Консультации для воспитателей
консультация

Красовская Инесса Игоревна

1. Консультация для воспитателей  на тему "Театрализация, как средство проявления и развития творческих и музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. (Картотека  игр драматизаций).

2.Консультация для воспитателей "Слушание музяки в свободной игровой деятельности детей и в режимные моменты".

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Консультация для воспитателей на тему «Театрализация, как средство проявления и развития творческих и музыкальных способностей у детей  дошкольного возраста».

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит:

  • интегрированное воспитание детей,
  • обучение выразительному чтению, пластике движения
  • обучение пению, игре на музыкальных инструментах.
  • Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает речь детей.

Задачи и методы театрализованной деятельности:

  • Создание условий для творческой активности детей и родителей.
  • Последовательное знакомство детей с видами театров.
  • Совершенствование артистических навыков.
  • Раскрепощение ребенка.
  • Работа над речью и интонацией.
  • Коллективные действия (в танцах, играх).
  • Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

желание детей действовать, развивает готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует выработке качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

 

 Проанализировав материал по театральной деятельности, мною был отобран материал в виде игр драматизаций, так как они наиболее просты в творческом исполнении на начальном этапе работы в данном направлении. В связи с этим предоставляю картотеку игр драматизаций, которые могут быть использованы воспитателями в рамках игровых занятий в группе.

Игры-драматизации - это небольшой мини-спектакль, в котором  ребёнок раскрывается со всех сторон

                               ВИДЫ ИГР – ДРАМАТИЗАЦИЙ:

  • Театрализованные игровые песни, хороводы,  попевки.

  • Образно-пластические  этюды
  • Музыкально - дидактические   игры  и упражнения

 Игры-драматизации подразделяются на следующие виды:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
  • инсценировки небольших сюжетов.

Игры-имитации чаще используются в младшем и среднем дошкольном возрасте. В них дети могут импровизировать, подражая движениям героев произведения, стараясь передать их характерные особенности. К играм-имитациям относится также звукоподражание, когда при ознакомлении с произведением дети изображают звуки характерные для того или иного персонажа (чаще животных).

Следующий вид игр-драматизаций – это ролевые диалоги на основе текста. Для обыгрывания ролевых диалогов необходимо подобрать произведение с двумя или более героями. Желательно, чтобы персонажи были наделены выразительными характерами.

Далее последуют примеры разных видов игр драматизаций.

                               ОБРАЗНО –  ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД

«ЧТО ТАКОЕ  ВЕСНА»

Цель:  Ввести детей в процесс музыкального творчества путем воплощения 

        образов весны с  помощью  образных, танцевальных  движений, жестов

Задачи:

  1.  Развивать у детей активность  и  самостоятельность, предоставляя возможность: выбора ролей,  определения целесообразных действий,  движений  персонажа на игровом пространстве.

2.  Учить детей двигаться и танцевать в соответствии с характером и ритмом музыки.

3. Воспитывать у детей  коммуникативные качества:     -умение договариваться,

 4. совместно действовать в коллективе,  -радоваться успехам  друг друга.

Атрибуты: Шапочки , султанчики и картинки героев, прикрепленные к столикам (6шт. ):   солнышки, птицы,       звери, бабочки,  ручейки, цветочки. 

Музыкальный материал:  Аудиозапись  музыки  П.И.Чайковского  «Апрель. Подснежник» («Времена года»)

ХОД ИГРЫ:

1.      Введение в игру.  Педагог: «Ребята, предлагаю сегодня не просто послушать сказку, а вместе  её придумать и поиграть. И так… начнем?

(показывает на Медвежонка,  изображенного  на картинке или слайде)

«Однажды весной вышел из берлоги медвежонок и спросил:

    «Что  такое весна?»

  (картинка с медвежонком)

            Педагог:   «Этот медвежонок недавно родился и еще не знает что такое весна.  А вы, ребята, знаете? (ответы детей).

 Давайте поможем медвежонку тоже узнать, покажем ему, что же происходит весной. Посмотрите  на картинки героев весны  и выберите,  в кого  вы хотите превратиться.»

