программа подготовка к школе
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа «Подготовка к школе»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, Федеральныхгосударственных требований дошкольного образования,на основе программы «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных 
учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. 
Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shrr_programma.docx62.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 5 «БЭЛЭКЭЧ»

Принято

педагогическим советом

от________________

Утверждено

 ЗаведующийМБДОУ «Детский сад №5 БЭЛЭКЭЧ»

________Э.Ф. Зиннатуллина

Приказ от _________________

 

ПРОГРАММА

«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Подготовка к школе»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, Федеральных государственных требований дошкольного образования, на основе программы «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных 
учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. 
Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований и в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на различных образовательных ступеньках.

Одна из наиболее важных и болезненных проблем - преемственность между дошкольным и начальным образованием. Поступление ребёнка в школу всё чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребёнка, так и для его семьи.

Готовность к школьному обучению, прежде всего, предполагает: мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний и работоспособность), интеллектуально-познавательную готовность (развитость: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и деятельностную готовность (развитость практических процессов и действий, ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль). Разумеется, необходим также определённый уровень воспитанности личных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми.

Программа «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ» готовит детей к обучению в школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

1.2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ

Социально – эмоциональное развитие.

В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек - это такой, который: всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

К 6 годам ребёнок владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.

Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития социальных по происхождению мотивов: познавательных, просоциальных(побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. Общая самооценка детей представляет собой положительное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, с одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении со взрослым, с другой - очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Общая моторика

Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Психическое развитие

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7. Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов. Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят двакруга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

К 5-6 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

Воображение

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я- реального — тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я- потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Я- потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

Речевое развитие

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется и как будущий самостоятельный читатель. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации. В условиях общения со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу из числа предложенных; достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций.

Трудовая деятельность

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

Игровая деятельность

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - праздник, авария, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания). Совместная игра — важнейшая основа детских взаимоотношений — по- настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое сочувствие.

 1.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Школа раннего развития» не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья;
  • развитие личностных качеств;
  • формирование ценностных установок и ориентаций;
  • развитие творческой активности;
  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умений действовать по правилам.

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

1.4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Реализация поставленных программных целей и задач, отбор содержания непрерывного образования основывается на принципах:

  • самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных способностей ребенка;
  • гуманизация образовательного процесса: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на личность;
  • средовый подход: использование возможностей социокультурной среды;
  • принцип социальной адекватности, предполагающий учет разнообразного влияния окружающей социальной среды;
  • принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.
  • принцип преемственности и непрерывности образования, предполагающий преемственность образовательных ступеней, обучение с учетом полученных обучающимися компетенций на предыдущих этапах обучения. Преемственность в образовании осуществляет миссию создания единых подходов в обучении, воспитании, социализации школьников.

Преемственность обеспечивает связь между устоявшимися традициями и образовательными инновациями; баланс между стабильностью и развитием. Преемственность реализуется на следующих этапах обучения: при переходе детей с уровня дошкольного образования на обучение в 1 классе; при переходе учащихся из начальной школы в основную.

Преемственность мы видим и в механизме создания технологического подхода в освоении новых технологий: коммуникативных, информационных и др.

  • принцип природосообразности, предполагающий использования психологического ресурса ребенка, учета возрастных особенностей, интересов и жизненного опыта ребенка, выявление и развитие способностей обучающихся через систему занятий;
  • принцип доступности, характеризующий управление темпами и содержанием развития посредством организации обучающих воздействий с учетом адекватных возрасту детей методик организации образовательной деятельности;
  • принцип культуросообразности, предполагающий опору в воспитании на национальные, этнорегиональные традиции народов;
  • принцип наглядности, определяющий специфические действия с предметами с применением знаковых моделей,
  • принципа деятельности, который реализуется через актуализацию самостоятельных действий ученика, различных видов образовательной деятельности. Образовательный процесс предполагает использование современных образовательных технологий с учетом системно-деятельностного подхода к построению учебного содержания и с усилением роли учебного сотрудничества в коллективных формах обучения, а также использование иных форм обучения, чем классно-урочная (экскурсия, др.).

Учитывается факт, что многие формы работы, опираются на самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем. То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно.

  • принцип вариативностного подхода, обеспечивающего вариативность системы обучения на всех этапах обучения, использование разнообразие образовательного пространства, форм и приемов учебной практики, интеграция различных видов учебных занятий.

