Мастер-класс для педагогов «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста.
учебно-методический материал

В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В   системе   дошкольного   образования    наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции  идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад №161» г. Перми

Мастер-класс для педагогов «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста.

Приготовила воспитатель:

Маматова Марина Петровна

Ноябрь, 2022

«Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»

Мишель де Монтень

Цель занятий нейрогимнастики для детей

1.Развитие межполушарной специализации.
2.Развитие межполушарного взаимодействия.

3.Развитие комиссур (межполушарных связей).
4.Синхронизация работы полушарий.
5.Развитие мелкой моторики.
6.Развитие индивидуальных способностей.
7.Развитие памяти, внимания.
8.Развитие речи.
9.Развитие мышления.

10.Снятие стресса.

Задачи, решаемые в ходе занятий нейрогимнастики

1. Формирование правильной, четкой речи;

2. Активизация речевых зон в мозге;

3. Обучение техникам концентрации внимания, саморегуляции;

4. Развитие физических качеств (координация движений, ловкость, гибкость и т.д.);

5. Развитие мелкой моторики рук;

6. Выравнивание внутреннего состояния (гиперактивность и вялость);

7. Достижение сбалансированного взаимодействия правого и левого полушария мозга. 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

1. Постановка педагогической проблемы.

2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

3. Рефлексия.

ЦЕЛЬ  МАСТЕР – КЛАССА:

Знакомство педагогов с приемами нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

1. Познакомить педагогов с некоторыми элементами нейрогимнастики для детей дошкольного возраста, используемых в практической деятельности

2. Повышать профессиональное мастерство, стимулировать  коллег на обмен опытом.

Уважаемые педагоги!

Знаете ли вы, что по статистике каждый человек в среднем использует свой мозг всего лишь на 30%, а остальные 70% – это неиспользуемые резервы и возможности.

 

Перед вами ребенок. Вполне себе обычный наш воспитанник.

- Скажите, какой он? Ответы педагогов

- Хорошо. Что он умеет делать и что мы должны его научить делать? Ответы

- А теперь давайте посмотрим, какое полушарие ГМ отвечает за определенные умения ребенка.

На слайде рисунок ГМ

За что отвечает правое полушарие:

 - обработка невербальной информации, эмоциональность;

- музыкальные и художественные способности;

- ориентация в пространстве;

- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

- воображение;

- отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

- логика, память;

- абстрактное, аналитическое мышление;

- обработка вербальной информации;

- анализ информации, делает вывод;

- отвечает за правую половину тела.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Сегодня я хотела бы поговорить именно об этом, об упражнениях нейрогимнастики, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.

Обращаю ваше внимание, что мы занимаемся не коррекцией, это удел специалистов, а именно развитием. Эти упражнения общие, рекомендуется их использовать перед началом занятия, на физминутках или просто проводить блок подобных упражнений в течение дня.  Основываются упражнения на программах различных нейропсихологов и педагогов.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ШАГИ»

Перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга.

Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке. Голова немного поворачивается по ходу движения. Рот не зажимается, губы свободны.

  • «Перекрестные шаги» должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
  • «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными усвоение новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.


УПРАЖНЕНИЕ №2 «КНОПКИ МОЗГА»

Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела.

Массируйте углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.
Поменяйте руки

Кнопки Мозга находятся как раз над местом, где разветвляются две сонные артерии.

  • Упражнение обеспечивает приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга, укрепляет сосуды головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого чтения.


УПРАЖНЕНИЕ №3 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНИЯ»

По логике это упражнение должно быть №1! Выполнять его следует сразу, как вы проснулись. Скорее всего многие знают, а некоторые испытали эффект микроакупунктуры в точки ушной раковины. Массаж ушных раковин – обязательный элемент всех видов восточной гимнастики.

Что нужно знать, чтобы с большим эффектом выполнить упражнение, который позволит поменять «ночной колпак» на «колпак для думания»?

Ушная раковина – это проекция тела и ухо можно назвать его пультом управления. Человечек на ухе перевернут вверх ногами: на мочке уха проекция головы ,противозавиток – позвоночник, начиная от мочки: шейный, грудной, поясничный отделы. В нижней чаще (углубление на уровне слухового прохода) проекция органов грудной клетки, в углублении выше козелка – точки брюшной полости, в углублении между ножками протиовозавитка – органы малого таза.


Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте сверху вниз, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.

Поверните голову влево до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.
Поверните голову вправо до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.

  • Активно массируйте ушную раковину, как только проснулись. Это простое упражнение избавит вас от утренней скованности, вечной спутницы пожилых людей, и сделает каждое утро добрым! 
  • Повторяйте  «колпак для думания», когда устали и голова отказывается работать, когда нужно быстро собраться с мыслями. Учитывайте простой факт: это массаж, который вызовет прилив крови уши покраснеют.


УПРАЖНЕНИЕ №4 «СОВА»

Положите правую руку на левое плечо посередине между шей и плечевым суставом, немного поверните голову влево. Начинайте разминать надплечье: на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова.
Голову слегка поворачиваете из стороны в сторону. Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение.

Упражнение расслабляет плечевой пояс. Повторяйте упражнение «Сова» перед публичным выступлением, когда хотите свободного общения, (помогает расслабить плечевой пояс); когда нужно быстро снять стресс и восстановить дыхание, например, после того, как произнесли тост на юбилее друга и разволновались. 


УПРАЖНЕНИЕ №5 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ»

Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты, тело расслаблено.

Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку. Большой палец руки на серединной линии тела, плавным движением руки описываем восьмерку не выпуская его из поля зрения. Поменяйте руки и повторите упражнение Нарисуйте восьмерки двумя руками. Кисти рук сцепить в замок, большие пальцы верх, начинаем описывать восьмерки, не выпуская большие пальцы из поля зрения.

  • «Ленивые восьмерки» активизирует оба глаза и интегрирует оба зрительных поля (правое и левое), помогают в периоды творческого застоя. 
  • Повторяйте «Ленивые восьмерки», когда засиделись в чате до рези в глазах, когда после просмотра «мыльного» сериала хотите переключиться на чтение любимой книги. Доказано, что чтение даже одной главы в день продлевает жизнь на два года.


УПРАЖНЕНИЕ №6 «КРЮКИ ДЕННИСОНА»

Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, просто поставив одну ногу впереди другой, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестные шаги.

Прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой. Упражнение «Крюки» способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, ускоряет реакции.

  • Упражнение «Крюки» поможет избавиться от мышечных зажимов, способствует объединению эмоций с процессами мышления, ускоряет реакции, активизирует творческий потенциал.
  • Упражнение «Крюки Деннисона» стоит выполнить в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, перед публичным выступлением, а также в состоянии возбуждения или подавленности.
  • Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестные шаги.

Это были упражнения американского психолога Пола Деннисона.

А теперь обратимся к упражнениям-тренажерам для мозга. Они основаны на переключении положений или движений рук между собой:

  • «Кольцо»
  • «Мизинец-большой»
  • «Кулак-ладонь»
  • «Лезгинка»
  • «Ухо-нос»
  • «Глаз-язык»
  • Смять листы бумаги обеими руками, затем расправить
  • Счетные палочки
  • Одновременно двумя руками провести линии сверху вниз, от точки к точке (Трясорукова, стр.12)
  • Зеркальное рисование
  • Вычеркнуть левой рукой все красные круги, затем левой рукой – все черные (Трясорукова, стр.24)

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов нейрогимнастики оказывает положительное влияние на развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, и способствует коррекции недостатков речевого развития не только у детей, но и у взрослых.

 

И в заключение маленький совет:

Мы с вами выполняем ежедневные физические действия «удобной» для нас рукой. Попробуйте сами и предложите родителям и детям, например - чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «непривычной» рукой активизирует новые участки мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"...

Мастер - класс "Арт- терапия как здоровьесберегающий элемент в образовательной работе с детьми дошкольного возраста"

Арт- терапия лечение искусством. Арт- педагогика относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт- терапию и обучение. Арт- педагогика имеет мощный потенциал...

Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...

МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».

Задачи:- познакомить воспитателей с развивающими играми В. В. Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми.- развивать творческий познавательный интерес к играм В. ...

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Мастер-класс для педагогов «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста»

Целью данного мастер-класса являлось знакомство педагогов с приемами нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.Сегодня в общеобразовательные детские сады ходят дети, имеющие различные нар...

Мастер-класс для педагогов «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста»Цель: знакомство педагогов с приемами нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста....