Коммуникативные игры для детей с РАС
картотека по психологии

Ирина Александровна Алахтаева

Подбор коммуникативных игр для детей любой группы детей с расстройством аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry_dlya_detey_lyuboy_gruppy_rda.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЛЮБОЙ ГРУППЫ РДА

1. «Твоя ладошка, моя ладошка»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Педагог (психолог) берет ребенка за руки и ритмично похлопывает
своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка...»
2. «Ладушки»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Педагог (психолог) садится напротив ребенка, выставляет руки
ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки,
ладушки...»
Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить
игру.
3. «Мы на лодочке плывем»
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Педагог (психолог) берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:
                      Мы на лодочке плывем,
                      Тихо песенку поем:
                      «Ля-ля-ля, ля-ля-ля»
                       Покачнулись ты и я...
                                              С. Ихсанова
4. «Покатаем мячик»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Педагог (психолог) катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок  сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.
5. «Передай мяч»
Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом (психо-
логом) и другими детьми.
Игра проводится в подгруппе с детьми 3-й и 4-й групп дизонтогенеза.
Педагог (психолог) передает мяч одному из детей и произносит его
имя, ребенок должен передать мяч другому ребенку и т. д.
6. «На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности
к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Педагог пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматри-
вать их и ловить.
Некоторые дети 1-й и 2-й групп первое время боятся дотрагиваться
до пузырей, а впоследствии с удовольствием хлопают по ним.
7. Игры с воздушным шаром
Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом (психо-
логом), зрительного внимания, ручной координации.
Шарик летит и падает легко, не пугая и не возбуждая ребенка.
К тому же шар отличается прозрачностью, напоминая огромный мыль-
ный пузырь, что особенно привлекает аутичного ребенка.
Игру можно сопровождать стихотворением:
                   Мы возьмем воздушный шарик
                   И подкинем высоко.
                   Мы за ниточку ухватим
                   И посмотрим на него:
                   Полюбуемся, как шарик
                   Опускается легко.
                            С. Ихсанова
8. «Бумажный листопад»
Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла. В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги, затем подбрасывать их вверх со словами: «Листики кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев.
9. «Мой кубик, твой кубик…»
Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом (психо-
логом), обучение соблюдению очередности и аккуратности при выпол-
нении задания.
Педагог первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
10. «Кто сильнее подует?»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.
Педагог (логопед, психолог) привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.
11. «На острове чаек»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания,
расслабление.
Педагог (психолог) и ребенок слушают релаксирующую музыку со
звуками природы («Остров чаек», «Шторм»). Во время прослушивания романтической музыки взрослый и ребенок спокойно сидят, иногда смотрят друг на друга, держатся за руки. Когда музыка сопровождается криками чаек, педагог предлагает имитировать полет птиц
взмахами рук. Когда слышны звуки ветра, педагог побуждает ребенка
дуть на тюлевую занавеску, «делая ветерок».
12. «Водим хоровод»
Цель: формирование эмоционального контакта со всеми участниками группы.
Игра хорошо проводится в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Дети, взявшись за руки, вместе со взрослыми
водят хоровод под веселую музыку. Дети 1-2-й, а иногда и 3-й, 4-й групп на первых порах не могут
войти в круг, затыкают уши, закрывают глаза, отворачиваются, убега-
ют. Но со временем научаются удерживаться в круге, улыбаются, смеются, заглядывают в глаза.
13. «Пузырь» (русская народная игра)
Цель: формирование эмоционального контакта со всеми участника-
ми группы, активизация речи и дыхания.
Педагог побуждает детей встать в круг, взявшись за руки, двигаться
и расширять круг, затем опускать сцепленные руки и сужать круг. Игра
проводится после адаптации детей в группе.
                 Раздувайся, пузырь!
                 Раздувайся большой!
                 Оставайся, пузырь,
                 Вот такой, вот такой!
                 И не лопайся!
                 Лопнул: «ш-ш-ш-ш»!
14. «Догонялки»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Педагог (психолог) предлагает ребенку убегать, прятаться от него,
приговаривая: «Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка,
обнимает его, старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь по-
меняться ролями.
15. «Напугаю, напугаю»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Педагог изображает «рожки», бежит за ребенком, приговаривая:
«Забодаю-забодаю!» Поймав ребенка, делает ему «козу». Затем роли
меняются.
Дети 3-й и 4-й групп хорошо усваивают правила игры, с удовольствием в нее играют.
16. «Птички»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями. Первый вариант. Педагог психолог) показывает ребенку (детям),
как (детям) «полетать» вместе
с ним со словами: «Полетели-полетели!»
Второй вариант. Задание усложняется: педагог садится на корточки, стучит пальцем по полу, показывая, как птички клюют зернышки.
Дети повторяют за педагогом.
17. «Закружились, завертелись»
Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций.
Педагог (психолог) берет ребенка за руки и кружится вместе с ним,
заглядывая ему в глаза.
18. «Снежки»
Цель: формирование положительных эмоций, активизация психи-
ческой деятельности, развитие ручной координации.
Педагог (психолог) побуждает детей 1-й и 2-й групп подбрасывать
вверх изготовленные из ваты снежки, а детей 3-й и 4-й групп - - кидать
снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать каждого ребенка
складывать «снежки» в коробку.
19. «Снежок»*
Цель: формирование коммуникации между детьми группы.
Педагог (психолог) читает стихи:
Встали дети в кружок,
Увидали снежок:
- Кому дать? Кому дать?
Кому снежок передать?
Дети передают «снежки» из ваты, называя имя ребенка, например:
«Передаю снежок Вадику».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные игры для детей и родителей

Подборка подвижных игр и аттракционов коммуникативной направленности....

коммуникативные игры для детей

Цель: сплотить коллектив, развить взаимопонимание в группе....

Коммуникативные игры. Обучение детей навыкам общения.

В основу нашей работы была положена идея В.А.Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.В...

«Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»

«Коммуникативные игрыдля детейстаршего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»...

Коммуникативные игры для детей и взрослых общаемся и играем

Коммуникативные игры для детей и взрослых...