1.5. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методы

  • Игровой
  • Диалоговый
  • Частично-поисковый
  • Метод театрализации
  •  

Формы

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
  • Коллективная

Методические особенности занятий:

  • занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию;
  • диалогичность ведения занятий. На занятиях слово предоставляется ребенку, а педагог организует   процесс общения через систему поставленных вопросов.

         Ведущая деятельность программы: игра, продуктивная, творческая деятельность и моделирование.

1.6. МЕСТО ЗАНЯТИЙ КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа «Подготовка к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:

  • «А, Б, В, Г, Д-ка» по обучению чтению  (56 часов)
  • «Занимательная математика» по математике (56 часов)

Адаптационные занятия организуются на базе садика и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 2 раза в неделю в форме групповых занятий. Продолжительность занятий 15 минут с 5-минутным перерывом. Программа рассчитана на 27 недель. Общее количество занятий – 112.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе;
  • положительное отношение к обучению в школе.

Метапредметные результаты:

  • Познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
  • Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
  • Коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты

Ребенок научится:

- достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

- правильно согласовывать слова в предложении;

- составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;

- ориентироваться на странице книги;

- составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;

-правильно использовать предлоги;

-  правильно произносить звуки

- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 20 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»

Физиологическая готовность выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья.

Социальная готовность определяется готовностью ребенка к новым формам общения взаимодействие в коллективе, адекватная самооценка и др.

Психологическая готовность определяется общим уровнем психического развития ребенка, уровнем психических ориентированных действий, в развитии мотивационной сферы.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Подготовка к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:

  • «А, Б, В, Г, Д-ка» по обучению чтению (56 часов),
  • «Занимательная математика» по математике (56 часов)

 «А, Б, В, Г, Д-ка» по

обучению чтению детей старшего дошкольного возраста

Данная программа составлена по учебному пособию

«Букварь» Жуковой Н.С.

Тема

Дата

Занятия

1

Речь письменная и устная.  Мир звуков и знаков.

октябрь

1

2

Предложение.

октябрь

1

3

Предмет и слово

октябрь

1

4

Устная речь

октябрь

1

5

Слог, ударение

октябрь

1

6

Слово, слог, ударение. Закрепление

октябрь

1

7

Гласные и согласные звуки

октябрь

1

8

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков

октябрь

1

9

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Скороговорки

ноябрь

1

10

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у].

ноябрь

1

11

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о].

ноябрь

1

12

Согласные буквы М, м, обозначающие  звуки [м], [м']

ноябрь

1

13

Деление слов на слоги, определение слогов в словах.

ноябрь

1

14

Учимся соединять буквы. Чтение слогов.

ноябрь

1

15

Согласные буквы С, с, обозначающие  звуки [с], [с']. Учить называть слова с заданным слогом.

ноябрь

1

16

Закрепление букв А. О, У, М, С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке.

ноябрь

1

17

Согласные буквы Х, х, обозначающие  звуки [х], [х']. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО

декабрь

1

18

Согласные буквы Р, р, обозначающие  звуки [р], [р']. Заглавные  буквы, слова с этими буквами.

декабрь

1

19

Согласные буквы Ш, ш. Согласный звук IшI, всегда твердый. Составление предложений из трех слов.

декабрь

1

20

Гласная буква ы, обозначающий звук IыI. Звуковой анализ слов МИШКА,  МЫШКА.

декабрь

1

21

Согласные буквы Л, л, обозначающие  звуки [л], [л']. Точка. Схема предложений. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

декабрь

1

22

Согласные буквы Н, н, обозначающие  звуки [н], [н']. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту

декабрь

1

23

Согласные буквы К, к, обозначающие  звуки [к], [к']. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Чтение слов с буквой к.

декабрь

1

24

Согласные буквы Т, т, обозначающие  звуки [т], [т']. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах.

декабрь

1

25

Чтение слов с буквой т.

январь

1

26

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и].Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И.

январь

27

Согласные буквы П, п, обозначающие  звуки [п], [п']. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста.

январь

1

28

Согласные звуки звонкие и глухие.

январь

1

29

Согласные буквы З, з, обозначающие  звуки [з], [з']. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах.

январь

1

30

Омонимы (Слова звучат одинаково, но смысл разный).

январь

1

31

Согласная буква Й, обозначающий  звук [й]. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели.

февраль

1

32

Согласные буквы Г, г, обозначающие  звуки [г], [г']. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

февраль

1

33

Согласные буквы В, в, обозначающие  звуки [в], [в']. Вопросительные предложения. Пересказ прочитанного.

