Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (аннотация)
материал

Наталья Дмитриевна Павлова

В Российской Федерации действует закон об образовании от 12 декабря 2012 года № 273 ФЗ. Однако время требует внесения поправок. Изменения вносились в закон не один раз. Первые поправки были сделаны в 2019-2020 году. Затем, 20 июля 2023 года Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании в Российской Федерации». 28 июля 2023 года закон одобрен Советом Федерации и опубликован он был 04.08 2023 года. С этого момента закон вступил в силу и на территории Российской Федерации изменения действуют уже с 01 сентября 2023 года , за исключением пункта о переименовании школьной дисциплины ОБЖ в основы безопасности и защиты Родины», он вступает в силу с 1 сентября 2024 года. Поправки коснулись всех уровней образования в Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл federalnyy_zakon_ob_obrazovanii.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

       Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»    

                              № 273-ФЗ от 29.12.2012 года (аннотация)

     

      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, утвержден Президентом РФ 29.12.2012 года и вступил в силу с 01.09.2013 года.

      ФЗ «Об образовании» разработан с целью совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативно-правовым актом в сфере образования, устанавливающим правовые, организационные, экономические основы образования в РФ, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

       Данный закон вносит изменения в юридическую терминологию российского права.

       Во-первых, под образованием в данном законе понимается единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а так же совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

      Во-вторых он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика», «направленность (профиль) образования» и т.д. Определено понятие «качество образования» - как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовка обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

       В-третьих, он меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

      Федеральный закон «Об образовании» устанавливает уровни общего образования (дошкольное, начальное, среднее, профессиональное, высшее) и регулирует порядок получения профессионального и дополнительного образования.

Федеральный закон № 273 устанавливает:

- Понятия и цели дополнительного образования,

-Место дополнительного образования детей в структуре системы образования РФ,

-Виды и подвиды дополнительного образования, разновидности образовательных программ, типы образовательных организаций, в которых реализуются программы дополнительного образования детей,

-Гарантии на доступность дополнительного образования.

Регламентирует особенности:

-реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства, физической культуры и спорта,

-условия приема детей и выдачи документа об обучении.

      Согласно закона об образовании дети с ОВЗ, дети-инвалиды могут обучаться в условиях:

- специального (коррекционного) образования;

- инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);

- в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;

- в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;

- в условиях домашнего (семейного) образования.

Федеральный закон определяет:

-права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений (педагогических работников, обучающихся, их родителей или законных представителей) в том числе для образовательных организаций дополнительного образования,

-особенности сетевых и дистанционных форм образования.

Так же определяет механизмы и принципы получения образования и порядок приёма в образовательные учреждения граждан с целью получения доступного, бесплатного и качественного образования.

Основные принципы Закона об образовании РФ:

  1. Гуманистический характер образования.
  2. Приоритет общечеловеческих ценностей.
  3. Равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования.
  4. Свободное развитие личности.
  5. Безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества.
  6. Акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям.
  7. Перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях.
  8. Автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе.
  9. Общедоступность образования, возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий.
  10.   Всесторонняя защита потребителя образования.

Закон содержит 760 частей, представленных в 110 статьях, которые объединены в 15 глав.

Главы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

Глава 1 Общие положения закона

Глава 2 Система образования

Глава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Глава 4 Обучающие и их родители (законные представители)

Глава 5 Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Глава 6 Основания возникновение, изменения и прекращения образовательных отношений

Глава 7 Общее образование

Глава 8 Профессиональное образование

Глава 9 Профессиональное обучение

Глава 10 Дополнительное образование

Глава 11 Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

Глава 12 Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

Глава 13 Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образования

Глава 15 Заключительные положения закона

                         Поправки в Закон об образовании 2019-2020.

Основные нововведения.

      Эта редакция продолжила эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

       Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

      Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

      Кроме того, эта редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;

определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;

в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;

оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

     Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» направлен на:

-создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами РФ в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан;

-комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования;

-обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

       Однако, время снова требует внесения поправок и 20 июля 2023 года Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании в Российской Федерации». 28 июля 2023 года закон одобрен Советом Федерации и опубликован он был 04.08 2023 года. С этого момента закон вступил в силу и на территории Российской Федерации изменения действуют уже с 01 сентября 2023 года, за исключением пункта о переименовании школьной дисциплины ОБЖ в основы безопасности и защиты Родины», он вступает в силу с 1 сентября 2024 года. Поправки коснулись реализации образовательного процесса на всех уровнях, в том числе и дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-

Программа  разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации,  Федераль...