2.     Выбор роли, распределение по группам.

  Дети делают выбор и подходят  к  выбранной картинке, которая прикреплены  к столикам с шапочками и предметами  героев, и разделяются на группы.

3.     Задание детям придумать  совместно движения и действия для своих героев (Воспитатель и  муз.руководитель  ходят по группам, выясняют задумки детей, могут подсказать)

4.     Звучит музыка И.П.Чайковского «Апрель»(3мин)

Педагог читает текст сказки.

Дети выполняют действия и движения  в соответствии с музыкой и текстом:

      « Пришла весна. Засияло Солнышко, оно светит все ярче и теплее

(выход детей-солнышек с солнышками на палочках)
         Сияет солнце спозаранку. Снег темный сделался, намок

         И распевая звонко песни   бежит веселый Ручеёк 

(выход детей ручейков с султанчиками голубого цвета) 
        Чирик! Чирик! Летят скворцы, дрозды, грачи- попробуй всех      

        перекричи…..? 

(выходят дети-птицы в шапочках)

     У домов и на лужочках  появляются красивые ….. Цветочки

(выходят дети-цветочки в шапочках)

    Вот и Бабочки проснулись, летают, над цветочками порхают

(выходят дети-цветочки в шапочках)

     У леса на опушке  вышли разные  Зверюшки
 (выходят дети-зверюшки в шапочках)

 Все танцуют, всем сегодня не до сна! Вся природа радуется, что пришла Весна!!!!

(дети могут в конце танцевать парами)

                                    (По окончании музыки дети садятся)

5.     Подведение итогов игры (картинки2-3)

комментарии:   картинка 2 Весна

Педагог: Вот какая картинка Весны у нас получилась

                    (Обращает внимание на картинку весны на экране)

               Мы вместе постарались, красиво и интересно исполнили свои роли.      

               Интересно, нашему медвежонку стало понятно, что такое весна?

                Посмотрим!!!

 картинка 3 с изображением Медвежонка и его мамы

                        Педагог читает: «Я понял, что такое весна!!!» -сказал

                       Медвежонок и прибежал к маме!»

 

                                  Игра-пантомима «Медвежата»

 

Цель: Развивать пантомимические навыки.

Педагог:  Посмотрите, ребята, перед вами гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!

Расскажи стихи руками (игра-импровизация)

Цель:  Побуждать детей к импровизации.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

Игры на мышечное напряжение и расслабление

«Деревянные и тряпичные куклы»

При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.

В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.

«Цветочек»

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).

«Веревочки»

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.

«Стряхнуть воду с платочков»

Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

«Незнайка»

Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их).

«Крылья самолета и мягкая подушка»

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

«Мельница»

Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.

«Маятник»

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

«Паровозики»

Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед  т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

«Кошка выпускает когти»

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки — то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).

«Великаны и гномы»

Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.

Игры на развитие выразительности и воображения

Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

«Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

«Кузнечик»

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шею вытянуть вперед» пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

«Вкусные конфеты»

У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

«Новая кукла»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.

«После дождя»

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

«Цветок»

Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх — цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Танец розы»

Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

«Отгадай, кто мы»

Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

Движениями дети показывают, во что или в кого они превратились (слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.). Ведущий отгадывает — отгадав, расколдовывает детей.

Игры НА ВООБРАЖЕНИЕ

Цель:  совершенствовать воображение, восприятие у детей, учить искать выразительные средства для создания яркого образа.

Ребята, представьте, что вы — художники.

Руки — это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.

А теперь — в желтую краску, рисуем солнце. Круг.

А теперь — лучики, выразительные глаза.

Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем.

Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами.)

А какими? (Ромашками.) Рисуем.

Послушайте: ветер шумит веточками дерева — какого? (Березы.) Рисуем.

Итак, мы в лесу, на полянке.

Представьте, что вы — цветочки.

Самое раннее утро, солнышко выглянуло.

Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы.

Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит.

А сейчас правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую — на пояс.

Живот — это воздушный шарик.

Медленный вдох — выдох — «ниточка у шарика плавно распускается».