февраль

1

34

Согласные буквы Д, д, обозначающие  звуки [д], [д']. Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение.

февраль

1

35

Согласные буквы Б, б, обозначающие  звуки [б], [б']. Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Сопоставление звуков и букв Б-П

февраль

1

36

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие  звук [ж]. Сопоставление звуков и букв. Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. Чтение слов с буквой ж.

февраль

1

37

Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Пересказ прочитанного текста.

февраль

1

38

Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова.

февраль

1

39

Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова, определенной структуры

март

1

40

Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов  с буквой  Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Пересказ прочитанного текста.

март

1

41

Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ,  СУ-СЮ, ДУ-ДЮ.

март

1

42

Буквы Ё, ё. Развитие речи. Звуковой анализ слов с буквой Е. Сопоставление букв Е-Е. Закрепить умение составлять предложения с заданным количеством слов

март

1

43

 Согласные буквы Ч, ч, обозначающие  звук [ч]. Чтение слов с буквой ч

март

1

44

Звуковой анализ слов. Закрепить знания о словоразличительной роли букв в слове.

март

1

45

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э].

март

1

46

Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на.за и др.).

март

1

47

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие  звук [ц]. Чтение слов с буквой ц

март

1

48

Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту

март

1

49

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие  звуки [ф], [ф']. Чтение слов с буквой ф.

апрель

1

50

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие  звук [щ]. Чтение слов с буквой щ

апрель

1

51

Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости.

апрель

1

52

Алфавит

апрель

1

53

Михаил Михайлович Пришвин

апрель

1

54

Самуил Яковлевич Маршак

апрель

1

55

Агния Львовна Барто

апрель

1

56

Как хорошо уметь читать. Викторина

апрель

1

«Занимательная математика» по

математике для  детей старшего дошкольного возраста

Данная программа составлена к рабочим тетрадям для дошкольников, Шевелева К. В. «Готовимся к школе».

Тема

Дата

Занятия

1

 Понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу». Использование предлогов:    за, над, перед, на, в, под, между.

октябрь

1

2

 Число 1. Первый, последний.

октябрь

1

3

Больше, меньше, столько же.  Знаки < ,>, =.

октябрь

1

4

Число 2. Пара. Первый, второй.

октябрь

1

5

Решение задач, графические диктанты.

октябрь

1

6

Число 3. Состав числа 3.

октябрь

1

7

Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

октябрь

1

8

Число 4. Состав числа 4.

октябрь

1

9

Решение задач. Логические задания.

ноябрь

1

10

Число 5. Состав числа 5.

ноябрь

1

11

Отрезок. Короче,  длиннее, одинаковой длины.

ноябрь

1

12

Проверочная работа.

ноябрь

1

13

Число 6. Состав числа 6.

ноябрь

1

14

Развивающие задания.

ноябрь

1

15

Число 7. Состав числа 7.

ноябрь

1

16

Число8. Состав числа 8.

ноябрь

1

17

Решение примеров.

декабрь

1

18

Число 9. Состав числа 9.

декабрь

1

19

Ориентация в пространстве и на плоскости.

декабрь

1

20

Знакомство с нулём.

декабрь

1

21

Число 10. Состав числа 10.

декабрь

1

22

 Итоговое занятие.

декабрь

1

23

Решение примеров.

декабрь

1

24

Соотнесение числа, цифры и количества предметов.

декабрь

1

25

Число 11. Состав числа 11.

январь

1

26

Сравнение групп предметов.

январь

1

27

Число 12. Состав числа 12.

январь

1

28

Сравнение групп предметов.

январь

1

29

Число 13. Состав числа 13.

январь

1

30

Сравнение чисел.

январь

1

31

Графические задачи.

февраль

1

32

Число 14. Состав числа 14.

февраль

1

33

Подбор и запись чисел и знаков.

февраль

1

34

Заполнение таблицы.

февраль

1

35

Число 15. Состав числа 15.

февраль

1

36

Логическая задача.

февраль

1

37

Число 16. Состав числа 16.

февраль

1

38

Решение задач.

февраль

1

39

Логические таблицы.

март

1

40

Число 17.

март

1

41

Состав числа 17.

март

1

42

Сравнение чисел.

март

1

43

 Сравнение групп предметов.

март

1

44

Число Запись и решение равенств.18.

март

1

45

Состав числа 18.

март

1

46

Больше. Меньше. Одинаковое количество.

март

1

47

Число 19.

март

1

48

Состав числа 19.

