Новые требования к воспитателю в условиях модернизации дошкольного образования
статья

Привалова Ольга Анатольевна

Задача современного воспитателя - воспитать личность, владеющую основными культурными способами деятельности, инициативную и самостоятельную в разных видах деятельности, имеющую положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, хорошо владеющую устной речью, способную к волевым усилиям, любознательную.

Меняются требования к результатам обучения и воспитания, воспитатели должны идти на шаг впереди, в ногу со временем,  и тоже меняться.

Каким же должен быть современный воспитатель?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_trebovaniya_k_vospitatelyu.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЮ

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Докладчик Привалова Ольга Анатольевна, старший воспитатель МБОУ «СОШ №5 ЦО г. Суворова им. Е.П. Тарасова»

Американский историк и философ науки То́мас Ку́н утверждал, что «образование - это область деятельности, обреченная на перманентное состояние кризиса». Он имел в виду, что стремительность жизни оставляет мало времени на приспособление учебных планов и программ, а жизнь настоятельно требует все более хорошо подготовленных людей.

За последние годы в жизни страны произошли большие изменения, в результате чего появились новые профессии, да и к старым предъявляются новые требования. Например, во многих областях деятельности требуется свободное владение по крайней мере одним иностранным языком, умение пользоваться компьютером и т.д. Поэтому ясно, что новое поколение надо готовить к жизни иначе, чем прежде. Этим и обусловлена необходимость модернизации системы образования.

Немного истории.

Модернизация образования началась в 2002 году, когда правительством России была утверждена Концепция по его модернизации.

Поскольку дошкольное образование является одной из ступеней общего, то модернизация касается и его.

Задача современного воспитателя - воспитать личность, владеющую основными культурными способами деятельности, инициативную и самостоятельную в разных видах деятельности, имеющую положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, хорошо владеющую устной речью, способную к волевым усилиям, любознательную.

Меняются требования к результатам обучения и воспитания, воспитатели должны идти на шаг впереди, в ногу со временем,  и тоже меняться.

Каким же должен быть современный воспитатель?

Трудовые функции воспитателя, требуемые умения и знания сформулированы в профессиональном стандарте "Педагог".

Все мы знаем его требования.

Но знаем так же, что:

        воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего!

        воспитатель должен быть самостоятельным, старательным, дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным.

А также быть обаятельным и привлекательным, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены (ведь воспитатель является для детей образцом); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора.

Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе все эти качества и умения.

Чтобы соответствовать требованиям - необходимо постоянно повышать свой уровень, расти над собой.

Отсюда первое правило современного воспитателя.

Мы с вами как педагоги хорошо знаем, что, чтобы ребенок что-то ЗАХОТЕЛ УЗНАТЬ, ему должно быть это ИНТЕРЕСНО, он должен ЗАХОТЕТЬ учиться.

У нас в детском саду есть много возможностей заинтересовать ребенка, большое количество современных игр.

Для самых маленьких имеются бизиборды, различные игрушки-развивашки.

Для более старшего возраста Логико-малыш, «Фиолетовый лес», игры Воскобовича, инновационные образовательные конструкторы нового поколения «Фанкластик» и «Мегакластик», EduQuest, интерактивное оборудование, роботы.

Чтобы увлечь детей, этим нужно уметь пользоваться, знать технологию подачи знаний посредством этого оборудования.

Отсюда вытекает следующее правило современного воспитателя, а именно  то, что он не только должен идти в ногу с научно-техническим прогрессом, но и должен уметь заинтересовать ребенка, то есть поднять его мотивацию к обучению.

Поэтому мы ведем непрерывный процесс самообразования и повышения квалификации.

Педагоги проходят курсы повышения квалификации, занимаются самообразованием, овладевают современными образовательными технологиями и сочетают, и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными, участвуют в проектах различного уровня.

Важную роль играет также педагогическая копилка. Воспитатели делятся своими находками, показывают их в работе, демонстрируя новые методы и приемы работы. Это важное требование к современному педагогу: умение не только учиться, искать новинки, но и делиться опытом своей работы. Претворить это требование в жизнь помогают педагогические обучающиеся сообщества.

Соответствующее правило современного воспитателя можно назвать «Учись обучая».

Прошлый год был для нас богат на новые интересные проекты. Мы стали участниками программы «Современные дети». К обучающимся подготовительных групп приходили учителя и знакомили их с информатикой, шахматами, английским языком, рассказывали о Тульском крае.

Воспитатели подготовительных групп непосредственно не принимали участия в реализации программы, тем не менее они проделали большую работу по самообразованию. Чтобы иметь возможность оказывать помощь воспитанникам, они учили основы английского языка, научились играть в шахматы и освоили азы информатики.

Самообразование и желание учиться – необходимые качества современного педагога, без которых ему не угнаться за временем.

Важным для нас стало участие в программе благотворительного фонда сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала.

В рамках программы разработан проект создания личностно-развивающей образовательной среды, направленной на развитие личностного потенциала участников образовательного процесса ДОУ через дистанционные формы взаимодействия.

Наш педагогический коллектив начинает осваивать возможности дистанционного образования дошкольников.

В прошлом году я приняла участие в региональном проекте «Путь к успеху» Это был очень интересный опыт.

Он как нельзя лучше вписывается в рамки нашего проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды

Я рассказала о нем своим коллегам, и мы решили, что следует использовать этот опыт у нас в детском саду.

Поскольку технических возможностей для проведения образовательной деятельности в прямом эфире, как это было в ходе проекта, у нас нет, мы сняли коротенькие на 1-2 минуты видеоконсультации-мастер-классы для родителей по теме «Сохранение и укрепление психофизиологического здоровья детей». Мы выкладывали эти ролики в интернет, и родители могли, переходя по ссылкам, смотреть их.  

С 1 сентября начнет работать наш новый сайт на площадке ГОСВЕБ, и на нем любой желающий сможет посмотреть эти видео консультации.

Хочу поделиться планами на будущее. Нам так понравился такой формат образовательной деятельности, что в этом учебном году у нас в планах снимать видеоуроки для детей. Небольшие, до 3-4 минут мастер-классы по нетрадиционному рисованию, изобразительной деятельности, музицированию, развитию речи, играм.

Отсюда следует еще несколько требований к современному воспитателю. Он должен не только знать педагогику и психологию дошкольника, не только уметь доступно объяснять особенности возраста абсолютно всем родителям (а это уже говорит о том, что знание психологии взрослого человека тоже необходимо), но и должен обладать знаниями и умениями, которые помогут ему не только подготовить видеоуроки, но снять их и разместить их в Интернет.

А следующее правило современного воспитателя звучит так: иди в ногу со временем.

В заключение хочу рассказать притчу академика Шалва Александровича Амонашвили «Крылья»

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель, гордо показав на крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои...

И это последнее правило современного воспитателя.

Будь крылатым!

Хочется пожелать, чтобы у педагогов выросли крепкие профессиональные крылья.

Спасибо за внимание!

И будьте крылаты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема "Структура и содержание примерных основных  образовательных  программ дошкольного образования" http://file1.inet21.com/05/26/42/filestore/ДОУ_сборник.pdf...

СОЗДАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из приоритетных инновационных направлений работы нашего детского сада является раннее обучение английскому языку. В качестве альтернативы творческая группа, состоящая из педагогов, обучающих тат...

Презентация к докладу по теме: «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ДОО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Презентация к докладу по теме: "Современные требования к педагогу ДОО в условиях модернизации дошкольного образования" для выступления на семинаре-практикуме в рамках методического объединен...