Консультация для родителей чьи дети пришли в детский сад впервые
консультация (младшая группа)

Смагина Ольга Владимировна

Данный материал подходит для родителей чьи дети впервые пришли в детский сад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bally_sent_23.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Адаптация детей 2–3-летнего возраста к условиям детского сада»

Бойцова Ольга Владимировна

18 сентября 2023

Адаптация детей 2-3 летнего возраста

к условиям детского сада группы № 9 «Бусинки»  д/с № 19 Красногвардейского района г. Санкт-Петербург

За период своей работы с детьми я выделила главные критерии адаптации ребенка к новым социальным условиям. В этот период происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Происходят изменения в привычных формах жизни.

Для ребенка, пришедшего вновь в детский сад, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него смятение.

Стоит обратить внимание в семье, что необходимо к концу первого года жизни сформировать у ребенка умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо научить ребенка пользоваться ложкой, включить в рацион разнообразные блюда. По возможности приучить ребенка к горшку и по возможности не пользоваться памперсами.

В период адаптации происходят следующие нарушения в привычном поведении ребенка:

• настроения.

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость (продолжительность – индивидуальна и составляет от недели до 1,5 месяца).

• сна.

Дети очень часто с трудом засыпают вечером, плачут перед сном. Утром детей бывает очень трудно разбудить. Недостаток сна сказывается на самочувствии ребенка (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).

• аппетита.

Плохой аппетит привыкающих детей связан по причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).

• понижение иммунитета.

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть, реагируют на переохлаждение, перегревание, гораздо чаще, чем в обычном состоянии (продолжительность – от 2 до 10 месяцев).

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада делится на адаптационные периоды.

1. Легкая адаптация. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На¬строение бодрое, без плача. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок быстро отвлекается, интересуется другими детьми из группы и новыми игрушками. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют. Продолжительность легкой адаптации 1-2 недели.

2. Средняя адаптация. В общем состоянии нарушения выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается через более длительный период. Ребенок более эмоционально-возбужденнее по отношению к легкой адаптации. Отношение к детям, без¬различное, но может быть и заинтересованным. Игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Продолжительность средней адаптации до 30 дней.

3. Тяжелая адаптация. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Игра ситуативная, кратковременная. Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Мои рекомендации родителям детей, вновь пришедших в детский сад. Спокойное утро.

Главное правило: спокойная мама - спокойный малыш!

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость. Разговаривайте с ребенком спокойным уверенным голосом. Иногда хорошим помощником является

    игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Сократите время прощания!

Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном. Будьте тверды, убедительны. Уходите, не оборачиваясь. Ведь у вас – дела, работа, и ребенок об этом прекрасно знает. Твердо выполняйте обещания! Если сказали, что заберете ребенка после обеда- забирайте в назначенное время!

Не обманывайте ребенка, не заставляйте его плакать, ожидая вас. Выработайте порядок действий, которые повторяются раз за разом. Например, уходя, мама всегда:

- на три минутки берет малыша на руки;

- целует и говорит, куда уходит и когда придет;

- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);

- говорит «спасибо» и «пока-пока»;

- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;

- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;

- уходит.

Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Моя помощь ребенку на этапе адаптации к детскому саду

Предлагаю родителям первые дни ребенка приводить не к завтраку, а к прогулке и оставлять ребенка именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

Я рекомендую приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.

Каждый вновь поступивший ребенок находится у меня в центре внимании. Я спокойно, ласково и подробно объясняю ребенку все происходящее, готовлю его к каждому режимному процессу.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличиваю постепенно в зависимости от привыкания ребенка.

Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому я применяю:

    - колыбельные мелодии;

- ласкаю ребенка: поглаживаю;

В своей работе я веду тетрадь эмоционального состояния вновь прибывшего ребенка и контролирую с помощью “Листа адаптации”, где отмечаю по методике К.Печоры эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Что я хотела бы порекомендовать родителям.

К детскому саду ребенка нужно готовить заранее: рассказывать, что та¬кое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрос¬лыми. В саду все приспособлено для детей.

Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем. В саду дети кушают, занимаются, играют, гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе это тоже было интересно.

Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло. Нам нужно подготовиться, купить необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила детского сада.

Если ребёнок с трудом расстаётся с родителями, я разрешаю маме в первый день быть с малышом в группе. Будьте рядом, но не вместе. Постепенно малыш отойдёт от вас, а подружившись с воспитателем «забудет», что вы не рядом.

Мои рекомендации в том, что необходимо выдерживать режим дома. Ребёнок не может одновременно справиться с переменой всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние и снизит возможность хорошей адаптации.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом!

Встреча вечером должна быть радостной. Не забудьте: ребенок очень нуждается в вашем внимании и тепле – ведь он целый день был без вас! Несмотря на ваши взрослые проблемы и усталость после работы, хотя бы час в день полностью посвящайте играм и разговорам с ребенком.

Хочу отметить ошибки родителей:

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

По моему опыту полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду. Если ребенок готовится к детскому саду, если и семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму. И через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков

Даже если адаптационный период проходит гладко, ребенок с удовольствием ходит в детский сад, не заболевает в течение 2-3 недель, это не значит, что детский сад не является нагрузкой. Большое количество новой информации, новых условий, даже если они принимаются малышом положительно, - это все равно тяжело. Посещение детского сада в течение первых двух месяцев должно происходить в индивидуальном режиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада""

1. Правила адаптации.2. Первый в жизни коллектив.3.Ох уж этот режим.4.Рекомендации родителям  Консультация для родителейПервый в жизни коллектив.Правила адаптации...

Консультация для родителей, чьи дети поступают в детский сад. Ранее рисование как начало общего развития детей.

Консультация для родителей, которые обеспокоенны, тем,  как рекомендуется подготовить ребёнка к посщению детского сада....

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада"

В консультации даны основные понятия, связанные с адаптацией детей к условиям детского сада; перечислены факторы, от которых зависит течение адаптационного периода; причины тяжелой адаптации к ус...

Консультация для родителей "Оздоровление детей летом в детском саду"

Летний период представляет собой уникальную возможность для укрепления здоровья у детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыкам безопасного поведения в природе....

Консультация для родителей «Развитие детей через организацию детского эксперементирования: форма « Игровое взаимодействие родителей и детей».

Ребенок – прирожденный исследователь.Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают р...