март

1

49

Решение задач с помощью рисунков.

апрель

1

50

Логические задачи.

апрель

1

51

Число 20.

апрель

1

52

Состав числа 20.

апрель

1

53

Счет до 20.

апрель

1

54

Логические задания на развитие памяти и мышления.

апрель

1

55

Части суток, их последовательность.

апрель

1

56

Итоговое занятие «Путешествие в страну Математику»

апрель

1

                                 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ПОЧЕМУЧКИ»

Учебный план устанавливает общее количество часов - 112, из расчёта 2 часа учебной нагрузки в день. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение семи месяцев (27 недель) в форме групповых занятий. Продолжительность занятий – 15 минут с перерывами 5 минут.

Учебно-методическое обеспечение программы:

Рабочая тетрадь для дошкольников, Шевелев К. В. «Готовимся к школе» в 2-х частях

 «Букварь» Жуковой Н.С.

Учебные предметы

Количество занятий в неделю

1 группа

2 группа

Обучение чтению «А,Б,В,Г,Д-ка»

2\56

2\58

Занимательная математика

2\56

2\56

Недельная нагрузка:

4

4

Итого количество часов за год:

112

112

4.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»

Организация групп предшкольной подготовки на базе МБДОУ «Детский сад №5 «БЭЛЭКЭЧ» осуществляется с целью удовлетворения запросов родителей (законных представителей) на оказание данной услуги.

Прием детей в группы предшкольной подготовки осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).

Программа предшкольной подготовки «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ» не допускает дублирования программы детского сада, материала 1 класса, что дает возможность подготовить ребенка к обучению по любому учебно-методическому комплекту.      

В садике созданы благоприятные условия для обеспечения разностороннего развития личности ребенка, комфортности его пребывания во время осуществления образовательного процесса.

Главным условием развития ребенка в «Школе раннего развития» является включение каждого обучающегося в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

  •  образовательный процесс;
  •  предметно – развивающая среда;
  •  взаимодействие участников педагогического процесса.

Для реализации программы предшкольной подготовки имеется необходимая предметно – развивающая среда.

Она включает 1 кабинет для занятий и совместной деятельности детей; спортивный зал со спортивным инвентарем для детей дошкольного возраста.

Педагог  создают все необходимые условия для соблюдения нормами правил по охране труда, техники безопасности, СанПиНов, пожарной безопасности, сохранения здоровья обучающихся при проведении занятий. Педагог проводят учебные занятия на основе поурочных планов, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Проводятся родительские собрания, где педагог информируют родителей об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста, организации учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в школу, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. Проводятся беседы, практикумы для родителей.

5.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. М. Просвещение, 2012.

Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. Волгоград. Учитель, 2011.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Материально-техническое обеспечение учебного курса

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);
  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
  • П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.)

Наборы сюжетных (предметных) картинок

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

Д

Д

Д

 

 

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Видеомагнитофон / видеоплейер (переносной).

Аудиоцентр / магнитофон.

Мультимедийный проектор (переносной).

Компьютер

Сканер (метод.кабинет).

Принтер лазерный (метод.кабинет).

Принтер струйный цветной (метод.кабинет).

Д

 

Д

Д

Д

Д

Д

Д

 

 

 

 

 

С диагональю не менее 72 см

 

 

 

 

Размер не менее 150*150 см

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.

Д

Д

Д

Д

При наличии технических средств

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

П

Ф

 

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбою.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

К

 

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по программе "Подготовка к школе детей с ЗПР" под ред. С.Г.Шевченко

Комплексно-тематическое планирование по программе "Подготовка к школе детей С ЗПР" под редакцией С.Г.Шевченко в группе компенсирующей направленности детей 6-7 года жизни....

Рабочая модифицированная дополнительная образовательная программа "Подготовка к школе"

Программа рассчитана на дошкольников в возрасте 6 - 7 лет. Срок реализации программы 1 год....

Тематическое планирование по программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

Эта программа поможет педагогам построить свою воспитательскую деятельность в зависимости от особенностей развития детей с задержкой психо-эмоционального развития. При разработке планирования исп...

Программа подготовки к школе "Мои первые уроки" на 2015-2020 учебные годы

В данной программе представлены занятия по подготовке к школе старших дошкольников. Программа соответствует ФГОС....

Программа подготовки к школе "Приключения будущих первоклассников", автор Куражева Н.Ю., Козлова И.А.

Программа подготовки к школе "Приключения будущих первоклассников", автор Куражева Н.Ю., Козлова И.А....