Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Гритчина Надежда Сергеевна

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С МАЛЫМИ ФОРМАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ПОТЕШКИ)

«ОЙ, КАЧИ, КАЧИ, КАЧИ…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_r.docx495.31 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С МАЛЫМИ ФОРМАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ПОТЕШКИ)

«ОЙ, КАЧИ, КАЧИ, КАЧИ…»

http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1660529910_12-klubmama-ru-p-podelki-iz-baranok-i-sushek-svoimi-rukami-16.jpg

                                                                                                       ВЫПОЛНИЛА

             ВОСПИТАТЕЛЬ

  МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД

«ФЛАЖОК»

ПГТ.ГВАРДЕЙСКОЕ»

ГРИТЧИНА Н.С.

2023 год

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры и знакомство с малыми жанрами  устного народного творчества – потешками на занятиях по развитию речи.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешки); вызвать радость общения с образным языком произведения, побуждать детей запоминать и проговаривать слова потешки за воспитателем,
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
  3. Формировать представления о народных традициях, развивать интерес к культуре и быту своего народа;

Предварительная работа: рассматривание с детьми калача, баранок; обратить их внимание на то, что калач большой, а баранки маленькие. Знакомство детей с русской печью.

разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»

чтение и заучивание потешек «Петушок, «Как у нашего кота», «Кот на печку пошёл».  

Оборудование : игрушки кота, петушка, картинки русской печи, баранок, калачей, птиц, мольберт, стол, сервированный к чаю, сундучок с замком, клубок ниток.                    

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Дружно встанем мы в кружок

Ты дружок и я дружок

Вместе за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся.

(Поздороваться с гостями)

Воспитатель: Ребята, я  очень люблю ходить в гости, а вы?

Дети: Да

Воспитатель: А давайте мы с вами сегодня отправимся в гости . Я приглашаю вас  в русскую избу.  Проходите, рассаживайтесь. Посмотрите , как хорошо в избе, уютно, тепло. Что есть в избе?

Дети: посуда, лавочка, сундук…

Воспитатель:

Стол, а на столе стоит самовар. Добра всякого видимо невидимо.

2. Основная часть

Воспитатель: Посмотрите ребята это - сундук расписной, но мне не открыть его одной. Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок,

кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали,

Потянули и  открыли

Воспитатель: Какие вы молодцы, дружно открыли замок. Что же там я погляжу, да ребяткам покажу (достаю клубок ниток). Ребята отгадайте загадку:

Что за зверь со мной играет?

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

Дети: котик.

Воспитатель: Да, это котик, вот он, сидит на лавочке. И его любимая игрушка клубочек ниток. Котик любит слушать потешки, да песенки про себя. А вы знаете потешки про кота? (дети читают потешки)

1.Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.

Воспитатель: котику очень понравились про него потешки, он вам спасибо промурлыкал. Мурр..Скажите  мне, ребята, какая шубка у котика, А какие зубки? А что еще есть у котика?

Дети: хвостик, ушки, лапки

Воспитатель: Молодцы, а сейчас котик хочет с вами поиграть в игру «Кот и клубок». (наш котик будет догонять свой клубок). Встанем дружно все в кружок и будем передавать друг другу клубок.)

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте отпустим котика отдыхать на лавочку.

- В сундучок я загляну,

Что же там я погляжу.

Да ребятам покажу.

(достаю игрушку петушка)

Воспитатель: Какой красивый у нас петушок. Давайте назовём, что есть у петушка?

Дети: голова, гребешок, бородушка, хвост, крылья, ноги.

Воспитатель: Давайте нашего петушка похвалим, расскажем про него потешки:

Петя, Петя –петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка

Воспитатель: петушку очень понравились ваши потешки, и он прокричал ку-ка-ре-ку.

 Физкльтминутка

Девочки и мальчики.

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.

Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны)

Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте)

Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши)

Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны)
Глазками поморгаем (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхаем (приседают, руки свободные)

Воспитатель: Давайте в сундучок я загляну. Что же там я погляжу:

 Показать детям картинки с калачом и баранками, спросить их названия. Напомнить, что калачи  большие, а баранки чуть поменьше, что их пекут в печи.

А сейчас, ребята, послушайте потешку.

- Ай, качи - качи - качи,

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

В пылу с жару из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися бараночки

Чтение потешки сопровождаю показом изображений . На первой картинке изображена печь, в которой на неостывших углях стоит противень с баранками и калачами. На следующей изображены баранки и калачи.

-Налетели тут грачи, подхватили калачи, - читаю и одновременно показываю картинки птиц, а затем изображение калачей (затем все убираю и оставляю только картинку с баранками)

3. Беседа. «Что потешка рассказала»

-О чём говорится в потешке? Какие баранки и калачи? Что с ними случилось? Кто такие грачи? (давать детям целевые установки, чтобы старались ответить предложениями из потешки)

Ответы детей: -О баранках и калачах. Они румяны и горячи. Их пекут в печи. Их подхватили грачи. Грачи – это птицы.

 Повторяю потешку, голосом показывая интонацию, сопровождая действиями. Предлагаю детям повторять со мной:

- Ай, качи - качи - качи,

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

С пылу с жару из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися бараночки.

 Читая потешку 2 раз, показываю поднос с баранками и калачами. Напоминаю, что они горячие, надо на них подуть. (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА) Объясняю, как это делается:

- Надо глубоко вдохнуть воздух, а потом выдохнуть на баранки сделав губы трубочкой. Дети подходят ко мне, дуют на поднос с баранками и калачами. Слежу, чтобы выдох был длительным. Повторить 2-3 раза.

Ставлю поднос на стол, где стоит самовар и чайные чашки.

Подведение итогов:

Где вы были в гостях? (в русской избе)

Вам понравилась русская изба? (Да)

Про каких животных мы рассказывали потешки? (про петушка, котика)

-Как называется потешка, которую мы читали? О чём в ней говорится?

-Чем отличаются калачи от баранок? Какой они формы? Где они пекутся? Кто украл калачи? А что нам осталось? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе по развитию речи с элементами мнемотехники

Занятие по развитию речи в младшей группе. В занятие используются элементы мнемотехники ( прием запоминания, мнемодорожка).Ранее с детьми была проведена подготовительная работа- прочитана и разобрана ...

Конспект занятия в младшей группе по развитию речи "Перчатки".

Учить детей правильно называть предметы одежды, составлять небольшие рассказы по картинке....

Конспект занятия в младшей группе по развитию речи "Наблюдение за кошкой"

- закреплять умение детей распозновать кошку по внешним признакам;- воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним, желание ухаживать за ними....

Конспект занятия в младшей группе по развитию речи на тему: "Овощи"

Конспект НОД в младшей группеЛегкая Т.В.Развитие речи. Тема: «Овощи». Цель: Закрепить знания детей о таких понятиях, как  «овощи». Учить составлять описание предмета....

Конспект занятия в младшей группе по развитию речи "Сказочный сундучок"

Конспект занятия в младшей группе по развитию речи "Сказочный сундучок"...

Конспект занятия в младшей группе по развитию речи на тему «Посуда» .

Обогащать словарь Воспитывать инициативность в речевом общении с окружающими;Развивать логическое  мышление, творческое воображение....