Побуждает детей на размышления.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.

Отвечают на вопросы, рассказывают,

объясняют.

Активно высказывают свои предположения, догадки, предложения.

Дети надевают колпачки.

Развивать воображение, диалоговую речь, учить отвечать на вопрос полным предложением.

 

Воспитатель пробуждает интерес детей, заинтересовывает.

Подталкивает детей выдвигать гипотезы.

Воспитатель призывает детей к совместной деятельности.

Дети отгадывают загадку.

Дети проводят эксперимент.

Развитие логического мышления, воображения.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Рефлексия.

Воспитатель вызывает интерес, побуждает детей к диалогу, анализу и подведению выводов о проделанной работе.

Воспитатель демонстрирует опыт.

Мотивирует детей на самостоятельное получение знаний и применение их.

Воспитатель с подводит детей к выражению эмоций от занятия, с помощью вопросов выясняет что нового и интересного узнали дети.

Путем сравнения дети делают вывод, что камень опускается на дно стакана, выталкивает воду и ее становится больше. Спичка плавает сверху и воды осталось столько же. Выдвигают гипотезу, что камень тяжелее воды, а спичка легче.

Дети проверяют руки воспитателя, трогают монету.

Дети выражают свои эмоции, впечатления, полученные знания.

Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности.

Закрепление знаний об окружающем мире, развитие памяти, логического мышления, наблюдательности. Умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Вызывать удовольствие от совместной деятельности с детьми. Прививать интерес ко всему новому и интересному.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Формирование элементарных навыков самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Познавательно коммуникативная деятельность: РАССКАЗЫВАНИЕ РУСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ « КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»». 1 младшая группа

Вниманию педагогов, представляю конспект открытого занятия в 1 младшей группе. Тема: " Рассказывание русской народной сказки " Кот, петух и лиса"....

Конспект коррекционного занятия Познавательно-коммуникативной деятельности детей второй группы раннего возраста с использованием КТ

Познавательно – коммуникативная деятельность.Тема: Чтение потешки «Катя, Катя маленька…»Цель: Учить внимательно, слушать и понимать содержание потешки, воспроизводить игровые действия согласно тексту ...

Конспект коммуникативной деятельности «Страна Сказок» в подготовительной к школе группе

Конспект коммуникативной деятельности «Страна Сказок»в подготовительной к школе группе №2 «Звездочка»Плеханова Анастасия Раймондовна, воспитатель МБДОУ ДС №45 «Росинка»Дата проведения: 31 марта 2...

Конспект занятия на тему: «На поиски сказок» средняя группа

Конспект занятия по сказкам, с элементами театрализации...

Конспект занятия по ФЭМП « В поисках сказок».

Конспект занятия  по ФЭМП « В поисках сказок».Цели:-закреплять счёт в пределах 10,Закреплять знание геометрических фигур,Закреплять  знание дней недели;-продолжать учить решать...

Занятие по коммуникативной деятельности "В поисках сказок"

Технологическая карта занятия по развитию речи...