Вдох — правая рука вперед, в кулачок.

Открыли кулачок, а там — маленькое перышко. Выдох — дунули на него, оно улетело.

Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного.

Медленный выдох — свобода.

Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2, 3, 4, 5, 6-й — все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.

Звучит музыка с четким ритмом.

«Идем во фруктовый сад» (ходьба по залу).

«Вдыхаем аромат яблок».

«Пытаемся достать яблоки на дереве» (поднимаем сначала левую руку вверх, потом — правую).

 «Еще раз пытаемся достать яблоки» (подпрыгиваем на месте, руки по очереди вверх).

«Как же достать яблоки?» (полуприседания, руки в стороны — вниз).

«Нужно подставить лестницу и залезть на нее» (имитируем подъем на лестницу).

«Срываем яблоки и кладем их в ведро» (имитируем сбор яблок).

«Отдыхаем» (спускаемся и садимся, закрыв глаза, на ковер).

Игра: «Звонкие ладошки».

Цель:

Обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов. Учить умению  хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой, передавать  ритмический рисунок музыки,  наполнять движение эмоциональным смыслом.

«Колокола».

Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.

«Колокольчики».

Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого

«Тарелка».

Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая — снизу вверх.

«Ловлю комариков».

Легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу — согнутыми в локтях руками.

«Бубен».

Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой.

Хлопки могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа.

«Подушечка».

Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками перед корпусом и за ним.

«Вертушки».

Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.

Иры на развитие плавных движений рук

«Ветерок».

Перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.

«Ленточки».

Попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.

«Волна».

Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.

«Крылья».

Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

«Поющие руки».

Из положения «руки в стороны» мягким движением

кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад.

Игры на РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Цель:  закреплять выразительные приемы создания игрового образа, следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать.

Игры на развитие выразительной мимики.

Цель:  учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

Соленый чай.

Ем лимон.

Сердитый дедушка.

Лампочка потухла, зажглась.

Грязная бумажка.

Тепло-холодно.

Рассердились на драчуна.

Встретили хорошего знакомого.

Обиделись.

Удивились.

Испугались забияку.

Умеем лукавить (подмигивание).

Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

Мне грустно.

Получить подарок.

Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

Не сердись!

Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

Будь внимателен.

Радость.

Восторг.

Я чищу зубы.

Игра: «Музыкальная импровизация»

В руки палочки возьми, Мишкам спеть ты помоги, И мелодию лесную

Ты ритмично простучи.

Повтори ритм на металлофоне, ксилофоне и т.д. Придумай свой.

Изобрази на ксилофоне грустный и веселый дождик.

Данная картотека постепенно пополняется и расширяется включением новых примеров разных видов игр драматизаций.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему  «Слушание музыки в свободной игровой деятельности детей и режимные моменты»

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей; развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности; активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления; психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

        Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

  1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
  2. И.С.Бах. "Шутка".
  3. И.Брамс. "Вальс".
  4. А.Вивальди "Времена года"
  5. Й.Гайдн. "Серенада"
  6. Д.Кабалевский "Клоуны"
  7. Д.Кабалевский "Петя и волк"
  8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
  9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
  10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

  1. "Антошка" В.Шаинский
  2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  3. "Будьте добры" А.Санин
  4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  7. "Если добрый ты" Б.Савельев
  8. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
  9. "Настоящий друг" Б.Савельев
  10. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

  1. Л.Боккерини "Менуэт"
  2. Э.Григ "Утро"
  3. А.Дворжак "Славянский танец"
  4. Лютневая музыка XVII века
  5. Ф.Лист "Утешения"
  6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  7. В.Моцарт "Сонаты"
  8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
  9. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
  10. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

  1. Т.Альбиони "Адажио"
  2. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
  3. Л.Бетховен "Лунная соната"
  4. К.Глюк "Мелодия"
  5. Э.Григ "Песня Сольвейг"
  6. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

  1. Н.Римский-Корсаков "Море"
  2. Г.Свиридов "Романс"
  3. К.Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...