Методика "Беседы о школе" /Методика разработана Т.А.Нежновой.
тест

Гнусарева Елена Федоровна

Диагностика уровня школьной зрелости 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_besedy_o_shkole.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Методика "Беседы о школе"

/Методика разработана  Т.А.Нежновой. Описание приводится по статье "Динамика внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. - Вестник МГУ, сер.14. -Психология, 1988, №1/

Психолог знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе.  В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".

1. Что тебе нравится /не нравится/ в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то .что с тобой уже бывало, или случилось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой."

2. Представь себе, что мама сегодня вечером вдруг  скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала /или не послушалась тебя и поступила по-своему/, договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, а в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что- бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика, ему тоже семь лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: 'Мы можем пригласить к вам другую  учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителей.

7. Представь, что есть две школы - школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю). В какой школе ты хотел бы учиться?

8. В школе А от первоклассников строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: “сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

Классификация ответов   ( Все ответы разделяются да две категории - А и Б)

А

Вопрос 1: уроки грамоты, счета - занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".

Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, -описывающие распорядок дня, в которой обязательно включены действия по самообразованию.

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма,.

Вопрос 5: несогласие обучение на дому.

Вопрос 6: выбор учителя.

Вопрос 7: выбор школы А.

Вопрос 8: выбор школы А.

Вопрос 9: выбор отметки.

Б

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности - уроки художественно - физкультурно - трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: согласие на отпуск.

Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.

Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор родителей.

Вопрос 7 : выбор школы Б.

Вопрос 8: выбор школы Б.

Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.

 

Преобладание в ответах ребенка категория А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер, Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Остальные методики подробно описаны в предложенной литературе.

Внимательное изучение всей собранной о ребенке информации позволит объективно решить вопрос о дальнейших условиях обучения; составить программу психологической коррекции.

Обобщенно картину школьной дезадаптации можно представить следующим образом.

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности.

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутсвие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений).

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы).

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.

Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.

Школьный невроз или “боязнь школы”,- неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”.

Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем.

Необходимо подключение психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

Литература

  1. 1.Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. / Вопросы психологии. 1993, №1, с.47-53.
  2. 2.Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии.1989, №1.
  3. 3.Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983, №5.
  4. 4.Венгер А.Л.  Схема индивидуального обследования детей школьного возраста. -М., 1989.
  5. 5.Диагностика школьной дезадаптации.-М.: “Социальное здоровье России”, 1995.
  6. 6.Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 1991.
  7. 7.Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мативации учения у дошкольников и младших школьников. -М., 1991.
  8. 8.Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии, 1984, №4.
  9. 9.Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных  функциональных состояний. -М., 1987.
  10. 10.Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. -М.:Просвещение, 1977.
  11. 11.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.:ТЦ “Сфера”, 1996.
  12. 12.Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. -Л., 1973.      
  13. 13.Психогигиена детей и подростков /Под ред. Р.Н.Сердюковской, Р.Гельница. - М., 1985.
  14. 14.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995.
  15. 15.Хаментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии, 1986, №1.
  16. 16.Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. -М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ МЕТОДИКА - «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской

Цель: определение уровня овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого....

Готовность ребенка к обучению в школе. Методика.

Методика«ИЗУЧЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ,ПОСТУПАЮЩИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»...